Онисим: беглый раб, ставший святым епископом

Февраль 28, 2018 Жития святых Комментарии : 0
Читали : 222

  О жизни древних христиан нам известно не так много. А об эпохе, когда еще были живы апостолы, лицезревшие Бога во плоти, мы знаем еще меньше. Еще святитель Иоанн Златоуст мечтал о том, чтобы кто-нибудь в состоянии был рассказать нам полную, историю апостолов, чтобы не только, о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в какой дом входили и где плавали, обо всем этом рассказал бы подробно, – такой великой пользы исполнено все, что они делали! Основным источником сведений об апостольском периоде являются книги Нового Завета: Евангелия, Деяния и письма, написанные апостолами общинам христиан, по самым разным поводам. Среди этих сочинений есть одно маленькое письмо, содержащее трогательную и поучительную историю из жизни самых первых христиан. Речь идет о послании к Филимону, принадлежащем апостолу Павлу.

  В городе Колоссы жил богатый христианин по имени Филимон. В его доме размещалась местная церковная община, к членам которой хозяин относился с большой любовью и щедростью. Как и все зажиточные граждане того времени, Филимон имел рабов. Однажды, по причине какой-то большой провинности перед хозяином, из его дома сбежал раб, по имени Онисим. Положение, в котором он оказался, было неутешительным, в случае поимки беглецу грозило страшное наказание. Возможно, желая затеряться в толпе большого города, Онисим пришел в Рим. Опасность грозила ему со всех сторон, хозяин наверняка уже объявил его в розыск и по улицам рыскал специальный отряд, занимающийся отловом подобных личностей. Если он попадется, нельзя ожидать ничего хорошего – его вернут хозяину, поставят клеймо, а может быть и предадут мучениям. Долго ли он бродил по улицам Вечного города нам не известно, только, в конце концов, он попал в тюрьму. Промысл Божий устроил ему здесь встречу и знакомство, изменившее всю его последующую жизнь. Среди узников тюрьмы был святой апостол Павел, человек, претерпевший за имя Христово бесчисленное количество злоключений (ср. 2Кор. 11:23-33).

Эта встреча и благовестие, прозвучавшее из уст великого апостола, потрясли беглого преступника так, что он уверовал в Господа, принял святое крещение и неотлучно находился вместе со своим учителем. Апостол сильно полюбил новообращенного христианина, как сына и не желал с ним расставаться. Но ситуация не могла оставаться прежней, необходимо было разрешить проблему. Онисим оставался преступником в глазах хозяинаи общества, и Павел не мог покрывать его. К счастью, Филимон оказался не чужим человеком: когда-то, апостол Павел, обратил его к вере. Тогда прославленный узник решил отправить Онисима обратно к хозяину, сопроводив его ходатайственным письмом, в котором просил своего давнего друга о невероятной для того времени вещи – простить провинившегося раба и принять его как возлюбленного во Христе брата. Конечно, Онисим остается его собственностью, просить прямо о его освобождении было бы дерзостью, но внутренние отношения между ними уже не могут быть прежними. В Царстве Божьем нет ни рабов, ни свободных (ср. Кол. 3:11), отныне они братья, за которых Христос пролил Свою Пречистую Кровь.

 Предъявляемое сегодня христианству обвинение в пассивности в отмене данного социального института, не понимают всей ответственности и мудрости Древней Церкви в решении этого вопроса. Если бы Христос и апостолы решили бороться с социальным злом насильственными мерами, это не привело бы ни к чему, кроме пролития рек невинной крови. Христиане пошли другим путем: социальное положение человека никак не препятствует возможности уверовать и обрести спасение, но сам дух христианской религии служил такому преобразованию отношений между людьми разных классов, что постепенно привело к естественному отказу от института рабства. История Онисима показывает неоднозначность ситуации, в которой находились те, кто вступил в Царство Божье, не переставая быть членом своего земного общества со всеми его недостатками.

Хотя Павел не просил Филимона освободить Онисима, при этом, конечно, не желая разлучаться с ним, но совершать служение вместе, хозяин выполнил просьбу своего друга и наставника и не только простил вернувшегося беглеца, но и подарил ему свободу, вернув его обратно к Павлу. По преданию, он совершал служение вместе со знаменитым апостолом, в конце жизни был поставлен епископом и скончался мученически. Его бывший хозяин, Филимон также стал епископом, и вместе со своей семьей пострадал за Христа при императоре Нероне. Так, хозяин и раб стали служителями истинного Бога и вошли в Его Царство, где исчезают все временные человеческие разделения. Святая Церковь прославила их обоих в едином сонме семидесяти апостолов и отмечает их совместную память 17 января по новому стилю, а в сегодняшний день, 28 февраля, вспоминается святой Онисим, беглый фригийский раб, ставший апостолом Христовым.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (2 оценок, среднее: 6,50 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0

Магистрант библейско-богословского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Комментарии: 5Публикации: 46Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .