МАРИОЛОГИЧЕСКИЕ ЦИТАТЫ СВ.ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

24 марта, 2021 Учение Церкви Комментарии : 0
Читали : 168

От составителя.

В данной подборке собраны цитаты из Омилий св. Григория (иные его тексты не рассматривались), которые, по мнению составителя, могут иметь прямое или опосредованное отношение к вопросам о наличии/отсутствии у Богородицы личных грехов, о моменте очищения Богородицы от прародительского (первородного) греха и его последствий. Составитель старался, насколько это возможно, избегать тенденциозности и субъективизма и собрать все цитаты, представляющие интерес . Дополнительно приводятся две цитаты, относящиеся к св. Иоанну Крестителю, которые, по мнению составителя, могут быть полезны при выяснении взглядов св. Григория на соотношение личных грехов, прародительского греха и его последствий.

Данная подборка представляет собой сокращенный вариант подборки https://vk.com/topic-5491891_33447996?post=12141. Для уменьшения и так большого объема здесь исключены повторяющиеся места или относительно малозначимые цитаты, которые приводятся в подборке по ссылке.

Большой объем подборки отчасти связан со стремлением составителя привести не только ключевые места, но и их контекст. Читатели, желающие просмотреть более широкий контекст, смогут легко найти соответствующие места в полных текстах названных Омилий на сайте «Азбука веры» или в иных интернет-библиотеках святоотеческой литературы.

Учитывая большой объем подборки, составитель попытался структурировать ее, «разложив» цитаты по темам. Следует, однако, понимать, что такое структурирование более чем условно, поскольку едва ли не в большинстве цитат затрагивается несколько взаимосвязанных тем.
Поскольку данная подборка публикуется и предлагается к обсуждению в социальной сети «Вконтакте», составитель для выделения наиболее важных (с его точки зрения) мест предпочел использовать прописные буквы.

I) О личной безгрешности и чистоте Богородицы

I.1 «И имя, – говорится, – Деве, Мариам», – это же слово в переводе означает «Госпожа». Представляет же это имя и достоинство Девы и утверждение Девства, и особенность образа Ея жизни, и во всем тщательность, и выразить это одним словом – всенепорочность. Ибо господственно (т.е. с истинным величием) нося знаменательное имя Девы, ОНА ИМЕЛА ПОЛНОЕ ОБЛАДАНИЕ ЧИСТОТОЙ, БУДУЧИ ДЕВОЙ И ТЕЛОМ И ДУШОЮ И СИЛАМИ ДУШИ, И БОГАТЕЯ ВСЕМИ ТЕЛЕСНЫМИ ЧУВСТВАМИ, НЕ ИМЕЮЩИМИ НИ МАЛЕЙШЕЙ ЗАЗОРИНКИ; и все до такой степени полностью и утверждено, и так сказать – как это приличествует Госпоже, во всем ненарушенно на все времена; как Она затворенная Дверь сокровищницы и запечатанная книга, хранящая от очей сокровенные писания; посему и было написано о Ней: «Сия есть Книга запечатленная», и – «будет Дверь заключена, и никтоже пройдет Ею». (Омилия 14.На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии)

I.2 «Посему-то Бог не только стал Человеком, но и от Святой Девы — ДЕВЫ ВЫСШЕЙ СКВЕРНЫХ ПОМЫШЛЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ ОТ ПЛОТИ — был рожден, как это было предсказано Пророками, — зачатие в Которой произвела не воля плоти, но наитие Святаго Духа; благовещение (Архангела) и вера (Пресвятой Девы) явились причиной обитания Бога, а не согласие и опыт страстного вожделения; ибо НЕЧТО ТАКОВОЕ БЫЛО СОВЕРШЕННО ОТСТРАНЕНО ОТ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ ЕЕ МОЛИТВОЮ И ДУХОВНЫМ РАДОВАНИЕМ. Ибо — «се Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему», сказала благовестителю Ангелу непорочная Дева». (Омилия 16. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу)

I.3 «Творец твари уготовал Ее быть украшенной больше всех людей неизреченной прекрасностью всепревосходящей непорочности, как бы сияющим золотом, так чтобы Она была родственным Ему подобием; и в подобии человеческом быв (о, неизреченное человеколюбие Твое, Владыко!), Он Свое творение возвысил до Своего Собственного, Создавшего, достоинства.» (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)

I.4 «Она прилежала всякому виду добродетели и изучила реченное в Законе и обретаемое в слове (устной традиции) и в принадлежащем и тому и другому, а также изучила предметы из числа главных наук, как бы запечатлевая все в Себе, и изобретая нечто наиболее свойственное Богу, что на этом основании обладая особым свойством, знает пользующих это – непосредственно уподобить Ему; поскольку же Она не видела ничего из проявленного людьми прежде Нее, что точно указывало бы на это, то Она Сама прорубает лучший и совершеннейший путь и ИЗОБРЕТАЕТ И САМА ИСПОЛНЯЕТ И ПЕРЕДАЕТ ПОСЛЕДУЮЩИМ ЛЮДЯМ ВЫСШЕЕ ДЕЛАНИЕ СОЗЕРЦАНИЯ; созерцание (богомыслие) же это настолько превосходит прежде известное, насколько истина превосходит фантазию.» (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)

II) О наличии/отсутствии последствий прародительского греха в Богородице

II.1«Ибо не только израстила земля, как последствие проклятия, бывшего Праотцу, неодушевленные волчцы и терния, но изведали мы и гораздо худшие, многовидные терния злых страстей и отвратительные волчцы греха. И НЕ ТОЛЬКО ТУ ОДНУ ПЕЧАЛЬ возымел наш род, КОТОРУЮ ПОЛУЧИЛА В УДЕЛ ПРАМАТЕРЬ, как следствие проклятия бывшего ей, осужденная в болезнях рождать, но, можно сказать, и вся наша жизнь стала сплошной печалью и мукой.» (Омилия 14.На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии)

III) Рождество Богородицы

III.1 «…еще и до Своего рождения, Дева обладала ПРОСЛАВЛЕННОЙ и способнейшей выносить суждение волей («критикотатин гномин»), которую, и до того, как пришла в возраст, ныне явила всем, как НЕЗЫБЛЕМЕЙШУЮ.» (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)

III.2 «Он не нашел среди людей никого, кто был бы способен вместить Бога «из Него же вся и Тем всяческая» (Рим.11:36), по слову Апостольскому, – Он, затем, СОТВОРИЛ, по Своему благоволению, Сию Приснодеву, явившуюся, так сказать, Дворцом Его Самого, возмогшую, по причине совершеннейшей чистоты, вместить телесно полноту Божества.» (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)

IV) Введение во храм и во Святая Святых

IV.1 «…необыкновенное ПЕРЕВЕДЕНИЕ Богоматери еще от детского возраста из отеческого дома в Дом Божий и чудесное пребывание в самых Святая Святых в течение длительных периодов, где под наблюдением Ангелов БЫЛА ПИТАЕМА НЕИЗРЕЧЕННОЙ ПИЩЕЮ, ОТ КОТОРОЙ АДАМ НЕ УСПЕЛ ВКУСИТЬ, иначе бы он не лишился жизни, КАК НЕ ЛИШИЛАСЬ ЕЕ СИЯ ПРЕЧИСТАЯ, хотя и была от его рода, и затем дабы показать, что Она — его дочь, нечто малое уступая природе, как и Сын Ее, ныне от земли на небо преставилась.» (Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии)

IV.2 «Если же кто укажет на то, что Дева затем <после пребывания в Святая Святых> вернулась к людям, то пусть он знает, что этим он весьма прибавил к преимуществу Девы: потому что, как Единородный Сын Отчий ради нас сошел со святых небес, так и Она ради нас пришла к людям из святыни храма. Посему (хотя), и обрученная за смертным (мужем), Она стала Невеста Неневестная Бессмертного Отца; Она не нуждалась в людях, но (сделала это), дабы при свидетелях явить нам великое чудо неизреченного Рождения и спасти уверовавших.» (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)

IV.3 «Она от раннего детства была по достоинству за пределами всего, несравненно выше и самих премирных Умов; потому что, кому из Ангелов когда-либо было сказано то, что было сказано Ей, находящейся еще в детском возрасте, именно: – «Возжелает Царь доброты (прекрасности) Твоея» (Пс.44:12)?» (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)

IV.4 «Итак, Дева вошла во Святая Святых, и немедленно оглядела все: то, что Она узрела, чем насладилась, соответственным образом послужило сокровищем для Ее мыслей; и немедленно от прекрасности видимых там Ею вещей Она перенесла Свой взор на невидимые прекрасности, уже не находя радости ни в чем земном. Поэтому ОНА СТАЛА ВЫШЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЕСТЕСТВА И ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ: одни вещи, приятные видом, судив недостойными взирания, другие же – приятные для еды – презрев, Она первая и единственная явила Себя во всем НЕПОДВЛАСТНОЙ ТИРАНИИ ТОГО, КОТОРЫЙ НАПАДАЕТ НА НАС ПУТЕМ ЭТИХ СОБЛАЗНОВ, и явила с тех пор в этом отношении победное знамение над ним; и то подвизавшись не в течение одного дня от утра до вечера, и не в отношении плода одного дерева, но в течение цикла многих лет по отношению к разнообразным, лучше же сказать, – всевозможным видам удовольствий, которые являются приманкой для души, изобретенных князьями тьмы, которые все Сия Богоотроковица, единая из всех, находясь еще в детском возрасте, в конец презрев, по справедливости получает награду с небес: – пищу, приносимую Ей Ангелом, благодаря которой укреплялись Ее телесные силы и, вместе с этим, свидетельствовалось об образе Ее жизни, достойном небес… » (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)

IV.5 «Достигнув безвидной и неизглаголанной красоты, она теперь, осияваемая светлым сиянием и благодатию Святаго Духа, беседует только с Богом, а просветившись этим беспредельным светом и имея стремление к одному Богу, ОНА, ПО ПРИЧИНЕ ЧУДНОГО И НОВОГО СВОЕГО ИЗМЕНЕНИЯ, СОВСЕМ УЖЕ НЕ ЧУВСТВУЕТ СМИРЕННОГО, ЗЕМНОГО И ВЕЩЕСТВЕННОГО СВОЕГО ТЕЛА; ибо является чистою и светлою, без всякой примеси вещественного пристрастия, – ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВОМ СОБСТВЕННО УМНЫМ, КАК БЫЛ, ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ, РОДОНАЧАЛЬНИК НАШ АДАМ.» (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)*

*- данная цитата по контексту буквально относится не к Богородице, а к душе оБоженного человека, совершающего подвиг молчания и умного делания. Однако из следующей цитаты (которая является завершением этого рассуждения о душе) ясно, что св. Григорий относит все сказанное и к Богородице:

«…И таким образом, очистившие свое сердце путем священного молчания, когда с ними неизреченно сочетался свет, превышающий чувство и ум, созерцают в себе, как в зеркале, Бога. Краткое доказательство того, что оно (священное молчание) является наиполезнейшим и соединяющим с Богом тех, которые ему следуют, показала Сия Дева, Которая т.ск. «от нежных ногтей» сроднилась с ним: потому что единственная из всех, с раннего детства паче-естественно <взяла> на Себя подвиг священного молчания…»

V) Благовещение

V.1 «Архангел возвещает Ей: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя: темже и Раждаемое свято наречется Сын Божий»; ибо Ты воистину свята еси и благодатна, Дево, – говорит, – Дух же Святый, в Свою очередь, сойдет на Тебя, ЧРЕЗ БОЛЕЕ ВОЗВЫШЕННОЕ ПРИБАВЛЕНИЕ ОСВЯЩЕНИЯ, устрояя и предуготовляя в Тебе Божие действие, и сила Вышняго осенит Тебя, подкрепляя Тебя и вместе – осенением и соприкосновением» (Омилия 14.На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии)

V. 2 «…видела Она эту, подверженную проклятию нашу жизнь, которая в силу потомственного преемства тянется вместе со временем и сверх того все время склоняется к ухудшению, … поскольку Богоотроковица Дева слышала это, а также и видела, то возымев жалость к общему (с Ней) человеческому роду и размышляя о том, каким образом могло бы быть найдено врачевство, противодействующее таковому недугу, Она немедленно решила всей душою обратиться к Богу и, ВЗЯВ НА СЕБЯ ПОСОЛЬСТВО ЗА НАС, ПРИНУДИТЬ НЕВЫНУЖДАЕМОГО И СКОРЕЕ ПРИВЛЕЧЬ ЕГО К НАМ ТАК, ЧТОБЫ ОН САМ ОТСТРАНИЛ ПРОКЛЯТИЕ и остановил распространение пожара, сжигающего души, и ослабил силу противоборствующих, и вместо (проклятия) даровал благословение, и воссиял священный свет и, исцелив немощное, соединил с Собою Свое творение.» (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)

VI) Успение

VI.1 «И будучи еще трехлетней и не заключая еще в себе пренебесного Обитателя, и не родив еще Плотоносца, Она обитала во Святая Святых, уже таковыми и толикими дарами став превосходной и по телу, УЖЕЛИ ЖЕ ОНА СТАНЕТ ЗЕМЛЕЮ, ПОДВЕРГНУВШИСЬ ТЛЕНИЮ? И кто бы из разумно исследующих дело, нашел бы смысл в том, чтоб дело обстояло так? …Посему родившее тело справедливо со-прославляется богоподобной честью с Рожденным им; и со-воскресает, – согласие пророческой песни, с прежде воскресшим после трех дней Христом… Но для Нее не было нужды, чтобы Она еще некоторое время, – как была нужда для Ее Сына и Бога, – задержалась в земле; посему Она немедленно была взята от гроба в пренебесную область.» (Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии)

VII) Богородица и Христос

VII.1 «Делу же совершенной правды принадлежало и то, чтобы само добровольно поработившееся и побежденное естество одержало победу над началозлобным и отвергло добровольное рабство ему; по этой причине Бог благоволил восприять от нас наше естество, неизреченным образом соединившись с ним по ипостаси. БЫЛО ЖЕ НЕВОЗМОЖНЫМ, ЧТОБЫ ОНАЯ ВЫСОЧАЙШАЯ И ПРЕВОСХОДЯЩАЯ УМ ЧИСТОТА (Т.Е., СЫН БОЖИЙ) СОЕДИНИЛАСЬ С ОСКВЕРНИВШИМСЯ ЕСТЕСТВОМ; потому что единое, что невозможно для Бога, это — сойтись в единство с нечистым, прежде чем оно не очистится. ПОЭТОМУ БЫЛА НУЖДА В СОВЕРШЕННО НЕПОРОЧНОЙ И ЧИСТЕЙШЕЙ ДЕВЕ, КОТОРАЯ БЫ ПРИЯЛА ВО ЧРЕВЕ И РОДИЛА РЕВНИТЕЛЯ И ДАРОВАТЕЛЯ ЧИСТОТЫ, Которая была и предопределена и возникла и делается явной, и тайна относительно Которой пришла к концу, когда многие бывшие в свои времена чудесные явления слились в одно.
Посему некогда совершаемое с этой целью празднуется нами сегодня, нами, которые, на основании завершения сего, особенно познали величие Лиц, способствовавших такой великой цели. — Потому что Сущее от Бога, и Сущее у Бога и Сущее Бог — и Божие Слово и Сын сущий, Высочайшему Отцу собезначальный и соприсносущный, становится Сын Человеческий, Сын Сия Приснодевы. «Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки» (Евр.13:8), неизменный по Божеству, безупречный по человечеству, «Иже единый», как предсвидетельствовал о Нем Исаия, говоря: «греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (Ис.53:9), Который не только это, но и был единственным не зачатым в беззакониях, ни во грехах чревоносим, — как это свидетельствует Давид о самом себе, а также и о каждом человеке, — ЧТОБЫ СОГЛАСНО ВОСПРИНЯТОМУ (ОТ ДЕВЫ МАРИИ) (ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ) БЫТЬ СОВЕРШЕННО ЧИСТЫМ И НЕПОРОЧНЫМ, а также не нуждающимся по сему Сам по Себе в очистительных жертвах, дабы таким образом ради нас от нашего лица пройдя все это с правдой и вместе премудро, восприять обряд очищения, а также страдание и смерть и воскресение. (…) Посему-то Бог не только стал Человеком, но и ВОСПРИНЯЛ ПЛОТЬ ОТ ДЕВЫ ЧИСТОЙ И СВЯТОЙ (ЛУЧШЕ ЖЕ СКАЗАТЬ: ПРЕЧИСТОЙ И ПРЕСВЯТОЙ), НЕ ТОЛЬКО ВЫСШЕЙ ПЛОТСКОЙ СКВЕРНЫ, НО — И СКВЕРНЫХ ПОМЫШЛЕНИЙ, ПРИХОДЯЩИХ ОТ ПЛОТИ, зачатие в Которой произвела не воля плоти, но — наитие Святаго Духа: благовещение (Архангела) и вера (Пресвятой Девы) явились причиной обитания Бога, обитания побеждающего всякое слово, как необычного и сущего выше слова, а не согласие и опыт страстного вожделения; потому что нечто такое было совершенно отстранено (от Пресвятой Девы) Ее молитвой и духовным радованием.» (Омилия 54. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы)

VII.2 «….ЕСЛИ БЫ ОНА ЗАЧАЛА ОТ СЕМЕНИ, ТО РОДИВШИЙСЯ НЕ СТАЛ БЫ НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, НИ БЕЗГРЕШНЫМ БЫ Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему и Давид сказал: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50:7). Итак, ЕСЛИ БЫ ЗАЧАТИЕ БОЖИЕ ПРОИСХОДИЛО ОТ СЕМЕНИ, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо ЕСЛИ БЫ ОН БЫЛ УЧАСТНИКОМ ВЕТХОЙ ЧЕКАНКИ И НАСЛЕДНИКОМ ОНОГО ПРАРОДИТЕЛЬСКОГО ГРЕХА, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы.» (Омилия 14.На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии)

VII.3 «Она единственная, СТАВ ПОСРЕДНИЦЕЙ МЕЖДУ БОГОМ И ВСЕМ ЛЮДСКИМ РОДОМ, Сына Божия сделала Сыном Человеческим, людей же сотворила сынами Божиими, землю онебесив и людской род обожив.» (Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии)

VII.4 «Итак, Она единая является ПОСРЕДНИЦЕЙ МЕЖДУ ТВАРНОЙ И НЕСОТВОРЕННОЙ ПРИРОДАМИ, и НИКТО НЕ ПРИШЕЛ БЫ К БОГУ, КАК ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ НЕЕ И ОТ НЕЕ РОДИВШЕГОСЯ И НЕ ОДИН ИЗ БОЖИИХ ДАРОВ НЕ БЫЛ БЫ НИ ДЛЯ АНГЕЛОВ НИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО НЕ БЛАГОДАРЯ ЕЙ. Потому что как в отношении фонарей на земле, сделанных из стекла или какого иного прозрачного материала, невозможно видеть свет или быть причастным испускаемому из него лучу, как только при посредстве этого фонаря, так И НЕПРИСТУПНОЕ ДЛЯ ВСЕХ ВЗИРАНИЕ (ИЛИ: ВЛЕЧЕНИЕ) К БОГУ И С ЕГО СТОРОНЫ НЕКОЕ ОТВЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ КО ВСЕМ, НЕ БЫЛО БЫ ВОЗМОЖНЫМ, ЕСЛИ ТОЛЬКО НЕ БЫЛО БЫ СЕГО БОГОНОСНОГО И ВОИСТИНУ СВЕТОЗАРНОГО СВЕТИЛЬНИКА – ПРИСНОДЕВЫ. «Бог посреде его, и не подвижется.» (Омилия 55 На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте)

VII.5 «Победитель диавола — Человек, будучи Богочеловеком, ПРИЯЛ ТОЛЬКО КОРЕНЬ (Т.Е. САМОЕ ЛИШЬ ЕСТЕСТВО) ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА, НО НЕ И ГРЕХ, будучи единственным, Который не был зачат в беззакониях, и не во грехах чревоносим, то есть — в плотском услаждении страсти, и нечистых помыслах (человеческого) естества, загрязнившегося вследствие преступления, — дабы быть в полном смысле слова совершенно чистым и непорочным, и не потому, что ради Себя Он имел нужду в этой чистоте.

Рождается, таким образом, от Святыя Девы, ЕДИНЫЙ ОТ ВЕКА НЕПОВИННЫЙ ГРЕХУ, единый сущий достойный того, чтобы, отнюдь, не быть оставленным от Бога.» (Омилия 16. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу)

VII.6 «Сам же Он, даже И КАК ЧЕЛОВЕК, НЕ НУЖДАЛСЯ В ОЧИЩЕНИИ, КАК РОЖДЕННЫЙ ОТ НЕПОРОЧНОЙ ДЕВЫ и, в течение всей жизни, непричастный греху, но ради нас Он родился и ради нас очищается (в крещении).» (Омилия 16. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу)

VIII) О св. Иоанне Крестителе (для справки)

VIII.1 «Иоанн, будучи и во чреве, не остался бесчувственным к Божиему присутствию и домостроительству, но оттуда прославил Его, богословствуя материнским языком, сам же взыграл внутри и прославил: — о, чудо! — будучи в Духе Святом, ВО ЧРЕВЕ МАТЕРИ ПРИЯВ СОВЕРШЕНСТВО БУДУЩЕГО ВЕКА; потому что, как великий Павел, предвозвещая тайну вечной жизни, «Сеется», говорит, «тело душевное, востает тело духовное» (1Кор.15:44), т.е. чудесною силою Божиего Духа в будущем веке управляемое и движимое, — так ИОАНН БЫЛ ПОСЕЯН И СОСТАВЛЯЛ В МАТЕРИНСКОМ ЧРЕВЕ ТЕЛО ДУШЕВНОЕ, НО ЧУДЕСНЫМ ВО ЧРЕВЕ ПОМАЗАНИЕМ ДУХА БОЖЕСТВЕННОГО ЯВИЛСЯ ТЕЛОМ ДУХОВНЫМ: играя и славя в духе и соделывая чревоносящую его Пророчицей; потому что, пользуясь ее языком, великим гласом он благословляет Бога и чревоносящую Матерь Господню объявляет Девой, и Плод чрева Ее, чревоносимый в Ней, приветствует, возвещая Ее непраздной и в то же время Девой.» (Омилия XL. О всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне)

VIII.2 «… <Иоанн Креститель> НЕ ИМЕЛ НУЖДЫ ПОДЛЕЖАТЬ СЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СМЕРТИ, потому что ОНА ЯВИЛАСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРИГОВОРА ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ АДАМОВО; И ИСПОЛНИТЕЛЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ НЕ БЫЛ ДОЛЖНИКОМ ЕЙ, он, который от самого чрева матери был послушен Богу. Но Святым долженствует, по заповеди Господней, полагать души свои за добродетель и благочестие; и вот поэтому им более соответствовала насильственная смерть, претерпенная за добро; посему и Господь вкусил такую же смерть.» (Омилия XL. О всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне)

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Валерий Синильщиков

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 11Регистрация: 20-12-2020

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .