П1.1 Св. Дионисий Великий:
«Тех, которые крещены во имя трех Лиц — Отца и Сына и Святого Духа, не следует перекрещивать, хотя бы они и крещены были еретиками, если только еретики эти исповедуют три Лица. А над теми, которые обращаются ко святой церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение». (Св. Дионисий Великий. К Дионисию и Стефану, предстоятелям Римской церкви).
П1.2 8-е правило Арелатского (Арльского) собора 314 г.: «Относительно африканцев, которые пользуются собственным законом и перекрещивают. Принято решение (placuit): если некто приступает к Церкви от ереси, следует истребовать от него Символ. Если окажется, что он крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, на него следует только возложить руку, чтобы он принял Духа Святого. Если же по вопрошании он не ответит так о Троице, пусть будет крещен» (пер. Петра Пашкова) https://vk.com/aletheia?w=wall-184478279_4570.
П1.3 Карфагенский собор 348-349 гг.:
«…на Соборе, созванном в Карфагене свт. Гратом … против донатистов, направлены запрещения повторно крестить еретиков и схизматиков (прав. 1)…» (Карфагенские соборы // Православная Энциклопедия, т 31).
«Карфагенский Собор 348 года под председательством Грата, епископа Карфагенского, подтвердил определение Арльского Собора. На этом же Соборе постановление Никейского Собора о принятии раскольничьей иерархии (новациан) с сохранением сана было распространено и на донатистов» (Ливерий Воронов, протоиерей. Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к инославию. // «Журнал Московской Патриархии» № 8, 1968. С. 52 – 72).
П1.4. Св. Василий Великий:
«… древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: …от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых церкви, приимати» (1-е правило св. Василия Великого. Перевод из Книги Правил).
__________________
Формально слова св. Василия противоречат позиции Карфагенского собора 348 г. (см. предыдущий пункт) в отношении (не)признания Крещения еретиков. Однако следует учитывать, что отцы Карфагенского собора, следуя Арльскому собору, под еретиками понимали еретиков-тринитариев, а с другой стороны, по пояснению преп. Феодора Студита, правило св. Василия Великого, как и Апостольские правила о крещении, «называет еретиками тех, которые не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа» (см. П.1.6), т.е. в терминологии св. Василия еретики-тринитарии относятся к раскольникам. Действительно, в качестве примеров еретиков св. Василий Великий в 1-м и 47-м правилах приводит различные гностические и манихейские группы, которых мы бы назвали представителями иных религий. При этом умеренных ариан (омиусиан и омиев) св. Василий не перекрещивал и даже не обсуждал такую возможность.
П1.5. Преп. Иоанн Дамаскин:
«… если те, которые крещены во [имя] Отца и Сына и Святого Духа и научены тому, что в трех Ипостасях едино естество Божества, после перекрещиваются, то они снова распинают Христа, как говорит божественный апостол: «Невозможно бо просвещенных единою… паки обновлять в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих» (Евр. 6, 4, 6) . А тем, которые не крещены во имя Святой Троицы, должно перекрещиваться….» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, глава 9(82)).
П1.6. Преп. Феодор Студит:
«О крещаемых кратко отвечу. Суждение о них троякое. Крещаются маркиониты, таскодругиты, манихеи и подобные им до мелхиседекиан, всего двадцать пять ересей. Помазуются святым миром тессарескедекатиты, новатиане, ариане, македониане, аполлинаристы — всего пять. Не крещаются и не помазуются, а только анафематствуют свою и всякую другую ересь мелетиане, несториане, евтихиане и подобные им, до нынешней ереси, количества их теперь я не указываю, потому что ересь акефалов распадается на много частей, и письмо было бы слишком длинно.
Относительно же сказанного тобой, что правило не различает, но определенно гласит, что рукоположенные или крещенные еретиками не могут быть ни клириками, ни верными, — прими во внимание, что апостольское правило называет еретиками тех, которые не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Тому же научаемся мы и божественными словами свт. Василия Великого. Он говорит, что «ереси — это те, которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере; расколы — те, которые по другим каким-нибудь причинам церковным и по вопросам исправимым имеют разногласия между собой; а недозволенные сборища — это собрания, составляемые непокорными пресвитерами, или епископами, или невежественным народом».
Сам же он, приводя один пример первого, говорит к святому Амфилохию: «Какое основание принимать крещение их (пепузиан), которые крестят в Отца и Сына и Монтана или Прискиллу? Те и не крещены, которые крестились в то, чего нам не передано». Поэтому правило и Отцы, как говорит божественный Василий, назвали их и подобных им еретиками. Далее святой Василий приводит пример второго: «Кафары принадлежат к числу раскольников».
Если же ты спросишь, почему называются еретиками и эти, и все последующие, то мы говорим и понимаем это так. Первые — еретики в собственном смысле, потому что они нечестиво учат о самой сущности нашей веры в Троицу. Вторые называются еретиками по злоупотреблению этим словом и потому, что их производят от первых. Они исповедуют и веру, и Крещение в Троицу с сохранением особого свойства каждой Ипостаси, а не только одного общего Трем, хотя о другом и учат еретически. Пример третьего также приводит сам святой отец: «Например, если кто-то после обличения во грехе, удален от священнослужения и не покорился правилам, но сам себе присвоил председательство и священнослужение». Как вторые соименны первым, так и третьи соименны вторым. Так, мелетиан, которых увлек за собой раскольник Мелетий, древние называют раскольниками, хотя они не держатся лжеучения, ибо они, анафематствуя собственный раскол, как говорят, принимались Кафолической Церковью.
…
О вышесказанных же, то есть крещаемых, помазуемых святым миром и анафематствующих ересь, я написал не так, как божественный Епифаний распределил и перечислил ереси, но как я нашел в толковании одного из древнейших трудолюбивых мужей, сделавшего исследование и извлечение из книг византийской Церкви.» (Преподобный Феодор Студит. Послание 40. К Навкратию, сыну).
П1.7. Св. Иосиф Волоцкий:
«… еретики рассуждают не одинаково: один так, другой же – иначе.
Так, павликиане, фатиане, фриги, евномиане, мандониты, савеллиане, маркиониты, измаилиты и иные подобные не веруют во Святую и Единосущную Троицу, и Господа нашего Иисуса Христа Богом не называют, и боговоплощения не признают; но одни называют Христа пророком, другие же простым человеком. О таких все святые книги говорят, что, когда они приходят к православной вере, подобает им прежде поститься долгое время и стоять вне церкви, потом надо их крестить, как эллинов, а затем сподобить и божественного причащения.
Есть и другие еретики, которые, хотя и зломудрствуют, но не так, как первые: это наватиане, донатиане, средники, четверодесятники, воздержники и иные подобные. Они исповедают Святую Единосущную Троицу, и Господа нашего Иисуса Христа называют Богом истинным, и веруют в боговоплощение, но придерживаются некоторых еретических воззрений. И если они захотят перейти в православную веру и проклянут свою ересь, то святые книги повелевают не крестить их, но принимать как крещеных и вскоре после этого сподоблять их причащения Божественных Таин. Именно о таких еретиках говорят священные правила, святой Иоанн Лествичник и толкование на святого евангелиста Иоанна Богослова: если еретик исповедает и проклянет свою ересь, то его тут же приобщают Святых Таин.» (Св. Иосиф Волоцкий. Просветитель, 17).
П1.8. «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»:
«это Таинство <т.е. Крещение>, будучи однажды принято, не должно быть повторено вновь, при условии, что лицо, совершившее Крещение, православно верило в единого Триипостасного Бога и точно, без каких-либо изменений, произнесло вышеупомянутые слова, а именно: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», согласно пониманию Кафолической и Православной Церкви» (Св. Петр (Могила). Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, пер. Сергия Федорова) https://vk.com/doc-184478279_588792182?hash=a4be7a7ce2b3457fff&dl=121094300c306a9a62.
__________________
Слова «согласно пониманию Кафолической и Православной Церкви» в приведенной цитате могут быть истолкованы двояко: они могут относиться:
а) к содержанию веры в Троицу. С точки зрения этого понимания для действительности Крещения необходимо, чтобы совершитель Крещения верил в Троицу именно так, как верит Православная Церковь (т.е. что Лица Троицы равны по сущности и достоинству, Сын родится от Отца, а Святой Дух исходит от Отца и т.д.);
б) к самой Крещальной формуле «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». С этой точки зрения «понимание Кафолической и Православной Церкви» состоит в необходимости произнести именно эти слова.
На наш взгляд, верным является второе толкование. Первое же толкование приведенного выше места входит в противоречие с:
— согласной позицией других соборов и отцов (см. данную подборку);
— позицией Вселенских соборов, постановивших принимать умеренных ариан, веровавших в троичность Божества, но искажавших учение о Троице (омиев и македонян) через миропомазание (см. II Всел. соб. 7 и VI Всел. соб. 95);
— решением Всеправославного Константинопольского собора 1484 г., постановившим принимать католиков, несмотря на ересь filioque, через миропомазание. Это решение безукоризненно исполнялось в Восточных Церквях, принимавших данное Исповедание во времена его принятия. Отметим, что Киевская кафедра, которую занимал св. Петр (Могила), составивший Исповедание, на тот момент входила в состав Константинопольской Церкви:
— позицией составителя Исповедания — св. Петра (Могилы), высказанной им в другом тексте – см. следующий пункт.
Отметим, что в тексте Исповедания мы находим терминологическое разделение на собственно православную, кафолическую и апостольскую веру, содержанием которой как раз и является вера в Троицу и догматы веры:
«…православная, кафолическая и апостольская вера заключается в том, чтобы веровать сердцем и исповедать устами единого Бога в трех Лицах. Как учит нас тот же Павел, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10).
Кроме того, каждый православный христианин должен твердо и без сомнения верить всем догматам веры, в которые верит Кафолическая и Православная Церковь, в те, которые были переданы апостолами Церкви от Господа нашего Иисуса Христа, разъяснены и утверждены Вселенскими соборами».
П1.9. Св. Петр (Могила):
«Вестно буди, яко двойственны суть еретицы. Первии суть неверующие во Святую Троицу и некрещающиеся в три погружения во имя Отца и Сына и Святого Духа: сих, якоже еллинов, си есть поган, крестити достоит…
Втории же суть, иже и веруют в Бога и в Троице единаго, и во имя Отца и Сына и Святого Духа в три погружения крещаются: но убо имут своя заблуждения и ереси различные, и кроме крещения, прочия церковныя тайны не содержат, каковии суть Сасове <имеются ввиду саксонцы, т.е. лютеране> и Кальвинове, и инии сим подобнии. Сих крестити никакоже подобает, понеже крещении суть, но точию по отречении своих си проклятых ересей и исповедании православныя веры миром святым помазуеми бывают. Трети же нарицаются отступники, иже, вся седмь тайны и обряды церковныя содержат; но отделивши себе от единости церкве святыя православно-кафолическия, к истинному исповеданию веры нечто древнему Святых Апостолов и Отец учению противное прилагати дерзают и иная многая умышления в церковь вносят, новая некоя вводят: и древняя церковная обычая отметающее, новая противныя уставляют: сих убо не точию не крещаем, но аще от своих си миром помазании суть, и миром святым не помазуем их, но точию по отречении своего си отступства, исповедают символ веры, и исповеданием грехов своих, молитвами же и разрешением святительским очищаются.» (Указ о еже как приимати от еретик приходящих к Святей Божией Апостольстей и Кафоличестей Церкви// Требник Митрополита Петра Могилы, Киив, 1646, с. 164).
П1.10. Св. Филарет Московский:
«Всякий во имя Троицы крещеный есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся» (св. Филарет Московский. Житие).
П1.11. Митр. Макарий Булгаков:
«…православная Церковь, последуя Слову Божию (Еф. 4:6), научает нас исповедывать «едино Крещение», — едино в том смысле, что Крещение преподается каждому человеку только однажды, и если совершено правильно, ни для кого повторяться не может (Простр. Хр. Катих. о крещ.).
Об этой неизгладимой печати, полагаемой Крещением на каждого человека, единогласно говорят, вместе с Постановлениями апостольскими, древние учители Церкви… Для примера укажем на слова…св. Иоанна Дамаскина: «мы исповедуем едино Крещение во оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Крещение знаменует смерть Господню, и мы чрез Крещение погребаемся с Господом, как говорит Божественный Апостол ( Рим. 6:4; Кол. 2:12). Посему как однажды умер Господь, так однажды должно и креститься; креститься же, по слову Господа, — во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. 28:19), научаясь сим исповедывать Отца и Сына и Св. Духа. Итак все, которые, быв крещены во имя Отца и Сына и Св. Духа и научены исповедывать одно Божие естество в трех Ипостасях, снова перекрещиваются, все таковые снова распинают Христа, по словам божественного апостола (Евр. 6:4—6)»
Посему-то все, даже крещенные еретиками, если только были крещены правильно во имя Пресв. Троицы, по древним правилам церковным, не были перекрещиваемы вновь, когда они приходили к православной Церкви, и не перекрещиваются ныне, — а были присоединяемы и присоединяются к ней чрез возложение рук, или чрез таинство Миропомазания. Вновь же было преподаваемо Крещение и преподается только тем, которые крещены прежде неправильно, не во имя Пресвят. Троицы, но по Господню установлению, и которые след. вовсе не сподобились благодати этого таинства.» (Митр. Макарий Булгаков. Православно-догматическое Богословие. Том 2, § 204, 2).
П1.12 Св. Никодим Милош:
«… руководствуясь в вопросе о крещении, совершенном в неправославном обществе, общими предписаниями соборов и отцов, принцип православной церкви можно начертать следующим образом: крещение, как установление Иисуса Христа, может совершаться только в Его церкви и, следовательно, только в церкви может быть правильно и спасительно; но если и другие христианские общества, находящиеся вне православной церкви, имеют сознательное намерение ввести новокрещеного в Христову церковь, т. е. имеют намерение сообщить ему через крещение божественную благодать для того, чтобы он силою Святаго Духа сделался истинным членом тела Христова и возрожденным чадом Божиим, тогда и Крещение, полученное в таком обществе, будет считаться настолько действительным, насколько оно совершено на основании веры в Святую Троицу, во имя Отца и Сына и Духа Святаго, потому что, где с верою дано и принято такое крещение, там оно должно действовать благодатно и там не преминет явиться помощь Христова. Всякое общество, искажающее учение о Боге и не признающее троичности святых Лиц в Божестве, не может совершать правильного крещения, и крещение, совершенное в нем, не есть крещение, потому что подобное общество стоит вне христианства.» (Св. Никодим Милош. Толкование на II Всел. соб. 7).
П1.13. Св. Филарет Черниговский (Гумилевский):
«Церковь также учила, что крещение христианское должно быть совершаемо однажды и обличала тех, которые иначе поступали. В символе читаем: «верую во едино крещение». Св. Кирилл Иерусалимский писал: «крещение есть печать святая и неизгладимая…, не надобно совершать омовения дважды или трижды; ибо един Господь, едина вера, едино крещение». Св. Дамаскин учил: «как Господь однажды умер: так и нам однажды надобно креститься. Те, которые быв крещены в Отца и Сына и св. Духа, повторяют крещение, снова возносят Христа на крест».
Впрочем, само по себе понятно, что в том случае, когда крестились не крещением таинственным, не во имя Триединого Бога, крещение составляет один обряд, а не таинство, и потому должно быть повторено в виде таинства: так поступил ап. Павел с крещенными крещением Иоанновым (Деян. 19, 1–6). Потому-то на вселенском соборе никейском предписано, чтобы последователи Павла самосатского повторяли над собою крещение (пр. 19); тоже предписано было на вселенском константинопольском для Евномиан и Савеллиан (пр. 7).» (Св. Филарет Черниговский (Гумилевский). Православное догматическое богословие. Том 2, § 242.).
П1.14 Св. Сильвестр Малеванский:
«О неповторяемости же крещения, если оно было совершено даже у еретиков, правильно, во имя св. Троицы, засвидетельствовали целые Соборы сего периода местные и Вселенские, как то: Первый Вселенский Никейский Собор, постановивший принимать в Церковь только павлиан через новое крещение, именовавших же себя чистыми (последователей Новата) – без такового крещения; Поместный Лаодикийский, постановивший первое, в отношении к фригам (последователям Монтана), а последнее, в отношении к обращающимся от ересей, новатиан, фотиниан и четыренадесятников (праздновавших пасху с иудеями в 14 день Нисана); Второй Вселенский Собор, пополнивший это самое определение, только с включением в число принимаемых без нового крещения ариан, македониан, савватиан и апполинаристов, а в число принимаемых с крещением – евномиан, савелиан и прочих подобных еретиков, и, наконец, Шестой Вселенский Собор, повторивший те же определения, с присовокуплением только к принимаемым в Церковь без нового крещения – несториан и причислением к нуждающимся в таковом крещении – манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков.
Такого рода принятое и твердо сохранявшееся Вселенской Церковью, относительно неповторяемости крещения, правило, как мы видели, имело своим основанием древнецерковную практику, в свою очередь основывавшуюся на апостольском предании. Но, независимо от этого, Отцы и Учители в объяснении сего основания представляли некоторые свои соображения, заимствуя их, то из примечания в благодатном даре крещения неотъемлемости и неизменности, то из усматривания в крещении знаменования другой раз не повторяемых смерти и воскресения Христова.
… И св. Иоанн Дамаскин, уча, что «крещение знаменует смерть Господню, и мы через крещение спогребаемся с Господом… Почему, как однажды умер Господь, так однажды должно и креститься… А потому, все те, которые, быв крещены во имя Отца, и Сына, и Св. Духа… снова перекрещиваются, снова распинают Христа, по словам божественного апостола» (Евр. 6:4–6) » (Св. Сильвестр Малеванский. Опыт православного догматического богословия. Том IV §133).
«…на поместном Лаодикийском Соборе (около 365 г.) прямо и безусловно постановлено было, чтобы, как над новокрещенными, после их крещения, так и над принявшими правильное крещение еретиками, при поступлении их в Церковь, совершалось небесное помазание или помазание миром» (Там же §137).
П.1.15. Св. Григорий Двоеслов:
«Мы научились из древнего установления Отцов, чтобы всех, крещёных в ереси во имя Троицы (ut quilibet apud haeresim in Trinitatis nomine baptizantur), когда они возвращаются к Матери Церкви, должно воззывать в её лоно либо через помазание миром, либо через возложение рук, либо же только через исповедание веры (aut unctione chrismatis aut impositione manus aut sola professione fidei ad sinum Matris Ecclesiae revocentur). Поэтому и ариан принимают в Кафолическую Церковь на Западе через возложение рук, на Востоке же – через помазание миром. Монофизитов же и других принимают через одно только исповедание истинной веры, поскольку святое крещение, которые они получили у еретиков, тогда принимает в них силу очищения, когда те (ариане) примут Святого Духа через возложение рук, а эти (монофизиты) – соединятся с лоном Святой Вселенской Церкви через исповедание истинной веры (quia sanctum baptisma, quod sunt apud haereticos consecuti, tunc in eis vires emundationis accipit, cum vel illi per impositionem manus spiritum sanctum acceperint uel isti per professionem verae fidei sanctae et uniuersali Ecclesiae visceribus fuerint uniti).
Те же еретики, которые были крещены не во имя Троицы, такие, как боносиане и катафриги, из которых первые не веруют во Христа как в Господа, а вторые по извращенному разумению верят в некоего порочного человека Монтана как в Святого Духа, и другие им подобные, когда возвращаются во святую Церковь, крестятся, поскольку то, что они приняли в ереси не во имя святой Троицы, не было крещением. И это крещение [после возврата в Церковь] нельзя назвать повторным, поскольку, как сказано выше, то, что было дано [ранее], не было дано во имя Троицы (nec potest hoc ipsum baptisma dici iteratum, quod, sicut dictum est, in Trinitatis nomine non erat datum).
Несториане же крестятся во имя Троицы, но их, которые уподобляются неверным иудеям, не веруют в воплощение Единородного, омрачает заблуждение их ереси. Поэтому, когда они приходят ко святой Кафолической Церкви, их необходимо научить твёрдости и исповеданию веры, чтобы они веровали в одного и того же Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, сущего божеством прежде веков, и ставшего человеком в конце веков, ибо «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). …. Эту истину Его рождества все, кто возвращается от несторианского заблуждения, должны исповедовать перед святым собранием вашего братства, предавая анафеме Нестория с его последователями и прочими ересями.» (Письмо папы Григория I католикосу Кириону I, пер. Р.Багрова, https://vk.com/@12581929-pismo-papy-grigoriya-i-katolikosu-kirionu-i).
Вопросы об истолковании указанных текстов, корректности приведенных в них критериев чиноприема по Крещению и их авторитетности в Священном Предании подробно разбираются здесь https://vk.com/doc-184478279_618194698.