Продолжение. 1-я часть подборки — см. vk.com/@aletheia-sv-pisanie-i-sv-predanie-ob-iskuplenii-1strong
Свт. Макарий (Невский) Московский и Коломенский:
«Правосудие Божие требовало суда и воздаяния нарушителю закона. Человеку нечем было оправдаться и удовлетворить правде Божией: он должен был понести наказание. Это наказание есть естественные последствия греха: расстройство душевных и телесных сил и способностей, скорби и болезни, смерть духовная и смерть телесная. Грех произвел расстройство в душе и теле; восстановить здесь порядок у человека сил не было; это мог сделать только Создатель его. Спасти падшего мог только Создавший его.
Любовь Божия восхотела спасти человека, а мудрость Божия изыскала средства к тому: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного… Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:16-17).
Спасение должно быть совершено чрез удовлетворение правде Божией за грех человека и восстановление того, что испорчено грехом, уничтожение последствий греха. Удовлетворение правосудию Божию требовало соответствия между преступлением и наказанием. Воздаяние должно совершиться при посредстве самого же человека, при участии его свободной воли. Человек согрешил, человек и должен удовлетворить правде Божией. И вот, Сын Божий облекается во всю природу Адама, делается совершенным человеком, исключая греха, всю вину человека возлагает на Себя, и несет за него все наказание. За горделивое желание человека быть “яко един” от Троицы, Сын Божий, как един Сый Святыя Троицы, приемлет на Себя зрак раба, в подобии человечестем быв. За непослушание человека, причинившее смерть, Спаситель платит послушанием даже до смерти. За того, кто не устоял против искусителя и побежден был невоздержанием, Сын Божий платит сорокадневным постом и полною победою над искусителем. За древо преслушания платит древом крестным, на котором и пригвождается рукописание согрешений наших.
Наказание, определенное человеку, Искупитель приемлет на Себя: Он взял на себя немощи и понес наши болезни, Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. За преступления наши претерпел казнь; за смерть заплатил смертью. Вся вина с человека снята.
Для восстановления образа Божия человеку даруются необходимые для того силы, — вся яже к животу и благочестию» (Беседа 2-я).
«При первом рождении своем, от родителей, человек в беззакониях зачинается и во грехах рождается. В купели крещения человек получает от воды и Святого Духа новое рождение, в котором отпущаются ему все грехи, как прародительский, унаследованный от Адама, так и произвольный. (…) В крещении человек освобождается от проклятия, как от последствия греха, и возвращается ему благословение Божие. Крещеные суть чада Божии, аще же чада, и наследницы; наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу» (Рим.8:17) (Беседа 3-я) (Свт. Макарий (Невский). О христианской жизни и воспитании (для городских жителей), http://co6op.narod.ru/sermons/Makary/Nevsky4.html).
Св. Прав. Иоанн Кронштадский об Искуплении:
«Она (Ева) сочла ложным слово Творца и верным — слово диавола; вкусила запрещеннаго плода и вместе с тем вошла в нравственный союз и сочетание, содружество с врагом Божиим, приняв в себя яд греха и смерти, — склонила к преслушанию Адама, передав ему всю свою греховную заразу, — и они объявили вражду Богу, и вместе с тем лишились Его благодати, света, жизни, мира. Яд, мерзость греха заразили все существо первых людей. Они стали непотребны для Бога и недостойны для Его сопребывания с Ним. Правда Божия требовала изгнания преступников из светлаго, блаженнаго жилища райскаго, и из сожития ангельскаго, и грозный Ангел Божий изгнал их, вселив их прямо рая оплакивать свое легкомысленное падение» (Слово 12-е).
«Боже мой, Боже мой, почто Ты меня оставил (Мф. 27,46).
Так возгласил распятый за грехи мира Агнец Божий Господь Иисус, добровольно пострадавший, ценою страданий и смерти Своей искупивший его от проклятия Божия праведнаго и смерти вечной.
Это — горький вопль не Его только, но всего человеческаго рода. Роду нашему, по Правосудию Божию, предстояло быть оставленным от Бога, лишенным благодати и жизни Его, и быть вверженым в вечную муку. Ужасно представить хотя на минуту муки ада; ужасно вечное разлучение с Богом, Источником жизни. Ужасно клокотание вечнаго огня, страшно палящаго и никогда не сожигающаго своей жертвы. Страшны, невыносимы вопли мучающихся грешников в аду. Напоминая об этом ужасном оставлении грешников и дав Себя в выкуп за них правосудию Отца Своего, Он, Агнец Божий, возносит последний глас от преисполненнаго скорбью сердца: Боже мой, Боже мой! почто Ты меня оставил? т. е. предоставил Меня всей лютости мучений?
Но, слава Страстям Твоим, Господи! Ты принял не только казнь крестную от Отца Небеснаго, чтобы нас избавить от вечной казни, но и оставление от Него, т. е. испытание всей лютости мучений, которой должны были подвергнуться по правде Божией мы, грешные. За то — мы не будем оставлены благостию Божиею, если будем веровать и уповать на Тебя до конца, но будем приняты в вечное радостное общение с Тобою в будущем веке» (Слово 18-е) (Св. Прав. Иоанн Кронштадский. Новые грозные слова о Страшном поистине Суде Божием грядущем и приближающемся, 1906-1907 гг., Спб.,2000, с.48, 70-71).
Прим.: «оставлением» Св. Прав. Иоанн, как видно из контекста, здесь называет тяжесть Страстей. Собственно же нашу богооставленность Господь усваивает только т.н. относительным усвоением – «усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами» (Прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, 3. 25), — прим. наше.
Свт. Свщмч. Серафим (Чичагов) об Искуплении:
«Правда Божия прежде всего требует, чтобы за заслуги людей получалось воздаяние, а за вину их — наказание. (…) Неужели же всеправедный Бог должен был нарушить этот закон в пользу человека, когда Он не нарушил его и для отпавших Ангелов? Но так как Бог есть любовь по существу и само существо любви, то Он предопределил павшему человеку новый путь к спасению и совершенному возрождению чрез прекращение в нем греха.
По требованию Правды Божией человек должен был принести Правосудию Божию удовлетворение за свой грех. Но что он мог принести в жертву? Свое раскаяние, свою жизнь? Но раскаяние только смягчает наказание, а не избавляет от него, ибо не уничтожает преступления. Ведь никто не прощает преступников за одно раскаяние. Жизнь же есть дар Божий, а потому она не может быть Искупительной жертвой, тем более что со времени падения человека его жизнь сделалась жертвою смерти. Бог не сотворил смерти (Прем. 1, 13), а создал всё для жизни. Таким образом, человек остался неоплатным должником пред Богом и вечным пленником смерти и диавола. Истребление в себе греховности было невозможно для человека, ибо он получил наклонность ко злу вместе с бытием, с душею и плотию. Следовательно, воссоздать человека мог только его Создатель и только Божеское всемогущество могло уничтожить естественные следствия греха, как смерть и зло. Но спасти человека без его хотения, против его воли, насильно, было недостойно как Бога, даровавшего человеку свободу, так и человека, существа свободного. Св. Ефрем говорит: «Кто хочет, чтобы его вели насильно, тот недостоин милости!» Нет спора, говорят другие святые отцы, что неистощимая Божия премудрость могла измыслить много средств для спасения человека, но Создатель избрал воплощение и смерть Своего Сына. Единородный Сын Божий, Единосущный Богу Отцу, принял на Себя человеческую природу, соединил ее в Своем Лице с Божеством и, таким образом, восстановил в Себе человечество — чистое, совершенное и безгрешное, какое было в Адаме до грехопадения. Своею земною жизнию и всеми Своими делами Он оказывал совершеннейшее послушание воле Отца, с полным отречением от Своей воли, терпел все назначенные человеку Правдою Божиею скорби, страдания и самую смерть и такою же Жертвою вполне удовлетворил Божескому Правосудию за всё человечество, падшее и виновное пред Богом. Чрез воплощение Божие мы стали братьями Единородного, сделались Его сонаследниками, соединились с Ним, как тело с главою. Христос заплатил гораздо больше, нежели чем было должно; Его уплата в сравнении с долгом то же, что безмерное море с малою каплею. На этой бесконечной цене Искупительной жертвы, принесенной на Кресте, и основывается право Искупителя прощать грехи кающимся, очищать и освящать их души Своею кровию. По силе крестных заслуг Христовых изливаются на верующих благодатные дары, и они даются Богом Христу и нам во Христе и чрез Христа Иисуса» (Свт. Серафим (Чичагов). Проповедь в Неделю Ваий. Источник: «Да будет воля Твоя» — М.: Сретенский монастырь, 2003; http://martyr.ru/content/view/133/16/).
Свт. Свщмч. Владимир, митр. Киевский и Галицкий:
«Мы никогда не можем сделать добрым то, что сделано нами дурного, и никогда не можем возместить или уплатить того, что должны мы нашему Богу, ибо каждый день увеличивает сумму наших грехов и делает нас всё более и более виновными пред судом Его. Только один Бог может быть нашим поручителем и ответчиком; только один Он может освободить нас от ответа, сложить со счетов долги наши, сделать употребление из своего высочайшего царского права помилования и сказать: «Прощается, слагается со счета!» (…)
Потому-то мы и просим в этой молитве, чтобы Он оставил вне Своего взыскания, презрел грехи наши, употребив при этом Свое великое милосердие, и принял во внимание искупительные заслуги нашего Спасителя, Который Сам научил нас молиться: Отче, остави нам долги наша, даже более, Который Сам принес Себя в жертву и сделался нашим Искупителем» (Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский). Отче Наш (Беседы на молитву Господню), http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/bogoiavlenskii/bogoiavlenskii1/7.html).
Еп. Василий Кинешемский об Искуплении:
«Грех должен быть искуплен по требованию одного из основных начал нравственной жизни, начала справедливости. Закон возмездия не может быть отменен или нарушен в силу основного свойства Божественного Промысла, управляющего миром, — свойства Правосудия.
Правда Божия, оскорбленная грехом, должна быть удовлетворена.
Как ни глубоко пал человек вследствие греха, но он всегда чувствовал неумолимую силу этого закона правды; всегда сознавал необходимость удовлетворения за грех. (…) Человечество долго и тщетно истощалось в поисках мира душевного, искупления греха. Искупление не достигалось жертвами, и ничем не удавалось побороть рабский страх перед Богом, чувство разобщности с Ним и отчуждения. И это вполне естественно: если сила противления Богу, проявленная человеком в грехопадении, по закону возмездия, может быть уничтожена только равною силою послушания, самопреданности, жертвы Богу, то человек должен представить удовлетворение правде Божией с тем же чистым сердцем, в том же непорочном состоянии духа, какое он отверг, совершая свой первый грех; он должен быть совершенным образом Божиим, чтобы его жертва своим нравственным значением покрывала собою силу и значение его преступления. Но требование такой жертвы выше сил падшего человека; он мог пасть, но не может восстановить самого себя; мог внести в себя зло, но бессилен уничтожить его. Отсюда его послушание Богу после падения всегда неразлучно с противлением Богу; его любовь к Богу нераздельна с самолюбием; зло прививается ко всем добрым и чистым движениям души и оскверняет самые чистые и святые минуты нравственной жизни. Вот почему человек не мог принести жертвы достаточной по своей безукоризненной чистоте и нравственному достоинству для того, чтобы покрыть свой грех и удовлетворить правде Божией. Его жертвы не могли смыть греха, потому что сами не чужды были эгоизма.
Это мог сделать только Господь. Только Сын Божий мог сказать: «Моя воля — воля Отца Небесного», — и принести чистейшую жертву без всякой примеси эгоизма, только Сын Божий Своим личным воплощением в человеке, как новый Адам, и Своею свободною самопреданностью в жертву Богу за грех людей, как истинный первосвященник, мог представить полное удовлетворение Правде Божией за преступление человека и, таким образом, уничтожить вражду между ним и Богом, низвести с неба благодатные силы для возрождения расстроенного образа Божия в человеке. Святость и безгрешность Иисуса Христа, Его Божественная природа сообщали крестному жертвоприношению значение столь великое и всеобъемлющее, что эта одна Искупительная жертва была не только достаточна вполне, чтобы покрыть и загладить все преступления рода человеческого, но и бесконечно их превосходила на весах Божественного Правосудия. Если преступлением одного подверглись смерти многие, — говорит апостол Павел, — то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений (Рим. V, 15-16)» (Свт. Василий Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка, М.,1996, с.596-597).
Свщмч. Иоанн Орнатский (+1937 г.) об Искуплении:
«Сын Божий, творя волю Пославшего Его, дошел до крайней степени уничижения: Он—Святейший Святых, живущий во свете неприступном, окруженный и непрестанно воспеваемый ангелами, за спасение мира умирает на кресте самой позорной смертью преступника. (…) Правда Божия, разгневанная грехами человеческими, требовала казни всем грешникам; но Христос Своими Крестными страданиями и смертью удовлетворил Правде Божией: на кресте пригвоздил рукописание грехов человеческих, и ради этих страданий Своих милует и спасает грешников кающихся» (Свщмч. Иоанн Орнатский. Перед Плащаницей. Кронштадтский пастырь,1914, №13).
Свщмч. Сергий Кедров (+1937 гг.) об Искуплении:
«Господь изгнал их [людей после грехопадения] из Рая. По своей греховности они не могли быть близки со Святейшим Богом и навлекли на себя гнев Божий. Вместо благословения, проклятие стало тяготеть над ними: постигли их изнурительные труды, болезни и смерть, т.е. лишение Рая и вечные мучения в аду с дьяволом. (…)
Почему же мы грешны, а Бог страдал за нас? Да потому что, чтобы простить нашу греховность, необходимо удовлетворить Божественное Правосудие, то есть необходимо потерпеть нам наказание. Но так как наши страдания недостаточны, то Сам Бог в лице Сына Божия, по своей любви к нашему спасению, принял этот грех на Себя и принял за этот грех тяжкие страдания на Кресте.
Таким образом, для того и сошел Иисус Христос на землю и родился от Девы Марии, чтобы принести себя в жертву Божественному Правосудию и этим снять с нас проклятие, ослабить силу греха и избавить от вечной смерти в аду. Чтобы открыть нам двери рая, чтобы сделать нас сынами своими, чтобы мы, познав тяжесть грехов и ответственность за них пред Богом, остерегались впредь грешить, в противном случае, если останемся нераскаянными грешниками, испытаем на себе всю тяжесть греха и всю строгость Божественного Правосудия» (Свщмч. Сергий Кедров. Проповедь перед Рождеством Христовым, http://faustovo.orthodoxy.ru/index.php?id=prop_SK_2).
Свт. Николай Сербский об Искуплении:
«Когда случился первый грех?
В Раю, когда Адам и Ева преступили заповедь Божию и покорились сатане.
Как связаны остальные люди с грехом Адама?
Все люди унаследовали тот грех от своих первых предков. Мы получили в наследство грех от прародителей людского рода точно так же, как получаем наследственные болезни от своих родителей.
Был ли тот первый грех единственным, когда Иисус пришел спасать людей?
Нет, к тому первому греху прибавилось бесчисленное множество других грехов, и люди под их бременем полностью подпали под власть сатаны. (…)
Как Господь Бог мог допустить, чтобы Иисус умер такой жестокой смертью, будучи полностью невиновным?
Иисус умер не из-за своего греха, но из-за наших грехов. Вечная справедливость Бога потребовала одной такой невинной и бесценной жертвы за грех Адама и за наши грехи» (Свт. Николай Сербский. Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви, http://pagez.ru/olb/243.php).
«Христос взял на Себя, по Своей доброй воле, пред Отцем Своим грехи мира. Ах, какое это бремя и какая тяжесть! Ах, какая мерзость и какая нечистота! Тут и Евина измена Богу, и ее вера словам змия, когда змий обвился вокруг нее и шепнул ей на ухо, будто Бог лжет; тут братоубийство Каиново, тут и миллионы других братоубийств. Тут отвращение от Бога и все хулы на Бога, ненависть, кражи, безжалостность… (перечисляется множество разных грехов) — словом, тут война человека против человека, война человека против Бога и война человека против души своей. (…) Каждый из этих грехов приносит смерть. Сколько миллионов смертных казней взвалил Он на Свои плечи, взяв грехи мира на Себя, причем не только грехи потомков Адамовых, живших до Его Пришествия, но и всех имеющих жить после, до скончания времен! (…) Не может человек, пусть даже самый великий мудрец и философ, спасти мир. Ведь мир не спасается, пока грехи мира не взяты кем-нибудь на себя. Но даже самый великий человек слишком мал, чтобы взять на себя грехи всего мира. Это может сделать только Небесный Заложник и Поручитель. Только Сын Божий — Бог от Бога, вечный и бессмертный — может взвалить на Свои плечи миллионы миллионов достойных смерти грехов человеческих, всё страшное и тяжкое бремя человечества» (Свт. Николай Сербский. Феодул, или раб Божий, гл.«Крещение», http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikolay/feodul/10.html).
Прп. Иустин (Попович) об Искуплении:
«Взяв на Себя весь грех мира во всей его безмерной пагубности и ужасе и принеся Себя как незлобивого и непорочного Агнца в жертву за людей, Господь Иисус Христос исполнил всю Божию правду, справедливо и вполне естественно осудившую согрешившего человека на смерть. По своей природе Божия правда не терпит греха, включающего в себя смерть; от богообразного человеческого естества она требует жизни святой, безгрешной. Своим Богочеловеческим домостроительством спасения Спаситель всецело удовлетворил Божией правде и как новый Адам, как представитель нового человечества стяжал право, которое как Бог всегда имел, — отпускать людям грехи, освящать их Своею Кровию и вводить в вечную жизнь. (…)
Будучи безгрешной и при этом всецело человеческой по естеству, душа Богочеловека — самый законный и самый истинный представитель человеческого рода, а своей добровольной и бесконечно человеколюбивой жертвенностью она всеправедно и всемудро искупила человеческий род от рабства греху и смерти. И перед всеправедным Богом Христова жертва достаточна для искупления человеческого рода; но и пред неправедным диаволом она имеет то же самое значение. Хотел он того или нет, диавол чувствует и осознаёт всю оправданность и неодолимость человеколюбивой жертвы искупления, принесенной Спасителем. И его логика, сколь бы и как испорченной и извращенной злом она ни была, должна видеть и признать в жертве Спасителя всепобеждающую искупительную силу. И когда некоторые святые отцы представляют искупление человеческого рода как выкуп у диавола, то делают это не потому, что будто бы учат, что Господь Иисус Христос принес Свою душу в жертву диаволу, дабы выкупить человеческий род, но показывают всю логическую неодолимость и Богочеловеческую оправданность и всемогущество искупительного Христова подвига даже для самого диавола. (…)
В досточудном Господе Иисусе Христе, особенно в Его многозначущей смерти за человеческий род, Бог благословил нас всяким благословением (Εф. 1, 3) и освободил людей от тяготеющего над ними проклятия, по слову Апостола: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе (Гал. 3, 13). … Господь Иисус Христос, приняв крестную смерть, хотя Он и безгрешен, понес на Себе и проклятие этой смерти — и Своей незаслуженной смертью истребил проклятие, лежавшее на роде человеческом. «Так как висящий на древе проклят, — говорит святой Златоуст, — то Имевшему разрешить эту клятву надлежало быть от нее свободным и принять на Себя эту клятву, незаслуженную, вместо той, заслуженной; оттого-то Христос и взял на Себя такую клятву, и ею уничтожил ту, заслуженную. Как невинный человек, решившийся умереть вместо осужденного на смерть, избавляет того от наказания, так сделал и Христос. Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то Он и принял на Себя проклятие, которому повинны были мы, а не Он, дабы всех освободить от [проклятия] заслуженного, потому что Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 9). Как, следовательно, умерший вместо тех, которые должны были умереть, избавляет сих от смерти, так и Принявший на Себя проклятие — освободил от проклятия» (…)
Грех — это самое роковое обвинение против человеческого рода, против всего, именуемого человеком. И никто из людей не может оправдать человека в этом обвинении, ибо все грешны, все — под обвинением. Естественно, что пречистое и пресвятое Божие естество гневается на грех как на нечто противо-Божие и противоестественное. Апостол, сверху донизу пронизывающий взором всю трагичность человеческого существа, обезбоженного и пораженного смертью, возвещает с высоты своих Божественных видений: Открывается гнев Божий (όργη Θεοΰ) с неба на всякое нечестие и неправду человеков (Рим. 1, 18; ср.: 2, 8), то есть на всякий грех, который всегда коренится в безбожии, в противлении Богу и в неправде, которая есть нечто онтологически богоборческое. Лишь в безгрешной Личности Богочеловека человеческое естество предстало Богу без греха, полностью святым и совершенным. И когда безгрешный Господь по человеколюбию принес Себя в крестную жертву, тогда с человеческого естества вообще снято обвинение и укрощен Божий гнев. В Личности безгрешного Богочеловека человеческое естество впервые было оправдано перед Богом и гнев Божий был от него отвращен. Поэтому Спаситель во всецелой Своей Богочеловеческой Личности и во всех Своих делах являет Собой и действительно есть умилостивление перед Богом за наши грехи, по слову святого Воанергеса: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего миpa (1Ин. 2, 2; ср: 4, 10)» (Прп. Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Собр. твор. Т.3. М., «Паломник», 2006 г., сс. 98, 133, 139-140, 152-153).
Дополнение — неканонизированные духовные писатели Русской Церкви
Преосв. Платон (Левшин), Митрополит Московский, об Искуплении:
Ввиду обширности материала и представляемого им интереса (Преосв. Платон был духовным наставником и покровителем будущего автора Пространного Христианского Катехизиса Свт. Филарета Московского; при изучении материала становится очевидной вся нелепость сказок о «протасовской» версии учения об Искуплении в Катехизисе Святителя) см. на отдельной странице.
Прот. Григорий Дьяченко об Искуплении:
«…Велик грех первого человека, нашего праотца, перешедший и на нас. (…) По закону правды, чем выше лицо, которому наносится оскорбление, тем больше оскорбление, тем важнее преступление. Оскорбление, нанесенное лицу беспредельно великому, должно быть преступлением беспредельно великим. И потому как оскорбление Бога, существа беспредельно великого, первый грех первого человека был, и каждый из наших грехов – есть преступление против беспредельного Божия величества, преступление беспредельно великое. (…) Преступление беспредельно великое должно влечь за собою беспредельно великую казнь. (…) И Богочеловек, за грехи рода человеческого, потерпел смерть! Эта смерть уже по тому одному, что понесена Богочеловеком, лицом беспредельно великим, есть жертва беспредельно великая, способная заменить беспредельно великую казнь рода человеческого, удовлетворить правде Божией за беспредельно великую сложность человеческих грехов».
Митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) об Искуплении:
«Всякое преступление должно влечь за собой наказание. Это закон правды, закон правосудия. И по этому закону все грешники всех времен и всех народов за свои грехи должны понести наказание. Но кто из нас, носителей множества грехов, был бы в силах понести то наказание, которого он заслуживает? И сколько такого долга перед лицом Правды Божией должно было накопиться у всего человечества за долгие ветхозаветные века? И сколько его еще накопится в будущие века истории мира?
Кто бы мог понести наказание за все эти грехи и преступления всех людей? Конечно, не человек. Даже ни один великий праведник не мог бы понести на себе всей этой тяжести возмездия. И, конечно, не ангел. Ангелы — бесплотные существа, а человек совершает грех свой вместе с телом, и возмездие должны принять на себя и душа и тело. Только Мудрость Божия могла изобрести это средство спасения людей, Искупления великого множества их греховных преступлений перед лицом Правды Божией. В Совете Божием было решено послать Сына Божия на землю для того, чтобы Он, приняв на Себя душу и плоть человеческую, возложил на Себя грехи всех людей и Голгофскими страданиями совершил дело спасения человечества. И какая любовь Божия изливается со креста на нас, припадающих к подножию этого креста с верою и любовью! Теперь во имя Крестной жертвы Христовой прощаются грехи каждого кающегося грешника. И личное искупление, какое кающийся грешник должен понести в своей совести за свои грехи, от них отрекаясь и их оплакивая, уже посильно для каждого из нас, потому что спасение наше совершено Искупительной жертвой, принесенной за нас Сыном Божиим» (Митр. Николай (Ярушевич). Мудрость и любовь. Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы. ЖМП № 12, 1946 г.).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл об Искуплении:
Выдержки об Искуплении из книги и проповедей Предстоятеля Русской Церкви см. на отдельной странице.
Митр. Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) об Искуплении:
«Подвергая казни своих преступников, покрывая имена злодеев позором, ветхозаветные люди не понимали и не хотели понять, что каждый из них – такой же злодей и преступник: все прокляты и отвержены Богом, обречены смерти и аду. Грехопадение первых людей заразило мерзостью греха сердца всех их потомков. Даже те, кто не творит явное зло, в душе пронизаны этим ядом. Пусть кто-то не совершает убийств: но тайно кипит гневом на недругов, и скольких бы он умертвил, будь на то его злая воля? Пусть кто-то на вид целомудр, но в душе услаждается гнусными похотями, и в каком диком разврате погряз бы, будь к тому возможность? Сколько гордыни и чванства, честолюбия и корыстности, ненависти и плотоугодия в сердцах человеческих, – так что и внешне благопристойные люди похожи зачастую на крашеные гробы, за приличной оболочкой которых – смрад и гниющие кости. «Мерзость пред Господом – помышления злых» (Притч. 15, 26), – говорит Священное Писание. Список преступных помыслов и дел человеческих – это «рукописание» наших грехов – поистине чудовищно и становится всё чудовищнее с каждым годом, с каждым днем, с каждым часом. Кто же способен был примирить Правосудного Бога с нечистыми, преступными созданиями? Какая жертва могла быть принесена, какой подвиг мог быть совершен слабым человеком, чтобы разорвать страшное «рукописание» греха, искоренить первородную порчу, спасти людей от рабствования диаволу и примирить их с Творцом?
Только Самому Всемогущему Богу было под силу совершить это великое дело примирения и спасения. Так на Предвечном Троическом Совете была предначертана Голгофская Жертва – деяние Божественное, превосходящее всякий ум человеческий, попирающее всякую земную мудрость. Святой апостол Павел говорит о тайне Креста Господня:
«Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа Распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных – Христа, Божию силу и Божию премудрость;потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1, 22–25).
Единородный Сын Божий облекся в человеческое тело, чтобы принять на Себя наказание всех людей, понести на Себе чудовищную тяжесть их преступлений. Только страдания Невинного, только смерть Безгрешного могла стать оправданием виновных и грешных, умилостивить Правосудие Небесное. Особым, тягчайшим позором была для человека крестная казнь, и потому именно такую смерть выбрал Богочеловек, искупая позорище всечеловеческого грехопадения» (Слово в Неделю перед Воздвижением Креста Господня, http://pravoslavie.uz/Vladika/Books/Prazdniki/Main.htm).
«Новый Завет выводил человечество из-под древнего проклятия, ибо не было в падшем мире людей безгрешных, никто не мог удовлетворить Высшему Правосудию и даже лучшие из лучших обрекали себя аду. Дорогой ценою был куплен для человечества освобождающий Закон Любви – Пречистой Кровью Бога Спасителя.
Святитель Феофан Затворник говорит: «Вот вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами – пришел Господь Примиритель и разогнал эту тучу… Мы были покрыты ранами грехов и страстей – пришел Врач душ и исцелил нас… Были мы в узах рабства – пришел Освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все это к сердцу своему, и вы не удержитесь, чтобы не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос!» (Слово в Субботу по Рождестве Христовом, http://pravoslavie.uz/Vladika/Books/Prazdniki/Main.htm).
Архим. Иоанн (Крестьянкин) об Искуплении:
«Грех — это великое зло. И нет в мире большего зла, чем грех! Это такое зло, за которое сам человек не был способен уплатить Правосудию Божию и примириться с Богом. Необходима была жертва Сына Божия.
Мы знаем, дорогие мои, как тяжек бывает всего один грех, совершенный нами, и мучительно наказание за него. Что же, когда грехов больше, чем песчинок на берегу моря?.. В сколь крат увеличивается эта тяжесть? А ее нужно было взять Господу на Себя… А потому неоценимо для нас с вами значение Крестных страданий Христа Спасителя нашего. Мы теперь свои, родные и близкие Богу… Мы теперь можем обращаться к Нему, молиться Ему, приносить свое личное покаяние с уверенностью, что Бог нас слышит и не отвернется от нас, какими бы тяжкими грешниками мы ни были. Мы можем! Потому что по божественной любви ко всем людям испил Господь горькую чашу величайших страданий. (…)
Ежегодно в Великом посту Церковь Христова собирает нас на эти богослужения и вызывает в наших сердцах священные воспоминания тех отдаленных дней, когда по любви Своей к людям Бог отдал Сына Своего Единородного на Крестные страдания и смерть за Искупление грехов всего человеческого рода.
На Кресте была принесена Жертва умилостивления (Рим. 3:25) непреложной правде Божией за каждого из нас. Пролитою на Кресте животворящею Кровию Христовой снято с человечества вечное осуждение» (Архим. Иоанн (Крестьянкин). Проповеди, ч.2 (Великий Пост), http://holytrinitymission.org/books/russian/sermons_ioann_krestiankin.htm).
Архим. Кирилл (Павлов) об Искуплении:
«Ко времени пришествия Спасителя люди забыли Бога; забыли Его Божественный Закон и Пророков даже те иудеи, которым было вверено хранение Богооткровенного учения. Все согрешили, все преступили заповеди Божии, и потому все прогневали Бога и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг и всемилостив, но Он и бесконечно праведен. Правда Божественная возмущена была людской неправдой, людскими грехами. Нужно было удовлетворить эту святую Правду. Из людей, зараженных грехом, никто не мог поднять на себя подвиг искупления человеческого рода, потому что грехи были чрезвычайно велики, и по тяжести грехов и жертва должна была быть величайшей. И вот этой-то высочайшей и святейшей жертвой соделался Сын Божий. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Крестной смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На Кресте пролита кровь Неповинного, чтобы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия: язвою Его мы изцелехом (Ис. 53, 5). Итак, Христос умре грех наших ради (1Кор. 15, 3). Какая благость и какое неизреченное милосердие Божие к нам, грешным!» (Архим. Кирилл (Павлов). Иверский листок №30 (2011 г.), http://iverskiy.od.ua/v-obitel-prishel-pervyj-spas)
______
Orthodoxia.narod.ru 2007-2013; iskuplenie.wordpress.com 2013
______
UPD2023/04/03
Отредактирован перевод цитаты из свт. Николая Сербского:
Вечная Правда Божия принесла такую невинную и неоценимую Жертву во искупление греха Адама и наших грехов Вечная справедливость Бога потребовала одной такой невинной и бесценной жертвы за грех Адама и за наши грехи.