Святой, который почти утратил веру

21 сентября, 2021 Жития святых Комментарии : 0
Читали : 70

Источник: Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν Νήφοντος… 46-47 // Матерiали з iсторii вiзантиiйсько-слов’янськоi’ лiтератури та мови / Пiдгот.: О. В. Ристенко. Од., 1928. С. 31-35
Перевод: П. А. Пашков

46. Однажды вечером [святой Нифонт] стоял и молился. И внезапно услышал он словно тяжкий гул, приближавшийся и наполнявший его слух. «Что же это?» — спросил он в тревоге. И когда он говорил, вот — диавол пришел, скрежеща зубами, грозя и буйствуя. Мгновенно окутав праведника тьмой, он помрачил его ум, и, устрашив его, привел в смятение. Хотел [святой] произнести молитву — но нет в нем чистого помысла: сон, зевота, потягивания и вялость тогда обрушились на него и тягость многословия, и неутолимая печаль, и… далее я умолкаю. Так [диавол] искушал его ночью и днем, желая лишить его господственной силы ума.

Святой, страшно гнетомый диавольским мраком, сказал: «Грешный Нифонт, вот и легли твои грехи на твою шею, [пришло] искушение, которого ты так боялся. Жестоко помрачил змей, грозно шипящий, твой разум. Так что будь осторожен, следи за собой (πρόσεχε σεαυτὸν ἀσφαλῶς), чтобы не отправиться тебе живому в его брюхо». Говоря это, он запечатлел себя знаком Креста, поскольку беспощадно преследовал его ненасытный волк и пытался одолеть, и твердил: «Прекрати молитву, а не то… ведь мы тут с тобой [одни], и может случиться все, что угодно». Блаженный же говорил: «Я нечистому демону не повинуюсь. Если тебе Бог мой определил убить меня, я приму приговор Бога моего. Если же такого поручения от Бога не дано тебе, я посмеюсь над всеми твоими хитростями». Диавол же говорил: «А что, Бог есть? Нет Бога, все существует само собой (αὐτόματα τὰ πάντα). С чего ты взял, что есть Бог? Какая ложь! Да и что такое Бог? Нет Бога».

Говоря это, злой демон излил тьму, неведение и неразумие на блаженного, повторяя ему: «Нет Бога, Бога нет». И было у нечистого демона три отравных измышления [1], которые он изливал на праведного, пытаясь помрачить его и убедить, что Бога нет. Слыша же все это — что Бога нет — раб Божий горько стонал и говорил: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1). Сгинь, жестокий и богохульный демон, возвращайся во тьму, иди прочь от меня, ибо я верю, что Бог есть и будет».

Но горький диавол [не послушался], но только больше помрачил мысли праведника и сокрыл всякое слово Священного Писания в уме его тьмой сумрачного чародейства. И вот, [святой] приходил, чтобы совершить, по своему обыкновенному правилу, молитву, и было так, что уста его произносили слова молитв, а ум его, окутанный мраком, не сознавал, что говорится или в чем смысл того, что поется. И был он от этого в великой скорби и тоске, потому что часто на молитве он обнаруживал, что ум его уносился прочь, влекомый [этой] сумрачной тьмой, и немного опомнившись, он говорил: «Горе мне, грешному, потому что я не знаю, что говорю!» И снова он начинал молитву с самого начала и с огромным усилием. И так он совершал свою молитву четыре года. И каждый день лжец говорил [праведнику]: «Бога-то нет», напоминая ему эту нелепицу, и таким образом помрачил он его и ввел в невыносимую тоску, так что печаль [святого] от бесовского смущения была столь велика, что взглянув на него, можно было видеть мятущегося в безумии человека, лишенного всякой [надежды на] перемену. Ибо диавол говорил ему: «Я сразу же перестану мучить тебя, только брось молитву, которую ты по привычке совершаешь утром и вечером». А раб Божий, видя наглость змия, отвечал: «Пусть буду блудить, совращать жен, убивать, воровать, пусть любое злодейство совершу, но от ног Господа моего Иисуса Христа не отступлюсь».

А дьявол в ответ: «Что ты говоришь? Значит, есть Христос? Нет Христа. Кто наврал тебе, что есть Христос? Нет Христа. Я один владею всем. Зачем ты оставил меня?»

Отвечал святой: «Да, есть Христос — Бог и человек, Он двойственен (διπλοῦς). А ты, окаянный, до каких пор будешь мучить творение Божие? Не обманешь мои мысли, лжец! Безумный и темный, зачем ты помрачаешь меня? Это потому, что ты — тьма, во тьме ходишь, во тьме нападаешь на людей и во тьме и мраке будешь во веки веков терпеть бичевание. Итак, изыди, враг Бога и святых!»

Так отвечая, праведник терпел и, оставаясь мужественным и непреклонным, прославлял Бога. Но лжец оный не отступал от него, но постоянно твердил ему: «Бога нет. Да и что такое Бог? Ты, выходит, знаешь Бога, о Котором говоришь. И кто тебе показал Его? И где Он? Где живет? Покажи мне Его, и я сам уверую!»

И вот, четыре года, как было сказано выше, так мучил праведника свирепый демон, так что ел ли он, спал, молился или делал что-то еще, [лжец] настойчиво внушал ему, что Бога нет. Дремотным помрачением он похитил его мысль, так что от этого непрестанного напоминания можно было видеть печальное зрелище: праведника, прискорбным образом обратившегося к сомнению. Он то говорил, что Бог есть, то от помрачения и постоянного насилия [дьявольского] начинал и сам думать, что Бога нет.

Так обстояли дела, и святой уже совершенно всего лишился. Однако никогда не оставлял он ни молитвы, ни чтения.

47. И вот, однажды, когда он с вечера встал на молитву, вновь оный сумрачный демон начал насильственно внушать ему мысль, что Бога нет. Праведник же, глядя перед собой, видел изображение лика Господа нашего Иисуса Христа. И, горько плача, он протянул руки к этому драгоценному лику и сказал: «Боже, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси (Пс. 21:2)! Или дай мне знать, что Ты и вправду Бог, или я брошу все, что делал ради имени Твоего и стану исполнять все, что велит диавол!» Сказав это, он встал, ожидая, что услышит. Когда же он глядел на лик честнόго образа, вдруг увидел: вот, засиял образ, как солнце, и заблистал лик на нем, и ощутил [святой] неизреченное благоухание. И блаженный, в ужасе от этого света, не в силах вынести такого сияния, пал на лицо свое и с трепетом сказал: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимых всех и невидимых, и во единого Господа Иисуса Христа, Создателя и Владыку моего, и в Духа Святого Его [2], славного и просвещающего. Господи мой, Иисусе Христе, ради великой Твоей милости, не гневайся, не оттолкни скверного, искусившего Твое святое имя. Ведь Ты знаешь, Господи, как владел мной враг, совершенно утопив меня в злом неверии. И потому — прости меня за то, что я искушал Твое дивное имя, преблагий и милостивый».

Все это сказал он, лежа ниц; затем немного приподнялся, взглянул на лик святой иконы — и увидел дивное видение: лик был исполнен света и весьма приятен для взора, очи же его двигались, совершенно как у живого человека, он кивал, шевелились брови его, равно как и губы. И видя это, праведный Нифонт начал, полный душевной радости, кричать: «Господи, помилуй!»

Ибо его душа чрезвычайно изумилась и удивилась от такого необычайного видения, которое он узрел. И сказал тогда [святой]: «Истинно велик Бог христиан и велика слава и сила Его, ибо не оставил Он до конца погибнуть создание Свое, навек и во веки припадающее к Его пречистым стопам. Благословен Бог и благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ибо Он избавил меня от тьмы и тени смертной, связанного нищетою и железом окованного».

Сказав это и еще больше исполнившись благодарности пред лицом Господа нашего Иисуса Христа, он вышел из Церкви, окончив свою молитву, и отошел в свою келью, где немного поспал. Ибо сердце его было исполнено небесной сладости, отрады и веселья. Видеть его было приятно, поскольку с того времени он ходил со светлым лицом, очень радостный и всегда с улыбкой, так что многие люди, знавшие его, говорили с удивлением: «Что случилось с ним, что он столько лет раньше ходил угрюмый, повесив голову, а теперь так весел и радостен? Может быть, он видел какое-то видение?» И вообще подобное о нем говорили люди.

А сам он всякий раз, когда ему отныне случалось видеть драгоценный образ Господа и Спасителя нашего, поднимал глаза к небу и во всеуслышание говорил: «Ты — Христос, Сын Бога живого; я верую во имя Твое страшное и славное; Ты отражение (ἀπαύγασμα) Отчего света, богатство милости, бессмертное миро, и я верую во имя Твое святое».

Говоря это, он также прибавлял насмешку над диаволом и с презрением к нему говорил о нем про себя: «И где же тот нечистый, который говорил, что Бога нет? Да постыдится он, лживый, гнилой, ничтожный, темный и мерзкий. Ведь мне явился Господь мой и, как неверующему Фоме, дал мне уверение. Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем (Лк. 1:46-47)».

И с таким пением блаженный Нифонт покидал [храм] и обходил все церкви города, прославляя и благодаря без меры Того, Кто посетил его во многом благоухании.

_________________________

[1] По всей видимости, речь о трех доводах демона, которые выше были обращены к святому: «Все существует само собой», «Откуда ты взял, что Бог есть?» (т. е. довод от «непроверяемости» опыта Богопознания) и «Что такое Бог?» (довод от непостижимости Бога).

[2] Дух Святой, по учению святых отцов, именуется «Духом Сына» «как соединенный со Христом по естеству» (Василий Великий, свт. О Святом Духе, 18.46 // Творения. М., 2008. Т. 1. С. 88), и потому, что через Него «является и сообщается твари», хотя и «не от Него имеет бытие» (Iohannes Damascenus. Oratio in Sabbatum Sanctum, 4 // Die Schriften. B., 1988. Bd. 5. S. 124). «Духом Отца» же Дух Святой называется, «поскольку от Отца исходит», то есть получает от Него ипостасное бытие (Ibid.).

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 18 часов

Редакция

Редакция 0
Комментарии: 3Публикации: 138Регистрация: 30-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .