СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ — О МОЛИТВЕ ЗА ВЛАСТЬ (ВКЛЮЧАЯ АНТИХРИСТИАНСКИЕ ВЛАСТИ)

20 мая, 2021 Православие Комментарии : 0
Читали : 78

Содержание:
1.СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
2. СВИДЕТЕЛЬСТВА О МОЛИТВЕ ЗА ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЛАСТИ В ДОНИКЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ
3. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ТОЛКОВАНИЯ НА 1 ТИМ. 2:1-2
4.
 ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О МОЛИТВЕ ЦЕРКВИ ЗА АНТИХРИСТИАНСКИЕ И ОККУПАЦИОННЫЕ ВЛАСТИ
4.1.
 Ярлыки и грамоты золотоордынских ханов — русским митрополитам и епископам времен монголо-татарского ига
4.2. Свидетельства молитв за султана в Восточных Церквях времен Османского ига
4.3. Св. патр. Тихон о молитве за советскую власть
___________

1.СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
1 Тим 2:1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
1 Тим 2:2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.

Отметим, что согласно представлениям современной библеистики, первое послание Тимофею было написано в 62-65 гг., т.е. либо непосредственно перед гонениями Нерона, либо уже после их начала.

2. СВИДЕТЕЛЬСТВА О МОЛИТВЕ ЗА ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЛАСТИ В ДОНИКЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ
2.1. «Молитесь за всех святых. Молитесь также за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех, и сами вы были совершенны.» (Св. Поликарп Смирнский. Послание к Филлипийцам. Сер. II века)

Приведем также цитаты Оригена и Тертуллиана*, которые представляют интерес в качестве исторических свидетельств о практике Древней Церкви.

2.2. «Далее побуждает нас Цельс помогать императору «со всею нашей силой и содействовать ему во всякой правде и защищать его, и сражаться вместе с ним, если он нас к этому нудит, и командовать войсками вместе с ним». Ответим же на это, что в подобающее время мы помогаем императорам, так сказать, воспринимая Божественную помощь и облекаясь во всеоружие Божие (Еф 6:11). Это мы делаем по послушанию апостольскому слову, говорящему: Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (1 Тим 2:1-2). В самом деле, чем более человек благочестив, тем более он полезен императору — больше, чем солдаты, встающие в строй и истребляющие, каких могут, врагов.» (Ориген, Против Цельса)

2.3.«Однако же, если вы уверены, что мы не приемлем никакого участия в жизни императоров, то загляните в наши книги, которые суть само слово Божие. Мы их ни от кого не скрываем: разные обстоятельства допускают и посторонних людей иметь их в своих руках. Вы увидите, что нам из любви к ближнему строго повелено молиться за врагов наших и добро творить гонящим нас.»
(Тертуллиан, Апологетик 319.)
_________
* — цитирование указанных авторов не означает согласия администрации сообщества с их вероучением.

3. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ТОЛКОВАНИЯ НА 1 ТИМ.2:1-2

3.1.Бл. Феофилакт:
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих.
Прежде всего, то есть при ежедневном богослужении. Священник, как общий отец целой вселенной, заботится о всех, подобно тому как Бог, на службу Которому он посвящается, печется о всех. Обрати внимание на широко простирающуюся благодать. Иудейские молитвы не таковы. Не сказал тотчас же: за царей, чтобы не показаться льстецом, но прежде говорит: за всех человеков, и потом уже прибавляет: за царей, хотя бы цари были и неверные: за них должно молиться потому, что тогда они все были таковы. Из того, что мы молимся за всех, двоякое благо проистекает: с одной стороны, чрез это разрушается ненависть, которую мы питаем к некоторым людям, потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком моление творит; с другой стороны, и они становятся лучше, потому что при содействии молитвы прекращают свою злобу и ожесточение против нас. Ибо для тех, которые преследовали и убивали, имеет великое значение, когда они слышат, что мучимые ими молятся за них. Молитвы, прошения, моления, как слова однозначащие, собраны апостолом для возбуждения молитвенной энергии и для выражения, настаиванием чрез эти речения на одном, — требования неотложно поступать так, как он заповедует. Впрочем, некоторые полюбопытствовали отыскать и различие в этих речениях, утверждая что молитва означает прошение об избавлении от скорбного; моление означает испрашивание благ; прошение — вопль с жалобой на нечестивых, обидчиков и неисправимых. Смотри, как мы побуждаемся благодарить и за те блага, которые посылаются другим, например за то, что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (Мф.5:45) и всем подает Свои блага в изобилии, как неверным, так и богохульникам. Чрез это теснейшим образом мы соединяемся в братской любви. Ибо кто благодарит Бога за блага его ближнему, тот обязан и любить его. Тем более, следовательно, мы должны благодарить за блага, ниспосланные нам самим.
Дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную.
Так как вероятным было то, что душа христианина смущалась тем, что во время совершения таинств повелевалось молиться за неверных царей, то апостол предлагает и выгоду, чтобы хотя бы таким образом склонить к принятию увещания. Их спасение, говорит, приносит для нас успокоение: они ведут войну, чтобы мы были в безопасности. Итак, будет ли с чем сообразно, если они из-за нашей безопасности подвергаются опасностям, а мы не хотим открыть и губ — помолиться за них?

Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу.
На что указывает слово: это? На то, что молиться должно за всех, как за неверных, так и за еретиков. Это и по природе хорошо, потому что все мы одной и той же природы, да и Богу угодно.

3.2.Прп. Ефрем Сирин
(Ст. 1). Итак, умоляю тебя, говорит, прежде всего. Заметь, пожалуйста, что и его умоляет по обычному смирению своему, а не по какому-либо случайно встретившемуся поводу. Умоляю тебя, говорит, чтобы прежде всего совершал ты моления и молитвы к Богу за всех людей: и прошения за царей, и благодарения за тех, кои находятся в преимущественном положении, – дабы в спокойствии от войн и в назидании житие проводили они, то есть в святости и праведности. Может быть отсюда получило свое начало в церкви ежедневное, утреннее и вечернее, призывание всех к молитве (о мире всего мира и пр.).
(Ст. 3). Если так будешь поступать, то это хорошо, говорит, и приятно пред Богом,

3.3.Свт. Иоанн Златоуст
1. Священник есть как бы общий отец целой вселенной; поэтому прилично ему заботиться обо всех, подобно тому, как заботится Бог, Которому он посвятил себя. Поэтому говорит апостол: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления«. Отсюда проистекают два блага: с одной стороны, чрез это разрушается ненависть, которую мы питаем к внешним (непринадлежащим к Церкви), – потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком творит моление, с другой – и они становятся лучше, отчасти потому, что за них возносят молитвы, отчасти и потому, что они отлагают ожесточение против нас. Подлинно ничто столько не содействует успеху учения, как то, чтобы любить и быть любимым. Подумай также о том, что значило для тех, которые злоумышляли, наносили побои, изгоняли, умерщвляли (христиан), – услыхать, что те, которые переносят такие страдания, возносят к Богу прилежные молитвы за причиняющих им (эти страдания)!

Видишь ли, в какой степени, согласно с желанием (апостола), христианин должен быть выше всех? Подобно тому, как к малым детям нисколько не уменьшается (отеческая) любовь, хотя бы даже дитя, взятое на руки, ударило своего отца по лицу, так и мы нисколько не должны уменьшать нашей любви к внешним, хотя бы мы и переносили от них удары. Что же значит: «прежде всего»! Значит – при ежедневном богослужении. И это знают посвященные в таинства, – как бывает у нас каждый день, и вечером, и утром, как мы творим молитву эа весь мир, за царей и за всех, которым вверена власть. Но, может быть, скажет кто-либо, что он заповедал (молиться) не за всех, а за верных. Какое же значение будут иметь тогда его слова: «за царей»? Тогда еще не было царей благочестивых, напротив, долгое время преемственно следовали нечестивые за нечестивыми. Кроме того, чтобы это не показалось лестью, он сказал сначала: за всех, а потом: за царей. Если бы он сказал: только за одних царей, тогда, может быть, кто-либо заподозрил бы его в этом. При том, так как было естественно, что душа христианина, слыша это, могла придти в недоумение и не согласиться с этим наставлением, – что при совершении таинств должно приносить молитвы за язычника, – то посмотри, что он говорит и какие предлагает выгоды, чтобы хотя таким образом склонить ее к принятию его внушения. «Да тихое», – говорит, – «и безмолвное житие поживем» – т. е. их спасение доставляет нам безмятежность, – подобно тому, как и в послании к Римлянам, убеждая их повиноваться начальникам, говорит: «не только из [страха] наказания, но и по совести» (Рим.13:5). Ведь Бог учредил власти для общей пользы. И разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с тою целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной службы, не творили даже молитв? Таким образом, это вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости. В самом деле, если бы они не избежали опасности и не имели успеха на войнах, то по необходимости и наши дела тогда пришли бы в замешательство и нестроение; тогда, – после того как они потерпели бы поражение, – и нам самим следовало бы идти на войну, или бежать и повсюду скитаться. Они составляют, говорит он, как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри. «Молитвы, – говорит, – «моления, прошения, благодарения», – потому что нужно благодарить Бога и за те блага, которые посылаются другим, например, за то, что Он солнце сияет на злых и благих и дождит на праведных и неправедных. Видишь ли, что он соединяет и связывает нас друг с другом не только посредством молитвы, но и посредством благодарения? Ведь кто обязан благодарить Бога за блага, ниспосланные его ближнему, тот обязан и любить его, и быть к нему дружески расположенным. А если нужно благодарить за то, что ниспосылается ближнему, то тем более – за то, что совершается с нами самими, и в тайне, и по нашему желанию, и против нашей воли, – и за то, что кажется нам даже неприятным, потому что Бог все устрояет к нашему благу.

3.4.Бл. Феодорит Киррский
1Тим.2:2. За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте
.
«За царя и за всех, иже во власти суть». Весьма премудро присовокупил Апостол: «и за всех», чтобы молитву за царей не почел кто лестию. Поелику же тогдашние властители были злочестивы, явные враги благочестия, то Апостол представляет основательную причину совершаемой за них молитвы.
«Да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте». Ибо когда они заботятся о мире, тогда и мы наслаждаемся тишиною и в безмолвии исполняем закон «благочестия». С благочестием же сопряг Апостол и чистоту, научая сим, что вера имеет нужду в делах. Так и пленные в Вавилоне иудеи писали оставшимся в Иудее, чтобы принесли молитву за Навуходоносора и сына его Валтасара. Но божественный Апостол не только ради сего повелевает совершать молитвы за царей, но и для того, чтобы, отложив нечестие, обучились благочестию.

3.5.Св. Феофан Затворник:
«
Молиться заповедует Апостол: аа) о всех людях,— и о язычниках, а в числе их особенно о властях (стихи 1—2); бб) побуждением к каковой молитве поставляет он: α) да тихое и безмолвное житие поживем (стих 2) и: β) особенно то, что сие приятно Богу, Который хощет всем спастися и в познание истины прийти (стихи 3 — 7); как это видно: αα) из учреждения Им единого посредства между Собою и всеми людьми, не исключая язычников (стихи 5 — 6); и: ββ), как сие подтверждается назначением для призвания язычников особого Апостола, — самого святого Павла (стих 7).

Апостол и поставил законом, чтоб ефесяне, а чрез них и все христиане, собираясь на молитву, прежде всего молились за всех людей и за власти. Христиане после сего всем могли показывать: вот посмотрите, как нам предписано молиться, и судите, человеконенавистники ли мы и крамольники. Этот порядок молитвословия сохраняется доселе в Церкви. Не по указанию ли святого Павла?

За вся человеки — за всех людей, не только верных, но и неверных. Святой Златоуст с движением говорит при сем: «знают посвященные в таинства, как бывает у нас при ежедневном богослужении, каждый день и утром, и вечером, — как мы творим молитву за весь мир.— Священник есть как бы общий отец целой вселенной; поэтому прилично ему заботиться обо всех, подобно тому, как печется о всех Бог, на службу Которому он поставлен. Вследствие того Апостол и заповедует молиться за всех. — Отсюда проистекают два благие следствия: с одной стороны, чрез это разрушается ненависть, которую иные питают ко внешним (не принадлежащим к Церкви); потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком моление творит. С другой — и те (внешние) становятся лучше, отчасти потому, что за них возносят молитвы (по невидимому влиянию молитвы),— отчасти и потому, что они (слыша, что за них молятся) отлагают ожесточение против нас. Ибо ничто столько не содействует успеху учения, как то, чтобы любить и быть любимым. Подумай также о том, что значило для тех, которые злоумышляли, наносили побои, изгоняли, умерщвляли (христиан),— услыхать, что те, которые переносят такие страдания, возносят к Богу прилежные молитвы за причиняющих им (эти страдания)! Видишь ли, в какой степени, согласно с желанием Апостола, христианин должен быть выше всех? Ибо подобно тому, как к малым детям нисколько не уменьшается (отцова) любовь, хотя бы дитя, взятое на руки, даже ударило своего отца по лицу; так и мы нисколько не должны уменьшать нашей любви ко внешним, хотя бы мы переносили от них удары. — Молю, говорит, творити… и благодарения за вся человеки. Потому что нужно благодарить Бога и за те блага, которые посылаются другим, например, за то, что Он солнце сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя (ср.: Мф. 5, 45). Видишь ли, что Он соединяет и связывает нас друг с другом не только посредством молитвы, но и посредством благодарения? Потому что к
то обязан благодарить Бога за блага, ниспосланные его ближнему, тот обязан и любить его, и дружески быть к нему расположенным.— А если нужно благодарить за то, что ниспосылается ближнему, то тем более — за то, что совершается с нами самими, и в тайне, и по нашему желанию, и против нашей воли, и за то, что кажется нам даже неприятным; потому что Бог все нам во благо устрояет».

За царя, и за всех, иже во власти суть. — Иже во власти суть — не те, кои в руках власти состоят, подвластные, но сами в своих руках держат власть над другими, властители разных степеней; των εν υπεροχη οντων,— сущих на высоте, стоящих выше других,— тоже всех, то есть всяких степеней. «Хотя бы цари (и прочие под ними власти) были неверны; однако ж должно об них молиться: ибо тогда они все были таковы» (блаженный Феофилакт). «Так и пленные в Вавилоне иудеи писали оставшимся в Иудее, чтобы принесли молитву за Навуходоносора и сына его Валтасара» (блаженный Феодорит). Но чего ради Апостол не сказал прямо: за царя и за власти, но прежде сказал: за всех людей, а потом уже и — за царя с властями? Того ради, чтоб не сочли его льстецом, говорящим не потому, что так требует истина Божия, а по некиим внешним уважениям. Если б он сказал прежде: за царей или за одних царей; тогда, может быть, кто-либо заподозрил бы его в этом. Это навело бы вообще на его слова невыгодную тень (см.: святой Златоуст, блаженный Феофилакт).»

3.6.Свт. Августин Блаженный
Особая причина моих разъяснений состояла в том, чтобы, после того как я вкратце об этом упомянул и это обозначил, не считали, что должно пренебречь теми словами, которые затем следуют: за всех человеков, за царей и за… начальников, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и любви1 λ (1 Тим 2:1-2) и чтобы кто-нибудь не подумал, из-за немощи человеческого разумения, что за тех, от кого Церковь терпела гонения, не нужно совершать таковое, поскольку члены Христовы должны набираться из всякого рода людей. Отсюда он продолжает и говорит: Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:3- 4). (Августин Иппонский, Послания)

4. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О МОЛИТВЕ ЦЕРКВИ ЗА АНТИХРИСТИАНСКИЕ И ОККУПАЦИОННЫЕ ВЛАСТИ

4.1. Ярлыки и грамоты золотоордынских ханов — русским митрополитам и епископам времен монголо-татарского ига

Такие свидетельства обретаются в ярлыках и иных грамотах, которые давались ханами русским митрополитам. Ниже приводим только содержательные части документов в переводе на современный русский язык, выполненном А.П. Григорьевым:

«Чингис-хан и последующие ханы, наши старшие братья, говоря: „Священники и монахи, каких бы то ни было налогов не видя, пусть богу за нас молятся, благопожелания нам возносят!» — выдавали им ярлыки. И ныне мы, прежним ярлыкам согласно, сказав им: „Каких бы то ни было налогов не видя, богу за нас молитесь, благопожелания нам возносите!» — этому митрополиту ярлык дали.» (Ярлык Менгу-Тимура. 1267 г. Цит. по. Григорьев A.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. Источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб, СПбГУ, 2004)

«…Этот сарайский епископ Иоанн является нашим заступником перед богом. Он возносит за нас молитвы со времени покойного хана Узбека до сего дня. Его поездка в русские земли вызвана причинами, которыми и прежде руководствовались сарайские епископы.
Предписывается, где бы он ни проходил, не задерживать его и не притеснять; где бы он ни останавливался, ни его самого, ни его людей, ни его лошадей не захватывать
.» (Проезжая грамота Тайдулы епископу Иоанну 1347 г. Там же)

«…Сказавши, что со времени покойного хана Узбека и по сей день православные священники и монахи, о каких бы то ни было налогах и повинностях не ведая, богу за нас молились, благопожелания нам возносили, хан Джанибек митрополита Феогноста пожаловал и выдал ему для постоянного хранения пайцзу и алотамговый ярлык.
С тех пор как он утвердился во Владимире митрополитом, православным священникам и монахам надлежит молиться за нас и наш род богу, благопожелания нам возносить, кроме торгового налога, не ведая о каких бы то ни было налогах и повинностях. Ни подводы, ни корма у них пусть не берут. Никаких чрезвычайных сборов они пусть не платят. Их церковных строений, земель и вод, садов и виноградников, мельниц кто бы то ни было пусть не трогает, никаких насилий и притеснений им пусть не творит, ничего у них не отнимает. После такого нашего повеления власть имущие, налагающие на них налоги и повинности и причиняющие им какое бы то ни было насилие, — непременно убоятся! Также и ты, митрополит Феогност, говоря: „Так пожалован я!» —если совершишь нечто противозаконное в отношении подведомственных тебе церковных и монастырских угодий и людей, то и тебе самому также хорошо не будет!»
. (Жалованная грамота Тайдулы митрополиту Феогносту, 1351 г. Там же)

«Когда этот митрополит Алексий отправится к Константинополю, мы предписываем, где бы он ни проходил, кто бы то ни было пусть его не задерживает и не чинит ему никакого насилия; где бы он ни останавливался, никто не должен захватывать ни его самого, ни его людей, ни его лошадей, ввиду того что он молится за Джанибека, за его детей и за нас. Власть имущие, применившие по отношению к нему насилие, будут обвинены на основании положений великого закона.» (Проезжая грамота Тайдулы митрополиту Алексию 1354 г. Там же)

«В ярлыках Чингис-хана и последующих ханов — наших предшественников было сказано, что христианские митрополиты, священники и монахи, не видя каких бы то ни было налогов и сборов, молились за них богу и возносили им благопожелания. И ныне мы, согласно с прежними ярлыками, сказав: „Пусть не взимают у них какие бы то ни было налоги и сборы!» — пожаловали христианское духовенство, под началом с митрополитом Алексием, который, воссев во Владимире, молится за нас богу и возносит нам благопожелания.
В их храмах и жилищах проезжающие посланцы пусть не останавливаются. Подвод и кормов у них пусть не берут. В принадлежащих храмам и монастырям землях и водах, садах и мельницах никто и ничего насильно пусть не забирает.
Поступающие наперекор этому повелению да будут обвинены и умрут! Также и этот митрополит Алексий, говоря, что так пожалован, противозаконные действия в отношении подведомственных храмам и монастырям людей пусть не совершает! Если будет совершать, разве не убоится?
» (Ярлык Бердибека митрополиту Алексию, 1357. Там же)

«В ярлыках Чингис-хана и последующих ханов — наших предшественников, включая покойного Бердибека, было сказано, чтобы христианские митрополиты, священники и монахи, не видя каких бы то ни было налогов и повинностей, молились за них богу и возносили им благопожелания. И ныне мы, согласно с прежними ярлыками, на тех же условиях пожаловали этого митрополита Михаила. После того, как он, воссев в митрополии города Владимира, возносит за нас и наш род родов молитвы и благопожелания, мы повелели так: „Пусть они не дают никаких общепринятых налогов и сборов, подвод и кормов, а также чрезвычайных налогов и сборов». В принадлежащие их храмам и монастырям земли и воды, сады и огороды, бани и мельницы кто бы то ни было пусть не вступают, какое бы то ни было насилие им пусть не причиняют, что бы то ни было у них пусть не тащат и не забирают. В их храмах, монастырях и жилищах кто бы то ни было на ночлег и на постой пусть не останавливаются.
Те из наших подданных, кто будут творить притеснения в принадлежащих их храмам и монастырям землях и водах, садах и огородах, банях и мельницах, а также те, кто будут останавливаться на ночлег и на постой в их храмах, монастырях и жилищах,— да будут обвинены и умрут! И ты, митрополит Михаил, говоря: „Я так пожалован!»—-если совершишь в отношении людей, подведомственных храмам и монастырям, какое бы то ни было противозаконное
действие, тогда тебе также хорошо не будет!
». (Ярлык Мухаммеда Бюлека митрополиту Михаилу, 1379 г. Там же)

В указанной книге А.П. Григорьева приводятся и другие подобные документы, адресованные ханами — иерархам Русской Церкви с аналогичным содержанием. Ярлыки с одной стороны описывали права и преференции, которые давались православным священнослужителям (они освобождались от дани, налогов, возможных посягательств ордынских воинов и т.п.), а с другой — содержали указание на обязанность — молиться за ханов. По-видимому, такие ярлыки составлялись всякий раз, когда воцарялся новый хан или рукополагался новый митрополит.
Из предписания о молитве (в ярлыке Бердибека возношение молитвы свт. Алексием Московским констатируется как уже актуальное), разумеется не следует, что это предписание выполнялось всегда, однако, учитывая, с одной стороны особые права и преимущества, которые давались священнослужителям, а с другой стороны — содержащиеся в текстах угрозы — золотоордынцы, вероятно, находили возможность хотя бы изредка контролировать их выполнение. Отсутствие свидетельств о особых гонениях на священнослужителей в описанные годы  позволяет предположить, что в основном эти предписания выполнялись

4.2. Свидетельства молитв за султана в Восточных Церквях времен Османского ига.

«В 1854 году, когда длилась война нашего Севастополя, Вселенский патриарх, конечно Константинопольский (но какой – у автора не сказано, вернее всего Анфим VI), по желанию и повелению султана Абдул-Меджида извитийствовал и обнародовал молитву для православных христиан, в которой испрашивались у Бога победы нашим врагам, а нам (т. е. нашему христолюбивому воинству) – поражение.» (Лебедев А. П. История греко-восточной Церкви под властью турок)

«Греческий патриарх <Герман V> в Константинополе обратился с посланием ко всем греческим митрополитам Турции, в котором предписывает в каждое воскресенье за обедней молиться за здравие султана и о победе Турции над Россией. Патриарх пожертвовал тысячу пар сапог для турецких солдат» (Миссионерский сборник. Рязань. 1914. № 12. С. 987)

4.3. Св. патр. Тихон о молитве за советскую власть

«Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти.» (Воззвание от 08 .1923. Цит. по «Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти»)

«…Вознося молитвы наши о ниспослании благословения Божия на труд народов, объединивших силы свои во имя общего блага, Мы призываем всех возлюбленных чад Богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с Нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага.» (Послание Святейшего Патриарха Тихона об отношении к существующей государственной власти. 7 апреля 1925, г. Москва, Донской монастырь. Там же)

4.4. Позиция свт. Николая Японского

Пока Япония и Россия находились в мире — свт. Николай регулярно молился за процветание и мир Японской империи (по-видимому и о ее властях). После начала Русско-Японской войны, как известно, он перестал участвовать в подобных молитвах, но не только не возбранял, но и одобрял их.

«Самое первое, что увидел сегодня утром, это объявление, вывешенное в коридоре, что после обедни будет «благодарственный молебен по случаю победы императорских войск», а у собора виднелось другое такое же. После литургии священники собором и отслужили его. Я стоял в алтаре, молясь с огорчением в душе о бедном моем отечестве, за поругание которого люди благодарят Бога.» (Запись в дневнике св. Николая Японского 8 мая 1904 г.)

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

Валерий Синильщиков

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 10Регистрация: 20-12-2020

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .