Кто возжигает гееннский огонь: популярные заблуждения богословов и вопросы критиков об аде

Январь 21, 2018 Апологетика Комментарии : 2
Читали : 1 098

  Учение об аде является одним из самых таинственных и пререкаемых в христианском богословии. Критики христианства постоянно обращаются к этой теме, чтобы дискредитировать его и задают неудобные вопросы. Отвечая на возражения критиков, христианские апологеты показывают карикатурность представлений своих оппонентов и безукоризненность своего вероучения. К сожалению, в подобной дискуссии христиане сами нередко впадают в заблуждения, сглаживая «неудобные» места Библии и интерпретируя их так, чтобы их ответ был безупречен. Но поскольку задачей христианина является проповедь Слова Божия, а не собственных представлений о нем, то было бы неправильным искажать его в угоду своим слушателям, даже из самых благих побуждений. В соответствии с Писанием и его пониманием Православной Церковью я постараюсь показать ошибочность популярных богословских интерпретаций учения об аде и предложить ответы на наиболее распространенные вопросы и возражения критиков.

 

1. Грешники в аду не подвергаются наказаниям в прямом смысле, а лишь испытывают внутренние муки, носящие естественный характер. Отвечая на возмущение противников «жестокостью» Бога к адским обитателям, апологеты обычно отводят критику, утверждая, что мучения геенны носят не материальный, а духовный характер: они суть состояние души и ума человека, разлученного с Богом из-за своей греховной жизни. То, что грешники страдают, будучи отлучены от Источника жизни и радости, лишены славы праведников, терзаются муками совести и раскаяния, испытывают ужас неудовлетворенности греховных страстей и пожеланий это действительно так, но это только половина правды. Муки гееннского огня, как замечает об этом свт. Филарет Черниговский в «Православном догматическом богословии», не означают только внутренние мучения грешника – естественное следствие грехов. Положительного значения казней грешников никак нельзя исключить из Св. Писания. Так оно ясно и определенно выражено там: огонь, огонь геенский, озеро огня так часто представляются отдельно от мучений совести, что не допускать в Писании положительных мук означало бы только преступный произвол (Так Апок. 20, 15. Мат. 25, 41; 13, 42; 5, 22. 29. 30. Мар. 9, 44. Ис. 66, 24. Евр. 10, 21).. Учители Церкви никогда не ограничивали казней вечности одними естественными страданиями грешника, и, хотя принимали многие изображения состояния осужденных за несобственные, во огне гееннском видели положительное наказание правды вечной. Комментируя слова апостола Павла о том, что праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,  а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,  которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его (2Фес. 1:6-9), свт. Феофан Затворник пишет, что будущие наказания утяжелятся тем, что грешные удалены будут от лица Божия, зрением Коего услаждаться будут праведники, но состоять будут не в этом одном. И внешнее их положение будет безотрадно не по причине только отсутствия благ, но и по причине положительных мучений. Таким образом, неправильно говорить, что муки ада есть лишь естественное следствие удаления грешников от Бога и их внутреннего терзания. Писание и святые отцы вполне четко утверждают активное наказание грешников со стороны Судьи.

 

2. Ад не является местом особенных наказаний, это лишь субъективное переживание воздействия неизменной любви Божьей на нераскаянных грешников. Весьма популярное в современном богословии объяснение ада гласит, что субъективно Божественная любовь и Божественный свет воспринимаются по-разному праведниками и грешниками: для одних это – источник наслаждения и блаженства, для других – источник мучения и страдания. У этой интерпретации есть целый ряд проблем, среди которых – отрицание Правосудия Божия, учения о степенях наказания в зависимости от виновности грешника и традиционного понимания ада как места наказания грешников. В самом деле, говоря, что Бог относится совершенно одинаково к праведникам и грешникам мы отрицаем правосудие Божие. Само Писание говорит нам о противоположном (Пс. 5:6; Сир. 5:7; Рим. 2:5-8). Как отвечал в свое время на утверждения еретиков-гностиков св. Ириней Лионский, добрый (Бог), если он только благ и не одобряет тех, кому оказывает благость, будет вне справедливости и благость его окажется немощною, потому что не спасает всех, если не сопровождается судом. Одинаковое отношение к злодею и святому делало бы Бога не только несправедливым, но и не благим. Значит, блудник, прелюбодей, совершивший тысячи преступлений будет наслаждаться теми же благами, какими и отличившийся целомудрием и святостью? Значит, Павел станет наряду с Нероном, или даже диавол наряду с Павлом?.. Если судьи, господа, учители и даже люди необразованные награждают добрых и наказывают злых, то возможно ли, чтобы Бог поступил иначе и доброго сравнял с порочным? – вопрошает свт. Иоанн Златоуст. Также эта концепция не объясняет, каким образом Бог судит и наказывает грешника в соответствии с мерой его ответственности и вины (Лк. 12:47-48). В грехах прини­мается во внимание не только сущность дела, но и душевное расположение, и время, и повод, и действия, следующие за гре­хом.. грешили жившие в Вет­хом Завете, грешат и живущие в Новом; но те и другие получают неодинаковое наказание, а последние – более тяжкое. Если Бог в равной мере всем подает Свою любовь, а причиной различия мучений является лишь актуальное состояние грешника, то между одним и тем же грехом, совершенным при обычных и отягчающих обстоятельствах, не должно быть разницы в наказании. Утверждение же о том, что рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников, опровергается как библейским текстом (Откр. 20:14, Лк. 16:28; Деян. 1:25), так и определением Церкви о том, что место, в которое низходят души отшедших отсюда во гневе Божием и отверженных людей, есть место осуждения и гнева Божия.

 

  3. Бог не создавал ада. Можно встретить утверждение, о том, что якобы по согласному мнению восточных отцов Церкви, Бог не является создателем ада, так же как Он не является создателем зла.. Не Бог создал ад для диавола и демонов, но они создали его сами для себя. Оставляя за скобками вопрос о тождественности зла и места обитания его носителей, трудно согласиться, что тварного ада не существует. Выше я уже показал, что он является конкретным местом, а не просто состоянием души. Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что для того именно Бог и создал геенну и угрожает ею, чтобы мы из страха ее старались быть лучшими и в нее не впадали. Свт. Григорий Палама обращаясь как бы от лица Христа к грешникам, говорит:  Не для этого Я сотворил вас, не для вас создал этот огонь; сей неугасимый огонь зажжен для неизменных в состоянии зла бесов, к которым и вас причислила, подобная им, нераскаянная ваша воля. Таким образом, Бог, хотя и не желает никому этих вечных мук, является их Создателем, зная наперед о том, что найдутся существа, добровольно отвергнувшие Его любовь к ним.

 

4. Муки геенны временны. Об этом заблуждении, не теряющем своей популярности было написано много. Приведу лишь справедливые слова свт. Василия Великого на этот счет: Если когда-либо будет конец вечной муке, то должна иметь конец и жизнь вечная. Церковь подвергает анафеме отвергающих бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение.

 

  Учение об аде является частью Божественного Откровения, поэтому нам следует быть осторожными в рассуждениях о вещах, принимаемых нами на веру. Реальность духовного мира не зависит от наших пожеланий и представлений о ней, поэтому для православного христианина важно иметь твердое основание своей веры в Слове Божьем и опыте святых отцов Церкви, для которых завеса этого таинственного мира приоткрыта Самим Господом.

***

 

  Разве не жестоко считать, что любящий Бог подвергнет мучениям свое непокорное творение?

  Почему то некоторым людям свойственно думать, что Бог обязан соответствовать их представлениям о Нем и поступать так, как они считают правильным. Однако Бог является Всемогущим Абсолютом, Который в принципе не обязан считаться с человеческим мнением о Нем. Претензии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соответствовать лично моему понятию о добре и справедливости, а иначе я отказываюсь в Него верить или играть по Его правилам», выглядят довольно нелепо. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим. 9:20).

 Это недоумение было бы справедливо, если бы сами люди выдумали ад. Поскольку Сам Бог открыл в Своем Слове реальность Его существования, то Он Сам не считает его противоречащим Своей благости. Напомню, что учил о существовании ада Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть за последнего грешника. Для разъяснения этого недоумения необходимо иметь в виду следующее.

  1. Бог есть не только Любовь, но и Абсолютная Правда, воздающая по заслугам за добро и зло (Пс. 24:8). Отрицание Божественного Правосудия влечет за собой неверие в благость Божию, поскольку превращается в попустительство и уравнивание добра и зла. По замечанию свт. Иоанна Златоуста, если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность – жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он благ. В самом деле, если нет Суда и воздаяния, то и нет разницы между Гитлером и Янушом Корчаком. В таком случае наш нравственный выбор бы обесценился и справедливость, об отсутствии которой в нашем мире говорят даже неверующие, никогда бы не восторжествовала.
  2. Атеистические аналогии с безжалостным садистом здесь неуместны, поскольку Бог не желает никому из своих созданий участи в геенне. Гнев и проклятие грешников со стороны Бога, о которых мы читаем в Библии, не следует воспринимать буквально и отождествлять с человеческими эмоциями. Гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех, – объясняет блж. Августин. Поэтому, определяя грешников в ад, Господь делает это не по злобе и мстительности в человеческом понимании, а совершая праведный суд над теми, кто не пожелал отделить себя от греха покаянием. Кроме того, как было сказано выше, Бог создал геенну вовсе не для людей, а для демонов, и вынужден будет отправить первых туда в случае, если они уподобятся последним. По словам свт. Иоанна Златоуста, для чего же Бог предупреждает об ужасах, которые намерен совершить? Для того, чтобы не пришлось Ему совершать то, о чем предупреждает.. И угрожает Бог геенной не для того, чтобы ввергнуть в геенну, но чтобы освободить от геенны, а если бы он хотел наказать, то не угрожал бы, побуждая тем быть осторожнее, чтобы нам избежать того, чем угрожается. Он грозит наказанием, чтобы мы избежали наказания на опыте; устрашает на словах, чтобы не наказывать на деле.

 

Почему бы Богу не простить грешников и не пустить всех в рай?

  Именно так Он и поступает, призывая всех к покаянию и участию в Его вечном Царстве радости и любви. Любой самый страшный негодяй может войти в рай, если уверует во Христа и покается (чему примером является первым вошедший в рай благоразумный разбойник).

Ад – это место обитания тех, кто добровольно отверг Божье прощение, поэтому невозможно помиловать тех, которые упорно противятся Ему, не нарушив их свободу. Божественной справедливости ничто не мешает помиловать кающегося грешника, но она не может притвориться, что окончательная нераскаянность является подлинным покаянием.

  Кроме нравственной невозможности ввести нераскаянного грешника в рай, существует и невозможность онтологическая. Свт. Феофан Затворник поясняет что, грех не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его все оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властью, без внутреннего его очищения.. Положим даже, что какими-либо судьбами грешник втянут в рай; что он там будет делать?! – Для него и рай в ад превратится. Вкусить сладостей райских у него нет органа; а чрез то, что там все противоположно его настроению, он будет тесним и гнетом, так, что и места не будет находить. Введите вы в круг людей высшего тона человека простеца, – для него пребывание среди их будет настоящая пытка. То же должен испытывать и грешник, если неочищенным втянуть его в рай. Остается добавить, что рай для праведников также перестанет быть местом абсолютного блаженства, если туда вторгнется носитель зла.

 

  Несправедливо за временные и конечные грехи наказывать вечными муками.

  Следует сразу заметить, что вечность не тождественна бесконечно длящемуся времени. Это совершенно иное измерение бытия, недоступное нашему пониманию. Справедливость вечного мучения обусловлена внешними и внутренними причинами. Что касается положительных мучений, то свт. Григорий Великий дает такой ответ на это возражение: Справедливо было бы недоумение, если бы раздраженный Судья рассматривал не сердца людей, а одни дела. Нечестивые потому имели конец грехов, что имели конец жизни. Они желали бы, если бы могли, жить без конца чтоб иметь возможность грешить без конца. Те, которые никогда не перестают грешить во время своей жизни, показывают, что они желают всегда жить во грехе. Следовательно, великая справедливость со стороны Судьи, что вечно будут наказываемы те, которые в сей жизни никогда не хотели отстать от греха. К этим словам можно добавить, что желание грешить и совершение греха не оканчиваются со смертью, но также продолжаются вечно в аду, что и является поводом для вечного наказания. Внутренняя причина вечности мук заключается в том, что даже если убрать из геенны фактор положительных наказаний, то состояние ее обитателей сильно не улучшится – вечное отвержение Богом, угрызения совести, неутоленные страсти и прочий «багаж» будут продолжать доставлять страдания. Справедливость соблюдена еще и тем, что мучения будут соразмерны степени грехов и виновности в них.

 

  Наказание, преследующее целью исправление, оправдано, а в чем смысл вечно мучить тех, кто никогда не исправится?

  На это недоумение протоиерей Н. Малиновский отвечает так: Что бы сказало человеческое правосудие, если бы ему представили следующее соображение: в обществе есть преступники ожесточенные и закоренелые; никакое наказание не исправит их: следовательно, всякое наказание, на них налагаемое, есть бесцельная жестокость, а посему такие злодеи должны быть освобождены от всякого наказания и им должна быть предоставлена полная свобода действования? Закон правды и здравое мышление не могут мириться с такими рассуждениями.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (2 оценок, среднее: 4,50 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 1 день

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0

Магистрант библейско-богословского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Комментарии: 5Публикации: 46Регистрация: 28-10-2016

2 комментария

  1. Февраль 15, 2018 в 10:32

    То, что нам рассказывают об адских мучениях, преподносят эти мучения со стороны плотских – физических страданий, будто бесы издеваются над телом человека в разных ухищрённых пытках, режут, пилят, за языки на крюки цепляют, жарят на сковороде, варят в котлах, кто насиловал, того будут насиловать. Говорят даже такую бесятину, что людоедов съедают и переваривают бесы, а потом восстанавливают тело из испражнений, давая почувствовать всю «прелесть» подобного воскрешения, ну и т. д., всё это от лукавого.

    Каждая душа в аду испытывает только свои муки, но в аду не страдает плоть человека, нет там у человека плоти.

    Плоть осталась на земле погребённой.

    Душа умершего человека не имеет плоти.

    «Душа есть сущность живая, простая и БЕСТЕЛЕСНАЯ; невидимая…».

    Преп. Иоанн Дамаскин.

    О! если бы в аду можно было бы испытывать те плотские – физические страдания, которые человек испытывал на земле, даже самые ужасные. В том то и дело, что в аду душа испытывает не телесные – физические страдания, а духовные страдания, да ещё такие, которые ни в какое сравнение не идут с самыми ужасными телесными – физическими страданиями на земле, какие только человечество испытывало!
    ***

    0
    • Сергей Фёдоров
      Февраль 16, 2018 в 14:08

      Конечно, «что касается до басен тех людей, которые говорят, что души, отшедшие от мира без раскаяния, наказываются на рожнах, в болотах и озерах, – Церковь никогда не принимала оных» (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной). Но мы также верим в телесное воскресение мертвых, когда человек в своем душевно-телесном полном составе получит полное воздаяние. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и ТЕЛО погубить в геенне» (Мф. 10:28).

      Как пишет блж. Феодорит Кирский, «суд будет ли законным, если, по учению неверных, тела не воскреснут и одни души подвергнутся ответственности за прегрешения? Душе, которая согрешила с телом, посредством очей допустила в себя зависть и неуместные пожелания, посредством слуха обольстилась беззаконными речами, посредством каждой части тела прияла в себя какое-либо недоброе возбуждение, несправедливо одной нести наказание за сии прегрешения, и притом мучиться не малое какое-либо время, но беспредельные века. И сему научены мы Божественным Писанием. Ибо сказано: «и востанут сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и в стыдение вечное» (Дан. 12, 2). Справедливо ли также, чтобы души святых, вместе с телами преуспевавшие в добродетели, одни наслаждались обетованными благами? Ибо очи проливают слезы умиления, слух передает душе божественные словеса, язык и песнословит Благодетеля, и непрестанно творит молитву, руки оказывают потребные услуги, ноги то поспешают в молитвенные дома, то утруждаются стоянием на молитве и несут много других трудов. Справедливо ли же, чтобы тело, которое вместе с душою собирало богатство добродетели, пребывало прахом и было оставлено, одна же душа провозглашена была победоносною? Если же сие противно справедливости, то, конечно, следует сперва воскреснуть телам, а потом уже сообща с душою давать отчет в образе жизни.. Церковь благочестивых гнушается сими и подобными «сим» баснями и, следуя словесам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград» (Сокращенное изложение Божественных догматов).

      0

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .