Итоги «Михианской схизмы»

13 августа, 2021 Учение Церкви Комментарии : 0
Читали : 738

Некоторую известность имеют события так называемой «Михианской схизмы» (от греч. μοιχεία, прелюбодеяние). Тогда прп. Феодор Студит со своими монахами отделился от церковного общения со свт. Тарасием Константинопольским, а позднее и его преемником свт. Никифором из-за того, что эти патриархи допустили имп. Константину вступить во второй брак при живой первой супруге, насильственно постриженной в монашество. На эти события ссылаются некоторые из современных раскольников (последователи, в частности, околоцерковного движения Валерия Сутормина), а также римо-католические полемисты (считая прп. Феодора Студита сторонником позднейшего католического учения об абсолютной нерасторжимости брака). Попробуем однако обратить внимание на восприятие данных событий в истории Церкви.

В большинстве случаев от внимания апеллирующих к этой истории укрывается тот факт, что прп. Феодор, примирившись со свт. Никифором, сам отказался от наиболее резких своих обвинений. Что более важно, все сочинения прп. Феодора против патриархов, написанные в ходе конфликта, были преданы анафеме в Синодике Православия («Все написанное и сказанное против святых патриархов Тарасия и Никифора – анафема!» [1]).

При свт. Мефодии Константинопольском (не позднее 1-ой пол. 844 г.) студиты были подвергнуты прещениям за попытку сопротивляться осуждению текстов прп. Феодора, написанных в ходе противостояния с патриархами; хотя эти прещения были со временем сняты свт. Игантием, общая анафема на все тексты, написанные против святых Никифора и Тарасия, осталась в составе Синодика [2].

Ниже мы приводим выдержку из посланий свт. Мефодия против Студитов, в которой он излагает оценку итогов «Михианской схизмы», ставшую нормативной в Византии, начиная с сер. IX в. (на них ссылались, в частности, полемисты с арсенитской схизмой — такие, как мон. Мефодий [3]).

Следует отметить, что свт. Мефодий Константинопольский является святым, почитаемым и в Римско-католической церкви; его память в Римском Мартирологе помещена под 14 июн. [4].

I. «Если вы не предадите анафеме того, что вами написано против преподобного Никифора и треблаженного Тарасия, сегодня в присутствии наших братий и сослужителей, или в назначенный для того день, по прибытии их в ваш монастырь для выслушания оной, и не исполните определения о сожжении и анафематствовании упомянутых сочинений, как мы написали в постановлениях о церкви, то знайте, братья, что мы не просто предадим вас анафеме (ἀναθεματίσομεν) вместе со всеми вашими приверженцами, а анафематствуем (καταθεματίσομεν) вас с позором.

Ибо блаженный игумен ваш и учитель в конце своей добропобедной жизни, литургисая с нами, делом отрёкся от своих слов, иначе он никогда не был бы с нами, если бы написанное им против нас носил в душе против себя самого.

Не в виде упрёка мы написали это; да не будет этого; не того мы хотим и не о том молимся; но мы высказали все это потому, что у нас наболело на душе и нам хотелось облегчить её откровенным объяснением, и высказали для того, чтобы вы знали, как мало мы желали бы останавливаться на этом предмете; а если бы мы хотели, то могли бы выставить вам против вашего упорства и канонические правила и пример самых прямых на этот счёт судебных постановлений, — у нас очень много и тех и других — но, чтобы не раздражить вас ещё более, мы умолчим об этих правилах и примерах, ровно как и о многом другом, что можно было бы присоединить к ним и что не бесполезно было бы вам выслушать.

Вместо того, мы молим преблагого Господа Иисуса Христа и не престанем и впредь усердно молить, дабы Он даровал нам и вам мир Свой, единение, согласие, и друг к другу благорасположение, с прекращением всех волнующих нас теперь толков и словоизвержений» [5].

2. «Если [студиты] не анафематствуют писания своего отца, направленные против пресвятых патриархов Никифора и Тарасия — не самого его (да не будет!), но сочинения, как это сделал Феодорит Кирский в отношении своих [сочинений] и иные некоторые поступили с тем, что говорили или писали по увлечению — итак, если они, как мы сказали, не анафематствуют [написанное] против упомянутых святых, то да будут они отлучены от Отца, Сына и Святого Духа; и не только они, но и те, кто [их] послушает и будет увлечен вслед за ними…» [6].

______________________

[1] Synodicum Orthodoxiae Alexii Studitae // Conciliorum Oecumenicorum Generaliumque Decreta. Turnhout, 2016. T. 4. Ps. 1: The Great Councils of the Orthodox Churches. P. 387
[2] Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997. С. 109
[3] См.: Троицкий И. Е. Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты. СПб., 1875. C. 466-468
[4] MartRom. P. 237
[5] Darrouzes J. Le patriarche Methode contre les iconoclastes et les Stoudites // REB. 1987. Vol. 45. P. 37
[6] Ibid. P. 52

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 2,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 3 дня

Редакция

Редакция 0
Комментарии: 3Публикации: 164Регистрация: 30-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .