Боярин Андрей (с искренним удивлением): Како живеши, Отче?!!
Преподобный Отшельник: Питаюся сем, яже произрастает зде…
Андрей (удивленно): А хлеб?!
Преподобный (спокойно): Хлеба не вкушал есмь…
Андрей (с искренним сочувствием): Не болееши устав сицев имея?!!!
(диалог на ЦСЯ из фильма «ПАЛОМНИКИ»)
Кадр из художественного фильма «ПАЛОМНИКИ».
… В июне 1944 года войска Карельского фронта овладели Олонецкими землями, выгоняя финские части по линии обороны от деревни Обжа до Мегрозера. Местные жители (в основном женщины и дети) прятались от перекрестного огня в колхозных хранилищах близ места разрушенной часовни преподобного Адриана Ондрусовского и молились ему о помощи. Внезапно стрельба прекратилась! Спустя некоторое время, советский капитан, без оружия подошедший к вышедшим из укрытия напуганным людям, спрашивал их о «седом старике в рубище». Он неожиданно появился из клубов дыма перед стрелявшими солдатами и спокойно сообщил, что в деревне остались только мирные жители. Стрелять не нужно! Сказав это, странный посланник исчез…
Около 1813-1815 годов в Карелии появляется рукописное «СКАЗАНИЕ о преподобном отце нашем Адриане-чудотворце», которое теперь хранится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. Рукопись увезли с собой монахи «Старого Валаама», которые спасались от расстрелов Красной армии в 1939 году. По одной из версий, рукопись была создана уроженцем карельской деревни Рижкалицы — настоятелем Валаамского монастыря игуменом Иннокентием (Моруевым). Обязанный преподобному Адриану своим спасением в Ладожский шторм 1782 года, игумен Иннокентий несколько раз был удостоен явления перед ним Ондрусовского Чудотворца. Спустя десятилетия сбор сведений о святом Адриане завершает игумен Валаамского монастыря Дамаскин (Кононов): под его руководством в 1856 году издается популярный рассказ о преподобном Адриане…
Что же известно о столь необычном Олонецком Чудотворце? Как он связан с преподобным Александром Свирским и Валаамским монастырем? Почему часовня у деревни Обжа, где было явление преподобномученика Адриана в годы Отечественной войны, так удалена от самого Ондрусовского монастыря?..
Земли боярина Андрея Завалишина.
В юности святой Адриан (в миру — Андрей) жил в пределах «Московской стороны». Его родители происходили из именитого боярского рода Завалишиных. Андрей Никифорович стал царедворцем Великого князя Ивана III. В Обонежской пятине, недалеко от реки Свири, он получил богатое родовое имение (на месте нынешней деревни Кондуши —Андреевщины). Это поместье располагалось в 9 верстах от пу́стыни 44-летнего схимника Александра Свирского. Божьим Промыслом (около 1492 года) Андрей во время охоты отстал от товарищей и случайно увидел хижину Святого Отшельника. После разговора с этим необычным для Андрея человеком, не вкушавшим хлеба 7 лет, богатый боярин стал постоянно навещать инока Александра, принося хлеб, разную пищу и другие дары в создаваемую на Олонецком (ныне — Рощинском) озере Обитель.
Александр Свирский и Андрей Завалишин в фильме «ПАЛОМНИКИ».
По одной из версий, спустя несколько лет знакомства с преподобным Александром, Андрей принял иноческий постриг в Свирском монастыре. Через какое-то время, по совету своего духовного наставника, он уехал на Валаам для изучения подвижнической жизни. В 1520 году инок Адриан, получив благословение святого Александра Свирского, стал основателем монастыря в честь Святителя Николая Чудотворца. Новая обитель была основана на берегу Ладожского озера, недалеко от Олонца. Подвижники, собравшиеся вокруг преподобного Адриана, воздвигли там каменную церковь в честь Святителя Николая. Местные жители с уважением отнеслись к возникшей пу́стыни — её стали называть Ондрусовской, по огласовке имени Андрея: Адриан по-карельски — Ондрус.
Не раз игумен Адриан вразумлял разбойников-карелов, мирил их друг с другом, даже обращал некоторых из них — в искренних иноков. Самая известная история — о двух атаманах-пиратах. Один из них, также носящий имя Ондрус, пытался угрожать преподобному Адриану, но потом решил его помиловать и отпустить. Вскоре недавний гонитель Преподобного был побежден другим атаманом из соседней разбойничьей банды. Разбойник Ондрус был брошен в лодку, связанный по рукам и ногам. Несчастный уже готовился к смерти, но, вспомнив о преподобном Адриане, горько раскаялся в своих грехах перед Господом. И вдруг он был чудесным образом взят из-под ножей своих победителей и увидел себя на берегу, без всяких оков! Потрясенный атаман поспешил разыскать преподобного Адриана и пал к его ногам. Оставшись в монастыре, он окончил свою жизнь в тихом покаянии.
Его соперник по ремеслу — атаман Косьма — свидетель непонятного исчезновения из лодки побежденного и связанного врага, также по молитвам игумена Адриана оставил ремесло разбойника. После этого чудо-случая Косьма попал в сильный шторм на Ладоге. И только призывая в отчаянии святого Николая и игумена Адриана, атаман остался жив! Второй предводитель разбойников также стал учеником Адриана Ондрусовского. На месте своего прежнего разбойничьего убежища Косьма (после пострига — Киприан) основал Стороженскую обитель и был впоследствии прославлен в лике святых как Киприан Стороженский (Ново-Ладожский)…
Адриано-Ондрусовский и Киприано-Стороженский монастыри.
В августе 1549 года игумен Адриан вместе со старцем Геннадием Костромским был приглашен в Москву молодым Иваном IV. Адриан стал крёстным восприемником дочери Ивана Грозного — Анны. Однако, пути Господни — неисповедимы: юная царевна ушла из жизни, не прожив и года, но в ее честь безутешным государем собственноручно был заложен деревянный храм Иоакима и Анны в московском Новодевичьем монастыре. Роковым стало и обратное путешествие в Карелию для Ондрусовского Чудотворца: возвращаясь обратно в свою Обитель, не дойдя до неё 30 верст, у деревни Обжа, 15/28 мая 1549 (по другим источникам 1550) года Адриан был схвачен разбойниками и принял от их рук мученическую смерть…
Долго братия не имела вестей от своего игумена. Лишь в 1551/52 году Адриан явился во сне старцам своей обители, рассказал историю своей гибели и указал место обретения своих честных мощей. 17/30 мая братия на указанном месте болота, под грудой мха, нашла нетленное тело своего страстотерпца-игумена…
Со слезами и молитвами иноки перенесли преподобномученика Адриана в Пустынь и похоронили у северной стены церкви Святителя Николая. Впоследствии на месте погребения святых мощей была сооружена часовня, преобразованная в церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Сюда, к гробнице святого Адриана, начали стекаться верующие: о необычных исцелениях быстро разнеслась слава — возвращалось зрение и слух, выздоравливали одержимые горячкой больные…
Ондрусовская пустынь в конце XIX века.
В год обретения мощей (или на следующий год — в память этого события) в Обитель был пожертвован колокол, весом примерно около 11-ти пудов. На нем имелась надпись: «Лета 7060 (1552) Сентября 4-го дня новгородец Василий Ионин Котельников в Ондрусову пустынь Введения Пресвятой Богородицы да Святителю Николе Чудотворцу». Наверное, потому до сих пор остались разногласия в датировке года обретения мощей Адриана Ондрусовского — 1551 или 1552…
… После шведского нашествия к 1580-м годам от Ондрусовской пустыни уцелела только каменная Никольская церковь. Все деревянные строения были сожжены. С воцарением Романовых Обитель была восстановлена: на рубеже XVII—XVIII веков монастырь некоторое время был женским, однако во времена Екатерины II, в 1764 году, Ондрусовскую пустынь упразднили…
Своему возрождению монастырь обязан Валаамскому игумену Иннокентию (, который, согласно легенде, в конце 1780-х годов был дважды чудесным образом спасён на Ладожском озере предстательством преподобного Адриана. Иннокентий дал обет восстановить Ондрусовскую обитель. Однако только 30 лет спустя, в 1817 году, старцу Иннокентию была дана возможность приступить к исполнению обещания. На вклады Семёна Чусова и Андрея Сергеева Пустынь была восстановлена и приписана к Валаамскому монастырю…
Император Александр I, осматривая в 1819 году Олонецкую губернию, пожелал поклониться преподобному Адриану. Позднее он прислал сосуды и книги для храма. В 1828 году, когда была основана Олонецкая епархия, на месте разрушенной деревянной церкви в Ондрусово был воздвигнут каменный собор в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Вплоть до революции 1917 года в Введенской церкви под спудом почивали святые мощи Адриана Ондрусовского, ставшие местом паломничества…
Святые мощи прмч. Адриана под спудом в Введенском храме.
… Место мученической кончины святого Адриана у Обжи было отмечено деревянным Крестом. В 1873 году по молитвам Чудотворца Приладожья жители этой деревни чудесным образом были избавлены от сибирской язвы. В память об этом событии и в благодарность Преподобному древний памятный Крест был заменен на новую деревянную Часовня с колокольней. Ее устройство было завершено в 1882-83 годах. В день перенесения иконы свтого Адриана из Ондрусовской обители в Часовню — 14 /27 июня — установили ежегодный Крестный ход из Обжи до Часовни Преподобномученика. Этой деревянной Часовенке «повезло» больше, что храмам Ондрусовской обители. В аварийном состоянии она уцелела вплоть до начала XXI века! Местные жители не раз в годы революционных бурь спасали ее от разрушений. К 2018 году Часовня была полностью отреставрирована.
Современная дорога к часовне Адриана Ондрусовского у Обжи.
… В начале ХХ века Ондрусово-Николаевскую пустынь украшали два каменных храма: они стояли вплотную друг ко другу — летний Введенский (с деревянным куполом) и зимний, теплый Никольский. К Ондрусовскому монастырю относились две построенные монахами часовни: во имя святителя Николая у реки Олонки и преподобного Адриана Ондрусовского близ Обжи. Однако Святую Обитель, столь популярную тогда в Карелии, ожидало уничтожение…
Положение монастырей Олонецкой епархии осложнилось после революции тем, что до начала 1920 года здесь велись активные военные действия Красной армии против финских войск. Часть монахов укрылась от атеистического преследования в Валаамском монастыре, который оказался на территории, отделившейся от Российского государства — в Финляндии. Оставшаяся братия была преобразована в Андрусовскую артель, потом — в совхоз имени Володарского… Религиозная Андрусовская община (более 900 человек!) продолжала существовать до решения о ее закрытии от 31 октября 1929 года. Но, примерно в 1936 году, после взрыва каменного Святодуховского собора в Петрозаводстке, Никольский и Введенский храмы Андрусовской пустыни были взорваны… Кто отдал приказ об уничтожении уникальных памятников архитектуры XVI и XIX века — не известно. На последнем снимке начала 30х гг. — церкви монастыря еще стоят, а фотографии из архива финских войск, разместившихся в Ондрусово в 1941 году, указывают, что обе церкви уже уничтожены до прихода в это место военных…
Руины Введенского храма в конце XX века…
… Возрождение монастыря началось в конце 1990-х годов и продолжается в настоящее время. Первая архиерейская Литургия состоялась в монастыре 8 сентября 2016 года, в день тезоименитства преподобного Адриана. Стараниями немногочисленной братии Ондрусова Пустынь снова живет! Божьей помощи этому необычному месту, хранящему какое-то особое, возвышенное состояние своего основателя-Чудотворца!
Вновь построенный Никольский храм в Ондрусово.
Подробные фотографии Ондрусовской обители есть в ВК-группе «Кинохроника «ПАЛОМНИКИ», посвященной святому Александру Свирскому и его ученикам — https://vk.com/palomniki_kinohronika /фотоальбом Монастыри учеников Александра Свирского https://vk.com/album-190636666_277841339
«Поем твоя милости и чудеса, преподобне отче наш Адриане: выну бо и по отшествии своем нас не оставляеши, всем бо потребная во спасение скоро подаеши, болезни и скорби наша незриме врачуеши…» (Акафист преподобномученику Адриану, икос 12).