У кого из современных богословов следует учиться богословию?
Св. Ириней Лионский, полемизируя с современными ему еретиками, дал исчерпывающе точный ответ на поставленный вопрос, который остается применимым и в наши дни.
«…держаться же <следует> тех, которые, как я выше сказал, и хранят учение Апостолов и вместе с чином пресвитерства ведут здравую речь и безсоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих…. Таковых пресвитеров питает Церковь; о них и пророк говорит: «и дам я правителей твоих в мире и епископов твоих в правде» (Ис.60:17). О них и Господь сказал: «кто же будет верный слуга добрый и благоразумный, Которого господин поставил над своими домочадцами, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот слуга, Которого господин, пришедши, найдет поступающим так» (Мф.24:45-46). Павел, уча нас, где таковых найти, говорит: «Бог (иных) поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор.12:28). Итак, где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от Апостолов, здравую и безукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное учение» (Св. Ириней Лионский. Против ересей, 4.26.4-5).
Св. Ириней указывает на три основных критерия, по которым можно отличить подлинного учителя от лжеучителя:
1) принадлежность к иерархии, имеющей апостольское преемство;
2) неискаженное и неповрежденное вероучение;
3) безукоризненную жизнь.
При этом св. Ириней, по-видимому, убежден, что Господь будет посылать Церкви учителей, удовлетворяющих перечисленным критериям – именно так можно понять его ссылку на книгу пророка Исайи.
Прокомментируем приведенные критерии и их понимание св. Иринеем.
I. Апостольское преемство
Несмотря на то, что принцип апостольского преемства иерархии описан уже св. Климентом Римским (см. Первое послание Коринфянам, 42; 44), именно у св. Иринея, мы впервые видим и сам термин «апостольское преемство», и поясняющий его пример (список последовательно сменявших друг друга римских епископов) и использование указания на преемство как аргумент в спорах о том, какая иерархия и какое учение истинны. Данный аргумент для св. Иринея не менее важен, чем различие вероучений. Гностики, согласно св. Иринею неправы не только потому, что они проповедуют учение несогласное с Писанием Нового Завета (каноническим апостольским книгам они противопоставляли апокрифы, приписанные тем же апостолам), но и потому, что они не принадлежат к Церкви, преемство которой восходит к апостолам:
«Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных Апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят. Ибо, если бы апостолы знали сокровенные таинства, которые они сообщали совершенным отдельно и тайно от прочих, то предали бы их в особенности тем, кому поручали самые церкви. ибо они хотели, чтобы были совершенны и безукоризненны во всем те, кого оставляли своими преемниками и кому передавали свое место учительства, так как от их правильного действования должна происходить великая польза, а от падения их — величайшее несчастие.
Но поелику было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещенную людям веру, которая чрез преемства епископов дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто всячески незаконным образом составляет собрания или по худому самоугождению, или по тщеславию, или по слепоте и превратным мнениям. …
Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент…Этому Клименту преемствует Эварест, Эваресту Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор, который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита; после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от Апостолов доныне и предана в истинном виде» (Там же. 3.3.1-3).
Учения же гностиков, как показывает св. Ириней изобретены ими самими, а их секты – основаны ими самими и ни организационно ни вероучительно не связаны с апостолами. Идейно же их учения восходят к Симону волхву:
«…и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание, веруя во Единого Бога…вследствие того древнего апостольского предания, они даже не допускают в ум свой чудовищной речи еретиков, так как у них не было ни (церковного) собрания, ни установленного учения. Ибо прежде Валентина не было валентиниан, и до Маркиона не было маркионитов, равно и прочих худомыслящих (учителей), которых я перечислил выше, не было прежде, чем появились основатели и изобретатели их превратного учения» (Там же, 3.4.3).
«Ты, любезный мой друг, просил меня вывести на свет сокровенные, как думают сами (еретики), учения Валентина, показать различия еретиков и представить опровержение против них. Поэтому, я и предпринял, ведя начало их от Симона, отца всех еретиков, изложить и учения и преемства их вместе с доказательствами против всех них» (Там же. 3.1).
Для понимания как приведенных выше, так и последующих цитат св. Иринея следует учитывать, что во II веке уже существовала сложившаяся трехчастная иерархия (епископы-пресвитеры-диаконы), но сами термины, описывающие разные ступени иерархии еще не устоялись. Поэтому св. Ириней имея ввиду апостольское преемство епископов (что видно и из приведенного примера) иногда называет его – «преемством пресвитеров»
«Когда же мы отсылаем <еретиков> опять к тому преданию, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемства пресвитеров, то они противятся преданию» (Там же. 3.2.2).
В связи с этим остается вопрос: кого именно св. Ириней называет «пресвитерами» в исходной цитате; кому именно, согласно св. Иринею вручен дар учительства? Едва ли речь идет о пресвитерах в собственном смысле слова. По-видимому, имеются ввиду либо только епископы, либо и епископы и пресвитеры.
2. Неискаженное и неповрежденное учение
Как следует из книги св. Иринея «образцом» учения являются, во-первых, Писание (включая и Ветхий и Новый Завет) и, во-вторых, — Предание. Для св. Иринея Предание – это апостольская проповедь, которую он различает от собственно Писания и которая передается через пресвитеров:
«Господь всего дал апостолам Своим власть (проповедовать) Евангелие, и чрез них мы познали истину, т.е. учение Сына Божия; к ним же и Господь сказал: “Кто слушает вас, Меня слушает, и кто презирает вас, презирает Меня и Того, Кто послал Меня” (Лк. 10:16)» (Там же. 3.1).
«Когда обличают (еретиков) из Писаний, то они обращаются к обвинению самых Писаний, будто они неправильны, не имеют авторитета, различны по изложению, и (говорят), что из них истина не может быть открыта теми, кто не знает предания. Ибо (говорят) истина предана не чрез письмена, но живым голосом, и потому будто Павел сказал: “мы говорим премудрость между совершенными, премудрость же не мира сего” (1 Кор. 11:6). …
Когда же мы отсылаем их опять к тому преданию, которое происходит от Апостолов и сохраняется в церквах чрез преемства пресвитеров, то они противятся преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров, но и апостолов, и что они нашли чистую истину» (Там же. 3.2.1-2).
Взгляд св. Иринея на задачи богословования во многом предвозвещает известный трактат преп. Викентия Лиринского. Богословы не могут изменять содержание учения, добавлять или умалять его – но лишь подробнее раскрывать:
«И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с сим учением, ибо никто не выше Учителя, — ни слабый в слове не умалит предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое, не умаляет. Большее же или меньшее знание некоторых, по мере разумения, состоит не в изменении самого содержания, — не в том чтоб измышляли иного Бога, кроме Создателя. Творца и Питателя сей вселенной, как будто не довольствуясь Им, или иного Христа, или иного Единородного; но в том, что тщательно исследуют мысль сказанного в притчах и соглашают с содержанием веры, — в том, что раскрывают ход дел и домостроительство Божие относительно рода человеческого; показывают, что Бог явил долготерпение к отступничеству преступных ангелов и к преслушанию людей; объясняют, почему один и тот же Бог сотворил одно — временное, другое — вечное, одно — небесное, другое — земное; уразумевают, почему Бог, будучи невидим, являлся пророкам не в одном виде, но различным различно; показывают, почему было много заветов с родом человеческим, и учат, какое отличительное свойство каждого из заветов; исследуют, почему “Бог заключил все в неверии, чтобы всех помиловать” (Рим. 11:32); с благодарным чувством изображают, для чего Слово Божие стало плотию и пострадало; возвещают, почему пришествие Сына Божия открылось в последние времена, то есть, в конце, а не в начале; раскрывают, что содержится в Писании о конце и о будущем; не умалчивают и о том, почему не имевшие упования народы сотворил Бог “сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками со святыми” (Еф. 3:6); возвещают, как “сие смертное тело облечется в бессмертие, и тленное в нетление” 1 Кор. 15:54); проповедуют, в каком смысле (Господь) говорит: “не народ стал народ и невозлюбленная — возлюбленная” ( Ос.2:23); каким образом гораздо “многочисленнее чада у одинокой, нежели у имущей мужа” (Ис.54:1). Об этом-то и подобном воскликнул апостол: “о глубина богатства и премудрости и знания Божия! Как непостижимы суды Его, и неисследимы пути Его” (Рим. 11:33)! В этом состоит знание…» (Там же. Книга 1, 10:2-3)
3. Безупречная жизнь
Третьим критерием учительства св. Ириней называет безупречную жизнь.
«<Апостолы> хотели, чтобы были совершенны и безукоризненны во всем те, кого оставляли своими преемниками и кому передавали свое место учительства, так как от их правильного действования должна происходить великая польза, а от падения их — величайшее несчастие» (Там же, Книга 3.3.1).
4. Критерии истинности Церкви
Хотя третьим критерием, отличия учителя от лжеучителя св. Ириней называет безупречную жизнь, он далек от крайностей донатизма и новатианства. Хотя, согласно св. Иринею, слушаться следует людей, ведущих безупречную жизнь, не все в Церкви ведут такую жизнь и наличие в Церкви грешников не делает ее не-Церковью. Поэтому, переходя от критериев истинного учителя к критериям истинной Церкви, св. Ириней называет лишь первые два из приведенных выше: наличие апостольского преемства и неповрежденную веру:
«Истинное познание есть учение Апостолов, и изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (Апостолы) передали сущую по всюду Церковь; и она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, не принимая ни прибавления, ни убавления: здесь чтение (Писаний) без искажения и правильное и тщательное, безопасное и чуждое богохульства истолкование Писаний и превосходный дар любви, который драгоценнее познания, и славнее пророчества, и превосходнее всех других даров» (Против ересей, 4.33.8).
«Поэтому, надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия…» (Против ересей, 4.26.2).
Быть может, последние слова св. Иринея имел ввиду св. Василий Великий, когда, ссылаясь на «древних», описывал три типа отпадения от Церкви
«Ибо древние … иное нарекли … ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками — разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами — собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище» (Св. Василий Великий. Правило 1).