В дискуссиях в нашем сообществе регулярно фигурирует почти один и тот же набор обвинений в адрес IV Вселенского Собора, состоявшегося в 451 г. в Халкидоне. Эти обвинения в основном звучат со стороны нехалкидонитов, чад Армянской Церкви. Иногда, впрочем, некоторые из них озвучиваются и формально принадлежащими к Православной Церкви лицами. Мы бы хотели кратко рассмотреть эти основные обвинения и дать на них ответ.
I. На Халкидонском Соборе не были зачитаны 12 Анафем свт. Кирилла Александрийского.
Речь идет о Третьем послании свт. Кирилла Александрийского к ересиарху Несторию[1], которое содержало 12 анафематизмов, кратко суммирующих позицию святителя в полемике с несторианством. Этот документ был одобрен собором в Александрии (нояб. 430 г.). Впоследствии это послание зачитывалось и на Вселенском Соборе в Эфесе (в 431 г.), на первом его заседании. На Халкидонском Соборе это послание, действительно, прочитано не было.
![](https://pravblog.ru/wp-content/uploads/2023/11/325389_original-600x338.jpg)
Здесь, однако, нужно учесть один значимый момент.
На самом Эфесском Соборе на голосование было выставлено только одно из посланий свт. Кирилла, и вовсе не Третье, а Второе. На первом заседании Эфесского Собора, непосредственно посвященном осуждению несторианства, был сперва зачитан Никейский Символ веры. Затем участникам Собора было предложено заслушать Второе послание свт. Кирилла к Несторию и высказать свое отношение к нему — определить, согласно ли оно с Никейским Символом:
«Акакий, епископ Мелитинский, сказал: “Так как благоговейнейший и боголюбезнейший пресвитер Петр, положивший начало речи, сказал, что боголюбезнейшим и праведнейшим епископом Кириллом было нечто писано к благоговейнейшему Несторию, как излагающему неправославное учение, то следует прочитать и это послание”.
И оно прочитано, и положено между предварительными документами. Начало послания таково:
“Некоторые, как я узнал, извращают мое мнение пред твоим благочестием”[2] и проч.
По прочтении послания Кирилл, епископ Александрийский, сказал: “Святой и Великий Собор слышал, что я писал к благоговейнейшему Несторию в защиту православной веры. И я думаю, что никак не могу быть обличаем в отступлении от истинного учения веры, или в преступлении против Символа, изложенного святым и великим собором, бывшим некогда в Никее. Однако же, прошу вашу святость сказать, правильно ли написал я это, безукоризненно ли и согласно ли с тем Св. Собором, или нет”»[3].
Далее последовало голосование Собора; всего выступили 125 участников заседания, и все они выразили одобрение Второму посланию свт. Кирилла к Несторию репликами в духе следующей: «Прочтенное послание святейшего и благочестивейшего отца, епископа Кирилла, по содержанию своему согласно с Символом веры, изложенным 318 святыми отцами, сошедшимися в Никее; посему, не находя в послании ни недостатка, ни противоречий, с ним я согласен и одобряю его»[4]. Затем было зачитано послание самого Нестория к свт. Кириллу; таким же голосованием Собор осудил его: «Кто не анафематствует Нестория, тот сам да будет анафема! Православная вера анафематствует его! Святой Собор анафематствует! Кто сообщается с Несторием, да будет анафема!»[5]
Уже после этих голосований, после осуждения Нестория и после одобрения Собором Второго послания свт. Кирилла были, наконец, зачитаны еще два текста — письмо папы Римского Целестина к Несторию и то самое Третье послание свт. Кирилла с 12 анафематизмами:
«Петр, пресвитер Александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: “Согласно с прочитанным сейчас писал святой и благочестивейший епископ наш Кирилл. Писание его мы имеем под руками, и, если повелит ваше благочестие, прочитаем”.
Флавиан, епископ Филиппийский, сказал: “Пусть будет прочтено и оно, и внесено в акты”.
Петр, пресвитер Александрийский и первенствующий из нотариев, стал читать: “Кирилл и собор, собравшийся в Александрии из египетского округа, Несторию, благоговейнейшему и боголюбезнейшему сослужителю, желают о Господе всякого блага. — После того, как Спаситель наш ясно говорит: иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин (Матф. 10, 37), что должны будем терпеть мы, от которых твое благоговеинство требует любви к тебе большей, чем ко Христу, Спасителю всех нас?” и так далее»[6].
Никакого голосования по поводу Третьего послания не производилось (в этом легко убедиться, если заглянуть в протоколы заседания), оно было просто «прочитано и внесено в акты»; своего мнения о нем епископы не высказывали. Иначе говоря, никакого формального утверждения Третьего послания на Эфесском Соборе не произошло. Утверждено Третьим Вселенским Собором было только Второе послание свт. Кирилла — оно же и было зачитано потом на Халкидонском Соборе в качестве критерия правой веры; в Орос Халкидонского Собора было включено утверждение посланий свт. Кирилла — Второго послания к Несторию и позднейшего письма к Иоанну Антиохийскому.
«Для тех, которые стараются извратить таинство домостроительства и бесстыдно болтают, что рожденный от святой Марии есть простой человек, Собор принял приличные для этого соборные послания блаженного Кирилла, бывшего пастыря Александрийской церкви, к Несторию и к восточным, — в обличение безрассудства несториева и в объяснение тем, которые по благочестивой ревности желают знать смысл спасительного Символа»[7].
Аналогичным образом и письмо папы Целестина к Несторию не получало никакой соборной санкции и потому в 451 году не зачитывалось.
II. Не была зачитана и вновь утверждена формула «единая природа Бога Слова воплощенного».
По этому критерию, к сожалению, авторам возражений пришлось бы осудить и отвергнуть не только Халкидонский, но и Эфесский Собор. Дело в том, что ни во Втором послании св. Кирилла к Несторию (утвержденном соборно), ни даже в просто зачитанном Третьем послании формулы «единая природа Бога Слова воплощенного» нет. Такое выражение у свт. Кирилла во всём его корпусе сочинений вообще встречается всего один или два раза (и то — в значении гипотетического допущения): «Μάλιστα μέν, ὦ ἑταῖρε, περιττοεπὴς ὁ λέγων φυρμὸν γενέσθαι καὶ σύγκρασιν εἰ δὴ μία πρὸς ἡμῶν ὁμολογοῖτο φύσις Υἱοῦ σεσαρκωμένου τε καὶ ἐνηνθρωπηκότος» («Друг мой, даже если бы мы и исповедовали одну природу воплощенного и вочеловечившегося Сына, тот, кто говорит, что [из-за этого] происходит смешение или слияние, — конечно, пустослов»)[8]. На Третьем Вселенском Соборе процитированный фрагмент не зачитывался (он даже не был в тот момент написан, этот текст будет создан лишь спустя 4 года после Собора!) и не мог быть утвержден.
Значительно чаще в текстах святителя встречается иная формула — «единая природа Бога Слова воплощенная»[9]. Однако и она отсутствует как во Втором послании к Несторию, так и в Третьем послании (с 12 анафематизмами) — в этом легко убедиться, если их на самом деле прочитать. Во Втором послании в ключевой содержательной части утверждается:
«Мы не говорим, что естество Слова, изменившись, стало плотию, ни того, что оно преложилось в целого человека, состоящего из души и тела; но говорим, что Слово, соединив с Собою в единстве лица тело, одушевленное разумною душою, неизреченно и непостижимо для нашего ума стало человеком, сделалось сыном человеческим, не волею одною и благоизволением, не воспринятием только лица; а говорим, что естества, истинно соединенные между собою, хотя различны, но в соединении обоих сих естеств есть один Христос и Сын. Это мы представляем не так, что в сем соединении уничтожилось различие естеств, но божество и человечество, при неизреченном и неизъяснимом соединении, пребыли совершенными, являя нам единого Господа Иисуса Христа и Сына»[10].
В Третьем послании единственное определение, которое хоть отдаленно может напоминать о формуле «одна природа Бога Слова воплощенного», — это пятый анафематизм:
«Кто дерзает называть Христа человеком Богоносным, а не, лучше, Богом истинным, как Сына единого и по естеству, так как Слово стало плотию и приблизилось к нам, восприяв нашу плоть и кровь (Евр. 2:14): анафема».«Εἴ τις τολμᾶι λέγειν θεοφόρον ἄνθρωπον τὸν Χριστὸν καὶ οὐχὶ δὴ μᾶλλον θεὸν εἶναι κατὰ ἀλήθειαν ὡς υἱὸν ἕνα καὶ φύσει, καθὸ γέγονε σὰρξ ὁ λόγος καὶ κεκοινώνηκε παραπλησίως ἡμῖν αἵματος καὶ σαρκός, ἀνάθεμα ἔστω».
Однако и здесь речь не о том, что Христос «един по естеству» (в противоположность «двум естествам»); этот анафематизм осуждает идею, что Христос есть «богоносный человек», сын Божий по усыновлению и благодати. Поэтому анафематизм провозглашает, что Христос не «богоносный человек», но единый Сын и [Сын] по природе, [а не по благодати].
III. Не было исповедания православного Теопасхизма, т.е., что Бог страдал Плотью.
Здесь наши оппоненты вновь, как кажется, проявили невнимательность при чтении текстов. Халкидонский Вселенский Собор имеет два собственно утвержденных соборным голосованием текста — Томос свт. Льва и Орос Собора. В Томосе св. Льва как раз прямо говорится, что Бог пострадал по человечеству:
«О Сыне Божием говорится, что Он распят и погребен, тогда как Он потерпел сие не божеством, по которому Единородный совечен и единосущен Отцу, а немощным человеческим естеством. Отсюда все мы и в Символе исповедуем единородного Сына Божия распятым и погребенным, сообразно с сими словами апостола: “Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли” (1Кор. 2:8)»[11].
«Невидимый в собственном (естестве) стал видимым в нашем, Непостижимый благоволил соделаться постижимым, Предвечный начал быть во времени, Господь вселенной восприял образ раба, сокрыв безмерность Своего величия, Бесстрастный Бог не возгнушался сделаться человеком могущим страдать, и Бессмертный – подвергнуться закону смерти»[12].
Иными словами, на Халкидонском Соборе как раз было «исповедание православного теопасхизма, т. е. что Бог страдал плотью».
IV. Строгие диофизиты-халкидониты называли Святую Марию Богородицей условно.
А строгий миа/моно-физит-эфесит Евтихий называл Христа не-единосущным людям по человечеству. И что же? Осудить за это Эфесский Собор?
Но кто же были эти «строгие дифизиты-халкидониты»? Насколько они были многочисленны? Влиятельны?
Автору этих строк известен один такой «строгий дифизит» во времена Халкидонского Собора — это еп. Кирский Феодорит. О нем пойдет речь далее, при обсуждении вопросов 6 и 9. Но какие еще были такого рода «строгие дифизиты»? Какие их сочинения можно назвать?
Эти вопросы мы задаем не случайно. Дело в том, что самый строгий халкидонит в принципе — свт. Лев, папа Римский, называл Пресвятую Деву Богородицей безо всяких оговорок и вполне в строгом смысле: «Мария была истинной Родительницей Самого Бога (ipsius Dei Genitricem)»[13].
V. Само выражение «в двух природах» в тогдашнем понимании могло легко обозначать учение о двух сынах, что и исповедовала большая часть халкидонитов криптонесторианского толка.
И снова — кто такие были эти халкидониты криптонесторианского толка? На каком основании делается вывод о том, что их была «большая часть»? Действительно ли был «криптонесторианского толка», скажем, мученик Протерий, епископ Александрийский, ученик самого Диоскора, пострадавший во время восстания противников Халкидона? Или епископы Малой Армении, принимавшие Халкидон[14]?
В то же время в документах, принадлежавших собственно Халкидонскому Собору, все формулировки составлены так, что возможность понимания их в смысле «двух сынов» попросту исключена — и в Томосе св. Льва, и в Оросе Собора многократно повторяется выражение «один и тот же»: «одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа», «одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного», «одного и того же Сына и единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа», «поругание принадлежит Тому же, Кому и слава. Тот же в немощи, Кто и в силе. Тот же доступен смерти, Кто победил смерть»[15].
VI. Не были осуждены книги скрытых несториан – Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Наоборот, среди партии халкидонитов-криптонесториан они были очень популярны и именно так эта партия халкидонитов толковала орос ХС-а. Эта же партия халкидонитов использовала и труды еретиков Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского.
И вновь — хотелось бы увидеть полный список халкидонитов, ссылавшихся на Феодора Мопсуестийского, а также перечень «криптонесториан», для которых определяющее значение имели книги Феодорита Кирского. Найдется ли больше двух-трех имен?
VII-IX. Халкидониты-несториане мало того, что были ярыми противниками Ефесского Собора, свт. Кирилла Александрийского, его 12 Анафем и православной формулы «единая природа», они еще и восседали на самых почетных местах на ХС-е. Председателем на ХС-е был сам император Маркиан, пригласивший на собор ересиарха Нестория, посему любое замечание, сделанное со стороны представителей Александрии, подавлялось с помощью внешних сил и откровенного запугивания. На самых почетных местах были рассажены сторонники ересиарха Нестория, среди которых был Феодорит Кирский, самый ярый противник свт. Кирилла Александрийского, и Дамиан Антиохийский. На собор был приглашен и сам Несторий, но этот немощный старик не выдержал изнурительного переезда и скончался в пути.
Три обвинения мы решили объединить, поскольку они все говорят об одном и том же. Попробуем их рассмотреть.
a. Был ли на Халкидонский Собор приглашен Несторий?
Представление о том, что будто бы лично император Маркиан пригласил на Халкидонский Собор Нестория, получило распространение в русскоязычном Интернете благодаря книге историка А. В. Карташева «Вселенские Соборы», где сообщается следующее:
«Несторий написал письмо жителям Константинополя, выражая свою солидарность с Флавианом и папой Львом. Тут он осуждает и анафематствует Евтиха, критикует суждения некоторых «несториан» и аполлинаристов. Это письмо подало повод в Константинополе добиваться, чтобы Несторий был приглашен на Халкидонский собор. Спустя несколько десятилетий Александрийский патриарх Тимофей Элур сообщает нам, будто в этот момент к Несторию в местность около Ахмина (Панополиса) прибыл посланец от императора Маркиана и объявил Несторию, а вместе с ним и Дорофею Макрианопольскому, что они теперь не должны бояться преследований своих врагов. Захария Схоластик прибавляет к этому, что изгнанники даже выехали в путь. Куда? Как бы к себе, в родные пределы. Но падение с лошади ускорило смерть Нестория»[16].
Всё дело, однако, в том, что и Тимофей Элур, и Захария Схоластик, и несторианские историки, которые рассказывают об этом сюжете, писали свои сочинения пост-фактум, в контексте богословской полемики. Ни в каких современных Собору источниках упоминаний о приглашении, будто бы, на него, Нестория, нет (более того, Несторий был на Соборе дополнительно анафематствован, о чем см. ниже). К тому же несторианский историк Шахдост, еп. Тирхана (совр. Ирак), пишет, что Несторий умер уже после Халкидонского Собора, в 453 г.[17], а соответственно, ни на какой Собор приглашен не был. На каком основании, собственно, нужно принимать версию Тимофея Элура, которой нет никаких подтверждений в иных источниках, а не версию Шахдоста?
b. Был ли Феодорит Кирский на Халкидонском Соборе «посажен на почетное место»?
Феодорит Кирский был допущен на первое заседание и сел посередине зала заседаний не в качестве отца Собора на почетном месте, а в качестве обвинителя по делу о побоях, которые наносились епископам по приказу еп. Александрийского Диоскора[18]. Затем, уже в конце соборных заседаний, когда Диоскор был осужден, на месте обвиняемого оказался сам Феодорит: он мог быть обвинителем по делу о канонических нарушениях Диоскора, но по вопросам веры он сам был подсудимым. При этом, будучи подсудимым, он также стоял в середине зала соборных заседаний[19]: это было не почетное место, а место, где стояли истцы и ответчики.
Собор в категорической форме потребовал от Феодорита, чтобы он предал анафеме Нестория, и когда Феодорит отказался это сделать, Собор был намерен анафематствовать его самого:
«Почтеннейшие епископы воскликнули: “Скажи ясно: анафема Несторию и одинаково с ним думающим”. Почтеннейший епископ Феодорит сказал: “Я не стану говорить, если не изложу того, как я верую; а я верую…” И когда он говорил это, почтеннейшие епископы воскликнули: “Он еретик, он несторианин; вон еретика”»[20]
Какое уж тут «почетное место», когда Феодорит едва не оказался изгнан с Собора как еретик! Спасло его только то, что он немедленно предал анафеме Нестория: «Анафема Несторию и тому, кто разделяет единого и Единородного Сына на двух сынов»[21]. Иными словами, Халкидонский Собор воспринимал Феодорита как еретика, которому лишь на 9-м заседании Собора удалось себя реабилитировать. До этого момента его привлекали только как свидетеля по другому вопросу — вопросу о канонических нарушениях, допущенных Диоскором.
X-XI. Собор может считаться Вселенским, если он имеет полноту всей Вселенской Церкви, а не только одной Ее имперской части. ХС самой империей в течении ста лет то принимался, то отвергался.
В Третьем Вселенском Соборе, состоявшемся в Эфесе, также участвовали далеко не все епископы Вселенной. Однако он был принят ключевыми кафедрами христианского мира — Александрией, Римом, Константинополем, со временем и Антиохией, и потому признается Вселенским. Несмотря на то, что согласия этих ключевых кафедр уже довольно для подтверждения Вселенского статуса Халкидонского Собора, можно отметить, что в числе халкидонитов были даже епископы Западной (Малой) Армении… Эти армянские епископы, остававшиеся в каноническом подчинении архиепископу Кесарии Каппадокийской в соответствии с древним обычаем, существовавшим еще со времен свт. Григория Просветителя, могут считаться первыми представителями армянской халкидонской традиции. Таким образом, армяне-халкидониты, изъявившие свое согласие с IV Вселенским Собором, появились даже раньше, чем часть армянских иерархов, оказавшаяся под властью Персии, отвергла Халкидон[22].
Иными словами, вселенская рецепция Халкидона достаточно очевидна. Колебания в отношении к IV Вселенскому Собору, связанные с действиями узурпатора Василиска (с его «Энкиклионом»), а потом и с «Энотиконом» имп. Зинона, представляли собой отступление от той нормы, которая на протяжении более чем двух десятилетий, к тому моменту поддерживалась согласием Вселенской Церкви. Подробное обоснование этого утверждения можно видеть в нашей заметке[23].
XII. ХС не утвердил решения предыдущих Соборов и отверг православную формулу «единая природа», которая была вновь возвращена в лоно имперской Церкви спустя 102 года, 8-м анафематизмом II Константинопольского собора (VВС).
Вопрос об определениях предыдущих Соборов и формуле «единая природа» рассмотрен нами выше.
XIII. ХС не дал ничего нового в догматическом смысле. Несторианство было уже осуждено на Эфесском соборе (IIIВС), а евтихианство — на Константинопольском соборе 438-го года.
В плане христологического учения Халкидонский Собор был вселенским утверждением осуждения ереси Евтиха, которая до этого была осуждена только на поместном уровне, а также осуждением «разбойничьего» Второго Эфесского сборища с его председателем Диоскором.
XIV. Если ХС рассматривать в отрыве от Эфесского собора и 12 анафем свт. Кирилла, то его решения можно трактовать как несторианские. Именно по этой причине несторианская партия посчитала, что одержала победу над православными кирилловцами.
См. ответы 3-7.
_______________________________
[1] Послание Кирилла, епископа Александрийского, к Несторию об отлучении // ДВС. Т. 1. С. 191-199 [оригинал: ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 33-42].
[2] Кирилл Александрийский, свт. Послание к Несторию // ДВС. Т. 1. С. 144-147 [оригинал: ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 25-28].
[3] Вселенский III Собор. Деяние I // ДВС. Т. 1. С. 222.
[4] Там же. С. 223.
[5] Там же. С. 243 [оригинал: ACO. T. 1. Vol. 1 (2). P. 35]
[6] Там же.
[7] Определение Халкидонского Собора // ДВС. Т. 4. С. 47.
[8] Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus, 737 // SC. 97. P. 378-379.
[9] «Если бы мы, сказав об одной природе Слова, замолчали и не прибавили, что она «воплощенная», но как бы допустили домостроительство помимо этого, тогда, вероятно, не были бы лишены убедительности слова притворно вопрошающих: «Где совершенство Его человечества?», или: «Каким образом в Нем существует сообразная нам сущность?» Но поскольку и совершенство в человечестве, и указание на сообразную нам сущность внесено через это слово «воплощенная», то пусть они прекратят опираться на надломленную трость. Вот того, кто отбрасывает домостроительство и отрицает Воплощение, справедливо можно было бы обвинять в том, что он отнимает у Сына совершенное человечество. Но если, как я сказал, в словах «Он воплотился» имеется ясное и недвусмысленное исповедание того, что Он стал человеком, ничто более не препятствует признавать, что Тот же Самый Христос, будучи единым и единственным Сыном, есть и Бог, и человек, совершенный как в Божестве, так и в человечестве» (Кирилл Александрийский, свт. Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому / Пер.: иером. Феодор (Юлаев) // Богословский вестник. 2010. № 10. С. 28).
[10] Кирилл Александрийский, свт. Послание к Несторию // ДВС. Т. 1. С. 145
[11] Лев Великий, свт. Окружное послание к Флавиану, архиепископу Константинопольскому // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Т. 3. С. 221
[12] Там же. С. 220
[13] Leo Magnus. De Manichaeorum haeresi et historia, 7.3 // PL. 55. Col. 835
[14] «Мы сохраняем веру, в которой мы наставлены от младенчества… и которую подтвердило также определение, изложенное святым Халкидонским Собором, особенно вооружающееся против безумия нечестиваго Нестория и утверждающее святой собор, созванный в Ефесе» (Послание епископов первой Армении к императору Льву // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Т. 4. С. 250).
[15] Определение Халкидонского Собора // ДВС. Т. 4. С. 48; Leo Magnus. Sermo 54: De Passione Domini 3.1 // PL. 54. Col. 319.
[16] Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 2017. Ч. 1. С. 241-242
[17] A Nestorian Collection of Christological Texts / Ed., transl. L. Abramowski, A. Goodman. Camb., 1972. Vol. 1. P. 36 [сир. текст]; Vol. 2. P. 24 [англ. пер.]
[18] Вселенский IV Собор. Деяние I // ДВС. Т. 3. С. 85.
[19] «Почтеннейшие епископы воскликнули: “Пусть Феодорит тотчас анафематствует Нестория”. Почтеннейший епископ Феодорит, выйдя на средину, сказал…» (Вселенский IV Собор. Деяние VIII (IX) // ДВС. Т. 4. С. 74-75).
[20] Там же. С. 75.
[21] Там же.
[22] «Мы сохраняем веру, в которой мы наставлены от младенчества… и которую подтвердило также определение, изложенное святым Халкидонским Собором, особенно вооружающееся против безумия нечестиваго Нестория и утверждающее святой собор, созванный в Ефесе» (Послание епископов первой Армении к императору Льву // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Т. 4. С. 250).
[23] https://vk.com/@aletheia-chalcedon-reception