Некоторые положения нравственного учения Церкви.

05 сентября, 2021 Учение Церкви Комментарии : 0
Читали : 37

В православной среде есть такая проблема, которая заключается в том, что православному христианину, живущему в миру и желающему воплощать в своей жизни Евангелие Христово, бывает затруднительно понять, как и что для этого делать, поскольку его окружают авторитетные книги, написанные монахами и для монахов. При этом чтение современных православных авторов, которые объясняют, как жить по-христиански, также не решает эту проблему, поскольку их сочинения не проверены временем, а иногда и откровенно противны духу Евангелия. Тем не менее, не все знают о том , что Православная Церковь Христова помимо догматических определений формулировала на соборах и некоторые положения своего нравственного учения, предназначенного для всех ее чад, не только монашествующих. Отчасти это нашло свое отражение в канонах, принятых Вселенскими соборами. Однако первым систематическим документом, излагающим православное нравоучение на соборном уровне, можно считать «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», имеющее всеправославное признание. Вторая и третья часть этого катехизиса посвящены изложению нравственного учения Церкви, каждое положение которого основывается на Библии. Пересказ некоторых положений этого авторитетного исповедания дан ниже.

Благочестивая жизнь

  1. Для спасения человека необходимы правая вера и добрые дела, понимаемые как исполнение евангельских заповедей (Ч. 1, вопр. 1; Ч. 3, вопр. 3).

2. Благочестие вместе с истинной верой основывается на прилежной молитве и добрых делах. Правильно называются благочестивыми только те, которые, воссылая к Богу непрестанные молитвы, удаляются от всякого нечестия и греха. Здесь имеется в виду благочестие не наружное, какое имели фарисеи, но истинное и сердечное. Благочестие – это дар Святого Духа (Ч. 1, вопр. 79).

3. Страх Божий должен быть подобен тому страху, какой имеют дети к своим родителям, а не тому, какой имеют рабы к своим господам. Бояться Бога следует из любви к Нему. Страх Божий – это дар Святого Духа. (Ч. 1, вопр. 80).

4. Церковь учит каждого христианина, чтобы он всегда держал в своем уме четыре предмета: смерть, последний суд, адское наказание и вечное Царство Небесное. От этого рождается в нем благочестие, хранение от греха, страх к Богу, страх адской геенны, любовь к Небесному Царству. Размышляя о них, следует готовиться к смерти. Ибо, размышляя о последнем дне, он будет внимателен к тому, чтобы быть готовым к отчету, который должен будет дать о своих мыслях, словах и действиях. Размышляя об аде, он должен остерегаться, чтобы не упасть в него; а размышляя о Царстве Небесном, он должен стремиться к его достижению (Ч. 1, вопр. 123).

5. Надежда христианина – это Господь Иисус Христос. Она основывается на благости Божией, совершившей наше спасение, и на соблюдении заповедей Божиих, утверждаясь через причащение Тела и Крови Христовой и через непрестанную молитву (Ч. 2, вопр. 2).

6. Если материальные средства приходят к человеку обильно, по благодати Божией, то он должен ими пользоваться не так, как полный господин их, но как управитель, и не должен желать их с чрезмерной жадностью сердца. Совершенством следует признавать общее владение имуществом, как это было у первых христиан. Это относится, в первую очередь, к монашествующим. Однако не лишаются вечной жизни и спасения те, которые, приобретя имение и богатство правильным образом, правильно и употребляют его, а именно, жертвуют на нужды церковные, на милостыни бедным, странным, немощным и другим нуждающимся людям (Ч. 2, вопр. 31).

7. Блаженны те, которые во все время своей жизни скорбят сердцем, и плачут о соделанных ими грехах, оскорбивших Бога и ближнего своего (Ч. 2, вопр. 33).

8. Блаженны те люди, которые сокрушением и слезами, проливаемыми о грехах ближних своих, стараются умилостивить и примирить Бога, умоляя Его, чтобы Он даровал им покаяние, т.е. чтобы еретиков обратил к Церкви, чтобы живущих беззаконно обратил на правый путь жизни (Ч. 2, вопр. 33).

9. Блаженны те, которые терпит притеснения от великих и сильных мира сего; например, которые неправедно и без вины лишаются своего имущества. Находясь в таком состоянии, они не должны думать о мести, но с горестью сердца и плачем, воссылая молитвы, должны просить заступления у Бога, возлагая всю свою надежду и упование на Его милосердие, от Которого и получают утешение, что делает их истинно православными и причастниками Божественной благодати (Ч. 2, вопр. 33).

10. Христиане должны проявлять кротость и смирение, послушание перед Богом, перед Церковью Христовой, перед высшими себя, с охотою и усердием, без всякого отлагательства, подражая кроткому Иисусу Христу. Оказывая покорность высшим себя, мы должны представлять себе, что оказываем ее Самому Христу; так же честь и уважение, которые воздаем священникам, должны относить Самому Христу (Ч. 2, вопр. 35).

11. Блаженны те люди, которые не наносят вреда ни одному человеку, ни у кого не отнимают чести, никого не оскорбляют, не осуждают и не оговаривают; а самих себя считают людьми самыми презренными, непрестанно обвиняя жизнь свою, и добрые дела свои признавая маловажными, недостойными, даже ничего не значащими (Ч. 2, вопр. 35).

12. Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего, не только не грешат, но еще и исполняют долг свой (Ч. 2, вопр. 35).

13. Христианин должен изливать гнев и негодование не на ближнего своего, а на диавола, который движет и наклоняет волю человека ко всякому злу (Ч. 2, вопр. 35).

14. Христиане освобождены от исполнения обрядового Закона Моисеева, но должны с усердием исполнять духовно-нравственные заповеди (Ч. 3, вопр. 47).

15. Справедливое наказание преступников уполномоченными лицами не противоречит Слову Божию (Ч. 3, вопр. 13).

16. Необходимо соблюдать умеренность в пище, питии и одежде, также в словах и во всех поступках (Ч. 3, вопр. 14).

17. В воскресные дни и праздники христиане должны оставить все свои дела и труды, чтобы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях (Ч. 3, вопр. 60).

18. Почитать следует не только родителей, но и духовных отцов, учителей, правителей и начальников (Ч. 3, вопр. 62).

19. Христианин не обязан повиноваться родителям или любым властям и начальникам, если они требуют  нарушения заповеди Божией или склоняют к тому (Ч. 3, вопр. 62).

20. Уважение и любовь, которую мы обязываемся оказывать высшим себя, должны выражаться в добром к ним расположении, в покорности, в почтительных словах и тому подобном (Ч. 3, вопр. 62).

Милосердие

21. Милостыню нужно выделять из тех средств, которые приобретены честным образом, собственным и праведным трудом (Ч. 2, вопр. 41).

22. Нужно подавать милостыню не только тем бедным, которые в большом множестве открыто просят, или которые находятся в богадельнях; но также и тем, которые по своей стыдливости не могут просить милостыни. Впрочем, надо остерегаться, чтобы дело милосердия не сделалось известно другим людям, и не заслужило похвалу и одобрение (Ч. 2, вопр. 41).

23. Посещая заключенного в тюрьме христианин не должны выяснять, за какую кто вину посажен в темницу, и кто именно тот человек, который содержится в тюрьме. Кто бы он ни был, и за какое бы преступное дело ни сел в тюрьму, наш долг, для Христа Господа нашего, прийти, посетить и утешить его, дабы он не впал в отчаяние (Ч. 2, вопр. 44).

24. Вообще всякого больного, а особенно который лежит в больнице, хотя бы он был вовсе неизвестен, христианин должен навещать таким образом: во-первых, утешать его беседой, сострадая ему сердечно в его несчастьи; во-вторых, увещевать больного, чтобы он терпеливо переносил такое свое несчастье, и чтобы принял это посещение Божие без скорби сердца и без ропота; а напротив, устами и сердцем благословлял Бога, являющего над ним сию волю Свою, уповая крепко, что Он по человеколюбию Своему пошлёт ему исцеление. Кроме того, должен советовать ему, чтобы он с сокрушенным и умиленным сердцем, исповедав грехи, которые как человек сделал, причастился Пречистым Тайнам и принял Елеосвящение, по обычаю Церкви: поскольку эти Таинства весьма много содействуют не только ко спасению души, но и к здравию тела. Ещё должен непрестанно молить о нем Бога, препоручить его и общим молениям всей Церкви. Даже когда больной, по бедности своей, не может объявить Церкви болезнь свою, долг милосердного человека – призвать его духовного отца для совершения над ним надлежащих обрядов. Наконец, должен увещевать больного, чтобы он не впадал в суеверие и не прибегал к искусствам, запрещенным Церковью, т.е. чтобы не старался восстановить свое здоровье помощью волшебства и сообщения с диаволом, через что он более получит вреда, нежели сколько облегчения; но чтобы всё свое упование и надежду возложил на милосердие Божие; да и лекарства принимал бы те только, которые составлены опытными врачами. Такое посещение немощных делает посетителей блаженными и в этом мире, и на небесах (Ч. 2, вопр. 45).

25. Если же больной будет иметь болезнь прилипчивую и даже заражён будет моровой язвой, в таком случае человек благочестивый, чтобы не подвергнуть опасности жизнь свою, должен исполнять дела милосердия посредством людей, способных к этому, которые могут обращаться при таких болезнях без вреда себе (Ч. 2, вопр. 45).

26. Нужно заботиться о тех, которые умерли в крайней бедности, принося нужное для погребения их по обычаю христианскому. Если же кто умрёт из друзей или сродников; в таком случае православные и благочестивые люди, для исполнения этой обязанности, должны сопроводить тело умершего до самой могилы – с прошениями и молениями к Господу о душе скончавшегося (Ч. 2, вопр. 47).

27. Доброе дело – отклонить грешника с пути погибели. Впрочем, при исполнении этого долга нужно остерегаться, чтобы по неопытности не привести грешника в отчаяние, или в излишнее упование на милосердие Божие: то и другое принесет грешнику более вреда, нежели пользы. Нужно благоразумно держаться средины. Если же кто сам неспособен выполнить эту обязанность – пусть изберет другого, который имеет гораздо более опытности в таком деле. Подобным образом мы должны поступать и тогда, когда случится нам иметь дело с еретиками и раскольниками (Ч. 2, вопр. 48).

28. Добрым делом является научение человека азам веры и благочестивой жизни, помощь сиротам в получении полезного образования (Ч. 2, вопр. 49).

29. Доброе дело – давать совет тому, кто в нём нуждается, особенно когда через это удается изменить жизнь человека к лучшему, спасти его от опасности (Ч. 2, вопр. 50).

30. Святое дело милосердия – оказать поддержку печальному человеку (Ч. 2, вопр. 52).

31. К делам милосердия также относятся терпеливое перенесение обид, отказ от злопамятства и мести, прощение и молитва о прощении врагов (Ч. 2, вопр. 53, 54).

32. Участие в примирение враждующих – доброе дело для христианина (Ч. 2, вопр. 58).

Молитва

33. Если желаем что получить от Бога, то об этом мы должны просить Его с верой и с надеждой, что Он непременно даст нам просимое (Ч. 2, вопр. 3).

34. В молитве мы должны благодарить Бога, просить о прощении грехов наших, чтобы Он избавил нас от наказания за них, и чтобы излил на нас, и на душу и на тело, Свою святую благодать, а также прославлять Его (Ч. 2, вопр. 5).

35. Нужно молиться не только за себя, но и за ближних, и за неверующих, находящихся в ересях и расколах, об их обращении к истинной вере и Церкви (Ч. 1, вопр. 92; Ч. 3, вопр. 13).

36. Молитва требует некоторой подготовки. Необходимо сохранять трезвенность, благоговение, сокрушение сердца, молиться без всякого гнева и злобы, удалить от себя все другие заботы, чтобы молитва наша была чистая и приятная Богу. Если кто гневается на нас, то прежде должны мы склонить его к примирению с нами (Ч. 2, вопр. 6).

37. Обращаться к Богу с молитвой «Отче наш» могут только православные христиане, потому что Его детьми являются лишь те, кто получил усыновление через веру в Иисуса Христа и принадлежит Православной Кафолической Церкви, которая является Матерью верующих (Ч. 2, вопр. 10).

38. Молящийся не должен иметь ни малейшего сомнения в получении просимого. Ибо просит у Отца чадолюбивого и милосердного, Отца общего всем, Который не только не отказывает в том, чего мы просим, но Сам даёт нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием принимает наши молитвы, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца (Ч. 2, вопр. 10).

39. Поскольку Бог есть Отец всем нам, так и мы, верные, должны быть между собою братьями и сестрами, и просить Его не только о себе, но и друг о друге. Бог, видя нашу братскую любовь, которую непрестанно заповедует в Святом Евангелии, как Отец радуется этому и скорее выслушивает нас (Ч. 2, вопр. 10).

40. Мы должны просить Бога, чтобы Он дал нам жизнь благочестивую, украшенную добродетелями и благими делами, чтобы люди, видя нашу благочестивую жизнь, возбуждались к прославлению имени Божия (Ч. 2, вопр. 13).

41. Христианину следует желать, чтобы скорее наступило Второе пришествие, в которое Сын Человеческий явится во славе Своей, и настало воскресение мертвых и последний суд; после чего царство мира сего и враг душ наших упразднятся, и приидет Царство Небесное, «да будет Бог всяческая во всех», как говорит Апостол (1Кор. 15, 28) (Ч. 2, вопр. 15).

42. От молящегося требуется осторожность, чтобы просить нужного и необходимого, а не излишнего и относящегося к наслаждению, что свойственно невоздержной жизни, и от чего рождается грех (Ч. 2, вопр. 19).

43. Кто не прощает ближнему своему нанесенной им обиды, тот напрасно приносит молитву Господню, поскольку ему не прощаются грехи и, более того, сама его молитва обращается в грех (Ч. 2, вопр. 21).

44. Следует просить Бога быть избавленными от всех искушений; а если этому невозможно быть, то чтобы благодать Божия, по крайней мере, избавила нас от таких искушений, которые превышают силы наши (Ч. 2, вопр. 23).

Пост

  1. Пост –это воздержание от всех, или, по причине какой-либо немощи, от некоторых видов пищи, как и от питья: также от всех мирских предметов, и от всех дурных пожеланий, с тою целью, чтобы христианин удобнее мог совершать молитву свою и умилостивлять Бога; также, чтобы мог умертвить плотские пожелания и получить благодать Божию.

Грехи

2. Равно губительны чрезмерная надежда на милосердие Божие и отчаяние в Его милосердии.

3. Повседневные грехи требуют их повседневного исповедания перед Богом в молитве и сокрушения о них (Ч. 3, вопр. 43).

4. Мы участвуем в чужих грехах тогда, когда поощряем кого-нибудь ко греху, особенно такого человека, который кроме нас нигде не может найти для себя помощи, и всю свою надежду на нас возлагает. Также сюда относятся ситуации, когда мы подаем другим повод грешить, или каким-либо соблазном, влекущим ко греху, или согласием, или непристойными словами, или похвалой порока, или порицанием добрых дел, также, когда кто-нибудь с намерением приводит другого во гнев, или не противится по силам стремлению порока, или не наставляет согласно с обязанностью своей: каждый из таковых делается участником чужого греха (Ч. 3, вопр. 45).

5. Грешат все те, которые при Крещении обязываются соблюдать православную веру в Бога до своей смерти, но после по каким-нибудь собственным причинам отступают от нее, или опасаясь потерять честь свою или имение, или страшась лишиться жизни; почему явным образом изменяют клятве, и отрекаются от того, что с клятвою обещали Богу (Ч. 3, вопр. 58).

6. Седьмая заповедь осуждает всякое любодейство и сладострастие, кокетство, сводничество, соблазнительные песни, непристойные пляски, нескромные игры (Ч. 3, вопр. 66).

7. Ересь и раскол – это духовное прелюбодеяние (Ч. 3, вопр. 66).

8. Обман при заключении законного договора является тяжким грехом (Ч. 3, вопр. 68).

Законы духовной жизни

9. Нас, избранных Божиих, не может постигнуть никакое злоключение без попущения и воли Божией, как по отношению к благочестивой жизни, которую мы должны вести, так и по отношению к искушениям и нападениям от врага (Ч. 2, вопр. 17).

10. Духовная смерть постигает тех, которые не хотят слушать слова Божии и душеполезные поучения, и тем подают худой пример (Ч. 2, вопр. 19).

11. Нечистые помыслы оскверняют образ Божий и изгоняют из души Божественную благодать (Ч. 2, вопр. 56).

12. Добрые дела так соединены между собою, что если кто имеет одну добродетель, в собственном и истинном смысле, тот имеет и все другие; также кто вовсе не стяжал ни одной добродетели, тот лишен и всех прочих (Ч. 2, вопр. 63).

13. Одно намерение человека совершить грех, хотя наносит рану душе, но совершенно ее не умерщвляет (Ч. 3, вопр. 18).

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 недели

Редакция

Редакция 0
Комментарии: 3Публикации: 134Регистрация: 30-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .