ПРЕЛОЖЕНИЕ/ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ В ВОСТОЧНОЙ АСКЕТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ IV-V ВВ. (К ОПРОСУ НА СТЕНЕ ГРУППЫ)

28 марта, 2021 Учение Церкви Комментарии : 0
Читали : 46
  1. Древний Патерик – о Евхаристическом чуде

В опросе на стене группы — https://vk.com/aletheia?w=wall-184478279_18269 — предлагалось определить, к какой монашеской традиции принадлежал автор процитированного (с небольшими купюрами) текста, некогда помысливший, что в таинстве Евхаристии он причащается хлеба и вина.

Процитированный фрагмент мы взяли из главы 18 «Древнего патерика». Вот полный текст:

«Сказал же < авва Даниил> и о другом некоем брате: когда было молитвословие в день воскресный и встал он по обыкновению идти в церковь, посмеялся над ним диавол, говоря: куда идешь? в церковь? и зачем? или затем, чтобы получить хлеба и вина? И скажут тебе, что это Тело и Кровь Господа; не подвергай себя посмеянию. Брат поверил помыслу и не пошел в церковь. Братия же ожидали его, ибо такой был обычай, чтобы не начинать молитвословие, пока не соберутся все. Он же медлил; и пришли к нему, говоря: может быть занемог брат, и найдя его в келии, спросили у него о причине, почему не идет в церковь. Он же, хотя и стыдясь сказать о причине, однакоже говорит им: простите меня, братия: я встал по обыкновению и приготовился идти в церковь, и сказал мне помысл, что не есть Тело и Кровь Христовы то, что ты идешь принять, но простой хлеб и вино. Итак если хотите, чтобы я шел с вами, уврачуйте помысл мой о св. приношении. Они же сказали ему: вставай, пойдем с нами, и мы будем просить Бога, чтобы Он открыл тебе божественную силу, во святой церкви присутствующую. И вставши, пошел с ними в церковь. И много помолившись о брате Богу, чтобы явлена была ему сила божественных таинств, начали совершать службу, а брата поставили среди церкви. И до отпуста не преставал он слезами орошать и обливать лице свое. После же службы приступивши спросили его: что открыл тебе Бог, расскажи нам, чтобы и мы получили пользу. Он же с плачем начал говорить им: когда был канон псалмопения и прочитано было учение апостольское и вышел диакон читать Евангелие, я видел, что кровля церкви раскрылась и видно было небо, и каждое слово Евангелия было как огонь и восходило до небес. Когда же было окончено святое Евангелие и вышли клирики из диаконика, имея святых таинств причастие, я видел, что опять отверзлись небеса и сходил огонь и с огнем множество святых ангелов, и среди их другие два чудные лица, красоты которых нельзя и рассказать. И было сияние их, как молния, и среди двух лиц малый отрок. И святые ангелы стали вокруг святой трапезы, а два лица над нею, и отрок в средине их. И когда были окончены святые молитвы и приблизились клирики раздробить хлебы причащения, я видел, что два лица стали держать младенца за руки и ноги, и взяли нож и закололи его и источили кровь его в потир, и рассекши тело его, положили на верху хлебов и сделались хлебы телом. Когда подходили братия принимать, давалось им тело и когда взывали они, говоря: аминь, становилось оно хлебом в руках их. Когда и я пришел принять, дано мне было тело и я не мог вкусить его, и услышал голос говорящий мне: что не принимаешь? не то ли это, чего ты искал? а я сказал: милостив будь ко мне, Господи! Тела не могу я вкусить. И сказал мне: если бы мог человек вкушать тело, тело и обреталось бы, как ты видел, но поелику никто не может вкушать мясо, посему учредил Господь хлебы для причастия. Итак с верою ли примешь то, что держишь в руке твоей? И я сказал: верую, Господи. И когда я сказал сие, тело, которое держал я в руке моей, стало хлебом, и возблагодарив Бога, принял я святую просфору. Когда же окончилась служба и пошли клирики в свое место, я видел опять младенца среди двух животных, и когда клирики потребили святые дары, я видел, что опять открылась кровля церкви и божественные Силы вознеслись на небеса. Услышав сие, братия вспомнили апостола говорящего: «пасха наша за ны пожрен бысть Христос». И в умилении пошли в келии свои, прославляя и хваля Бога, творящего великие чудеса.» (Древний патерик, 18:6, https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/drevnij-paterik/18#sel=11:2,11:602)

В той же главе 18 описана еще одна похожая история:

«Рассказал еще авва Даниил, говоря: сказал отец наш авва Арсений о некотором скитянине, который велик был по жизни, но прост в вере, заблуждался же по своему невежеству и говорил, что не по существу бывает Телом Христовым хлеб, который принимаем мы, но что он только образ. И услышали два старца, что он говорит такие слова, и зная, что он велик по жизни, рассудили, что он говорит в незлобии и простоте, и пришли к нему и говорят ему: авва! слышали мы речь некоего неверного, который говорит, что хлеб, который принимаем мы, не есть по существу Тело Христово, а только образ его. Старец же сказал: это я говорю. Они же увещевали его, говоря: не так держи, авва, а как предала вселенская Церковь. Ибо мы веруем, что самый хлеб есть Тело Христово, и самая чаша есть Кровь Христова поистине, а не образно. Но как в начале взяв перст от земли, образовал Бог человека по образу Своему, и никто не может сказать, чтобы он не был образом Божиим, хотя и непостижимо, так и о хлебе, о котором сказал Он: это Тело Мое, веруем, что он поистине Тело Христово. Старец же сказал: если не буду убежден делом, не уверюсь. Они же сказали ему: помолимся Богу в сию седмицу о сем таинстве, и веруем, что Бог откроет нам. Старец с радостью принял слово сие, и молился Богу, говоря: Ты, Господи, знаешь, что я не по злобе не верую, но чтобы не заблуждаться мне от истины, открой мне, Господи Иисусе Христе, что истинно. Но и старцы, удалясь в келии свои, молили Бога, говоря: Господи Иисусе Христе, открой старцу, что есть сие таинство, чтобы он уверовал и не погубил труда своего. И услышал Бог обоих, и когда кончилась седмица, пришли они в воскресный день в церковь, и отдельно сели на рогоже, в середине же был старец. Отверзлись же умные очи их, и когда был положен хлеб на святую трапезу, только они трое увидели как бы младенца. И когда простер пресвитер руку раздробить хлеб, вот ангел Господень сошел с неба, имея нож, и заклал младенца и источил кровь его в чашу. Когда же пресвитер раздроблял хлеб на малые части, и ангел отсекал от младенца небольшие части. Когда же подошли принять святое приобщение, дана была старцу одному только плоть окровавленная. И увидев сие, он ужаснулся и воззвал, говоря: верую Господи, что хлеб, предлагаемый на престоле, есть Тело Твое и чаша есть Кровь Твоя. И тотчас плоть в руке его сделалась хлебом, как бывает в таинстве, и принял он, благодаря Бога. И сказали старцы: Бог знает человеческую природу, что не может она есть сырую плоть, и потому прелагает Тело Свое в хлеб, и Кровь Свою в вино, для приемлющих сие с верою. И благодарили Бога о старце том, что не попустил Бог погибнуть трудам его, и все трое с радостью пошли в келии свои.» (Древний патерик, 18:4, https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/drevnij-paterik/18#sel=9:2,9:463)

Во втором рассказе бросаются в глаза слова о преложении Тела Христова — в хлеб и Крови в вино. На первый взгляд, эти слова прямо противоположны соборным документам XVII века, в которых говорится об обратном — о пресуществлении/преложении хлеба в Тело Христово и вина — в Кровь Христову. Однако, следует учитывать, что термин «преложение» (μεταβολή), в отличие от «пресуществления» (μετουσίωσις) не имеет привязки к сущности и может описывать всякое превращение одного в другое. В данном случае по контексту он означает превращение вида Тела (монах в Чаше вначале видел Тело) в вид хлеба. Пресуществление тут условно разбито на два этапа:
1) Хлеб превращается в Тело.
2) Вид Тела превращается в вид хлеба.

При этом текст, в согласии с Православным учением о пресуществлении однозначно свидетельствует, что мы причащаемся именно Тела Христова и при этом исключает двойственность даров, т.е. сосуществование или соединение хлеба с Телом.

2. К какой монашеской традиции принадлежал автор этих слов?

Ответ на этот вопрос не столь однозначен, как это первоначально представлялось автору опроса. Хотя основу Патерика составляют изречения и эпизоды из жизни Египетских отцов-пустынников, а в латинском переводе Патерик озаглавлен «Изречения египетских отцов», как отмечается в статье «Православной Энциклопедии», посвященной Патерику ( http://www.pravenc.ru/text/75770.html), в тексте «есть изречения отцов из Синая и Палестины», «местом первоначального складывания Патерика, безусловно, был Египет», а «окончательная редакция основных типов греч. корпуса Патерика сложилась в Палестине в 480-490 гг». В то же время некоторые исследователи придерживаются более поздних датировок, а один из них полагал, что первоначально текст был составлен на коптском языке.

Упомянутый во второй истории Авва Арсений – это преп. Арсений Великий, подвизавшийся в Скитской пустыне (Египет) и скончавшийся там же в 449 г.

Меньше известно об Авве Данииле, от лица которого ведется рассказ. Его имя отсутствует в византийских Синаксарях. В коптских и эфиопских источниках утверждается, что игумен Скитского монастыря с таким именем не принял Халкидонский собор (хотя, возможно, речь идет о другом Данииле). Впрочем, даже если признать эти сведения верными — вряд ли можно считать автора (и тем более людей, о которых он повествует – живших еще до Халкидона) – принадлежащими к иной духовной традиции, чем традиция православного египетского монашества IV-V вв.

Таким образом, ответ № 1, за который проголосовало относительное большинство участников опроса – следует (с некоторыми оговорками) признать правильным.

3. Другие свидетельства из аскетической литературы IV-V вв.

Такое (весьма натуралистическое) видение преложения/пресуществления в Евхаристии не является исключительной особенностью египетской монашеской традиции. Похожие образы мы находим в письмах преп. Нила Синайского, который был современником преп. Арсения. Вот несколько фрагментов из этих писем:

«Старающиеся очистить души свои не только изобилуют мысленным хлебом и мысленною водою, но снабжаются и «мясами». Ибо «совершенных, – как говорит Апостол, есть твердая пища» (Евр.5,14). И Моисей предвозвещает народу, говоря: «очиститеся наутрие, и снесте мяса» (Числ.11,18), под «мясами» проразумев тогда Божественное Тело, какое вкушают верующие в Церкви, и блаженнейшее, и превысшее всех ведений, ведение христиан» (Преп. Нил Синайский. Письмо 1.96. Епископу Сильвану, https://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/pisma-na-raznye-temy/#0_86)

«Хорошо и сие сказано великим Моисеем: не сегодня, но «наутрие снесте мяса», чем и указано время по пришествии Христа – Бога и Владыки всяческих. Ибо мясо перепелов навлекло на евреев гнев, боли во внутренностях, повреждение и холеру. Напротив того, у нас предлагаемая блаженнейшая Плоть всем сподобившимся приобщиться оной дарует крепость, силу, здоровье, благодушие и вечную жизнь.» (Преп. Нил Синайский. Письмо 1.97. Епископу Сильвану, https://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/pisma-na-raznye-temy/#0_86)

«Не как к простому хлебу будем приступать к Хлебу таинственному; потому что он – Плоть, Плоть досточестная, достопокланяемая, животворная, которая оживотворяет людей, омертвевших в грехопадениях. Плоть же обыкновенная не могла бы оживотворять душу. И сие-то изрек Господь Христос в Евангелии: «плоть», то есть плоть обыкновенная, простая, «не полезует ничто же» (Иоан. 6,63). Посему, причащаясь Плоти и Крови Бога Слова с благоговением и любовью, наследуем жизнь вечную. Ибо вкушающий и пиющий с правым сердцем ублажается.» (Преп. Нил Синайский. Письмо 3.39. Монаху Кириаку, https://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/pisma-na-raznye-temy/#0_86).

4. Рецепция в Предании последующих веков

В обоих текстах из Древнего Патерика дается одинаковое объяснение Евхаристического преложения/пресуществления: Бог, зная, что человек не может есть сырую плоть, — подает Свои Тело и Кровь под видами хлеба и вина. Рассуждения, близкие к этому, мы находим в текстах отцов последующих веков:

«Говоря: «сие есть Тело Мое», показывает что хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое тело Христово, а не образ его, ибо Он не сказал: «сие есть образ», но «сие есть Тело Мое». Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя и кажется нам хлебом. Так как мы слабы и не решились бы есть сырое мясо и человеческую плоть, то нам преподается хлеб, хотя на самом деле это – плоть.» (Бл. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея,26, 26 https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/26#sel=41:131,41:194)

«… поскольку человеческая природа испытывает отвращение к вкушению сырой плоти и поскольку необходимо было, чтобы через причащение Плоти и Крови Христа человек соединился со Христом, то, чтобы гнушающийся [такой пищей] человек не отвергнул этого [соединения], Промысл Божий, по снисхождению, Свою собственную Плоть и Кровь дает верным в пищу и питье под покровом хлеба и вина.» (св. Петр (Могила). Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. I, 107, пер. С. Федорова, https://vk.com/wall-171216152_4130). Отметим, что Исповедание прошло рецепцию в Православной Церкви (было утверждено собором Восточных Патриархов и отдельно – Московским патриархом Адрианом).

Близкое по смыслу (но менее определенное) утверждение мы находим в Точном изложении Православной веры преп. Иоанна Дамаскина.

«А хлеб и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, ибо в большинстве случаев она с досадой отвращается от того, что сделано не согласно с обычаем. Поэтому, проявляя Свое обычное снисхождение, Он через то, что близко естеству, совершает то, что выше естества.» (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 86 https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_13#sel=58:1,58:43)

Вопрос о том, знали ли перечисленные отцы текст Патерика, использовали ли какие-то иные источники, либо пришли к тому же образу независимо от Египетских пустынников, (будучи, разумеется, ведомы одним и тем же Духом Святым) – остается открытым и требует специального исследования.

5. О неполноте натуралистического образа Евхаристии

Было бы ошибкой считать, что те видения, которых сподобились два египетских подвижника, усомнившиеся в чуде Евхаристии, точно отражают онтологическую реальность таинства. Это и невозможно, ибо отцы согласно свидетельствуют о Евхаристии – как величайшем чуде, превосходящем даже чудо Боговоплощения. Естественно, то, что было открыто подвижникам в видениях – лишь образ, достаточный, для того, чтобы оба они (а также те, кто слышал или читал эти истории ) – уверовали в это чудо – и не более.

Итак, в видениях Тело Христово рассекалось на малые части, в то же время, согласно вере Церкви, в каждой частице Евхаристии — Весь Христос:

«Также [веруем], что Тело и Кровь Господа хотя разделяются и раздробляются руками и зубами, но только акцидентально, то есть это бывает только с акциденциями хлеба и вина, в которых они бывают видимы и осязаемы, а сами в себе они пребывают совершенно целы и нераздельны. Почему и Вселенская Церковь говорит: «Раздробляется и разделяется раздробляемый, но неразделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый, но причащающияся освящаяй». Впрочем, освящается, разумеется, только причащающийся достойно.

Также [веруем], что в каждой части, или малейшей частице преложенного хлеба и вина, находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, (ибо так говорили богохульные и нечестивые), но весь Господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душой и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время много бывает в мире священнодействий, но не много Христов или Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, и одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных Церквах верных. И это не значит, что Тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и после освящения претворяемый и пресуществляемый, делается единым и тождественным с [Телом], что на небесах, и пребывает таковым. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Поэтому-то это таинство является и называется чудеснейшим и постигаемым одной лишь верой, а не ухищрениями человеческой мудрости, чье суетное и глупое любопытство к Божественным предметам отвергает наша благочестивая и богопреданная вера.» (Исповедание Иерусалимского собора 1672 года/ послание Патриархов Восточно-кафолической Церкви о Православной вере 1723 г. Определение 17, пер. П.Пашкова и С.Федорова) https://vk.com/doc-184478279_510010771)

_______________
Автор благодарит нашего подписчика Станислава Минкова – за указание на письма св. Нила Синайского.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 1 день

Редакция

Редакция 0
Комментарии: 3Публикации: 114Регистрация: 30-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .