Явление воскресшего Христа святой Марии Магдалине: нравственное и богословское содержание

Апрель 21, 2018 Новый Завет Комментарии : 0
Читали : 81

В воскресном Евангелии на всенощном бдении, который выпадает на вторую неделю по Пасхе, то есть в день памяти святых жен-мироносиц, говорится, что одним из участников великого события Воскресения Христова была святая праведная Мария Магдалина. Более того, о ней говорится, что именно ей первой явился после Воскресения Господь. Хотя казалось бы вполне приемлемым, чтобы это произошло с апостолами, как постоянными учениками божественного Учителя. Говорит ли это о чем-нибудь?

Известно, что Воскресение Христово явилось завершающим этапом божественного плана спасения мира. А также известно, зачем мир необходимо стало спасать: грехопадение прародителей низвело человека в несчастное греховное состояние. Первые люди были на высоте духовного созерцания бытия, в их действиях дышала благодать Божества и они не ведали ни греха, ни сомнения, но своей ошибкой были сведены с неба на землю, из благодати бессмертия в рабство смерти. Сколько душевных мук, достойных сострадания, испытали тогда Адам и Ева? А что Ева? Именно она вняла лукавым словам врага и протянула руку, а затем услышала страшное определение участи всех жен, которые будут нести бремя этого суда (Быт 3:16). Однако уже тогда в ее сердце затеплился маленький огонек надежды, рожденный словами Господа, что ее семя сразит врага (Быт 3:15).

И, вот Он – Сразивший врага! Он перед нами и в словах Евангелия – воскресший во славе Господь наш. Грех прощен, враг низложен, осуждение отвержено. Больше нет упрека и больше нет сомнения. И, вот, Марие Магдалине, одной из жен-мироносиц, первой открывается эта благая весть! Той, которая была избавлена Им, как сказано, от семи злых духов (Мк 16:9), за что вознаградила Христа непрестанной заботой и преданной любовью. Но что же явилось причиной тому? Любознательность человеческая, конечно же, пожелает исследовать это, как нечто важное.

Безусловно – упомянутые любовь и преданность. Все ушли от опустевшего гроба Господня, а она осталась, потому, собственно, и произошла эта встреча. Мария дождалась, вытерпела и удостоилась награды. Можно сказать, что на этом примере образно явлены истины духовной жизни, как пишет святитель Григорий Палама: «Нечто подобное бывает и в отношении подвигов в добродетели: так одним из подвизающихся благодать сразу же идет на встречу, как бы протягивая к ним человеколюбивую руку и принимая их, других же выжидает конца их подвига, уготовляя им, конечно, венцы за терпение». Согласно приведенным рассуждениям святого, это научает нас тому, что терпеливый человек, который не взирает ни на какие лишения, всегда будет иметь свою награду. Теперь всякий вопрошающий – почему именно Мария? – имеет у себя простой и поучающий ответ. Потерпи, не спеши и все будет хорошо – вот вся мораль. Мария – нравственный пример христианской жизни, который актуален всегда и во все времена.

Конечно, это непременно важно, когда говорится или размышляется о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но не менее благопотребно поразмыслить не только о наших делах, но и о делах Божиих! Что мешает совсем немного приподняться чуть выше мыслью в том направлении, где живет великий Поэт и Художник – Бог-Вседержитель, чтобы хоть иногда приблизиться к созерцанию божественной премудрости в Её делах и Промысле?

И тогда, вспоминая преданную глубокой печали Еву, своим роковым решением погубившую весь мир, вспоминая суд, возвещенный всем женам, появляется возможность созерцать премудрые дела Божии, которые никогда не лишены смысла и оправлены милостью и правдой, красотой и порядком, любовью и справедливостью! Что же дивного совершает Господь? Тут следует услышать тонкое замечание преподобного Бéды Достопочтенного, что «жена, принесшая мужу вину, теперь принесла ему благодать». То есть Мария Магдалина, удостоившаяся первой увидеть воскресшего Победителя смерти, приносит эту весть апостолам. Свидетелем данной премудрости мы имеем и святителя Кирилла Александрийского: «Единородное Слово Отца соделалось человеком, дабы болящее исцелить и избавить человека от древних преступлений; поэтому-то и надлежало доставить женщинам радость – первым благовествовать воскресение; ибо первая жена, послушавшись слов змея, ввела Адама в преступление и сделалась виновницей смерти. Как же не следовало благовестием уничтожить причину столь ужасных обвинений?».

Восхищаясь деяниям Божьим, так познается, что ничто не бывает напрасным у Бога, ведь все, что Он хочет, Он может[1] и совершает исключительно путем правды, благости и премудрости. Вместо горечи наказания – радость благовестия! Во всем деле спасения мира, предначертанного Богом и принесенного Сыном Божьим, даже такой детали, как ошибка жены, дано свое искупительное исправление. И если не были оставлены слезы Евы, как не были оставлены и слезы Марии Магдалины, но были отерты явлением воскресшего Христа, то и все христианам полагается уповать в надежде, что они будут утешены от всех скорбей радостью воскресения и явления им Господа Иисуса Христа!

[1] Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры, Кн. 1, гл. 8.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 7 дней

Редакция

Редакция 0
Комментарии: 2Публикации: 56Регистрация: 30-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .