Свт. Филарет (Дроздов). О Кресте, Божественной любви и справедливости. Слово в Великий Пяток.

21 января, 2021 Святые Отцы Комментарии : 0
Читали : 206

Начало Слова свт. Филарета о страстях Христовых построено на классических для отцов Церкви антиномичных антитезах: ужасы Голгофы и смерть Спасителя являются на самом деле миром, безопасностью, убежищем и успокоением для человека. Крестом Спасителя гнев Божий сменяется милосердием. В Страстях Христовых открывается Любовь Божия, Любовь Пресвятой Троицы. Здесь звучат одни самых знаменитых слов святителя: «Любовь Отца — распинающая. Любовь Сына — распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною. Тако возлюби Бог мир!».

Любовь Божия неизреченна, поэтому о ней подобает таинственно и благоговейно молчать или, говоря о ней, «немотствовать», ибо слово человеческое не может выразить всей полноты этой любви. Антиномия и тайна Страстей Христовых заключается и в том, что предавшие и распявшие Христа, сами того не зная и того не хотя, невольно совершили спасительные для всего мира Страдания Христовы. Однако это не говорит о невинности распинателей Христовых. Но в своей сущности Голгофские Страсти Христовы не есть лишь результат хитросплетений человеческого зла, ведь они несомненно с легкостью могли бы быть расторгнуты, но действие Промысла Божьего, Который ради спасения лукавых рабов и распространения света и жизни любви «сквозь тьму и сень смертную» заставляет злую человеческую волю служить «высочайшей Своей Премудрости».

Проблема недопонимания человеком соотношения Правосудия Божия и Его Любви, их соединенности кроется в несовершенстве человеческого разумения, не могущего проникнуть в тайны Божии и принять внушения Божией любви. Чтобы разуметь эти тайны, человеку необходимо очистить себя. Такое очищение даёт понимание того, что Божия Любовь объемлет все совершенства Божии, в том числе и Его правосудие, «когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров своих измеряет премудростью и благостью ради высочайшего блага всех своих созданий». Человек согрешил против Любви Божией, преградив себе путь к Ней, «и сия любовь вооружается правдою и судом», дабы разрушить преграду (видение свт. Филаретом спасительного дела Христова органично совмещало в себе разные аспекты Искупления, которые принято называть теориями).

Страдания Единородного Сына есть любовь Отца и Сына. Отец отдает Единородного ради любви к миру, Сын предает Себя на распятие ради любви к Отцу и миру, во исполнение Его воли, а значит и Своей. Суть Креста в «любви Сына Божия ко Всесвятому Отцу Своему и любви к человечеству согрешившему». В воплотившемся Сыне Божием, в Его Кресте созерцается средоточение и соединение всей любви к Богу и любви к человеку, в своей онтологической направленности — противоположных. Соединившись, эти две любви образуют средокрестие, «Небесный Крест любви», земным образом которого является Крест Христов. Крест есть любовь, которою Сын Божий связан и пленен ради людей, и он же есть истощание Сына Божия «в сугубом стремлении любви к Отцу Своему, Которому наконец предает дух Свой, и к человекам, для которых источает воду очищения и кровь жизни» . Любовь Божия сообщила Кресту Христову Божественную и победоносную силу. Сила Распинаемого Господа, сила и победа Его Креста преображает и делает причастниками этой силы и новой жизни уже разбойника, сотника, Иосифа Аримафейского. Эта же сила, всё более простираясь в своём торжественном действии, сосредотачивает всякую власть во Христе распятом, она «даст ощутить силу благодатного владычества Его и сущим в темнице духовом, вознесет Его превыше всех небес, низведет Им оттоле Утешителя». Тогда же любовь исполнит Духом Святым сердца верующих. Сила Креста всё более и более будет открываться в противлении мира, иудейского и языческого, Христу распятому, и тогда она «проникнет с новым обилием все человечество и всю природу, сотрясет всю землю, разрушит в ней то, что было твердо, низринет то, что возвышалось, затмит то, что блистало, не столько в отмщение врагам Божиим, которые обыкновенно сами уготовляют себе гибель, сколько для того, чтобы ускорить и довершить привлечение всего к Вознесенному от земли». Тогда любовь воспылает с невероятной силой, как явится «вожделенный Жених», тогда будет «Бог всяческая во всех (1Кор.15:28), поелику во всех богоносных сердцах будет любовь, излиянная в них Духом Святым чрез язвы крестные» (след. абзац). Крест Христов, вся Его полнота — есть любовь Божия. Необъятная глубина и неизмеримость Тайны Креста такова, что «созерцание теряется в беспредельности любви Божией…онемевает язык плоти и око земного ума слепотствует от избытка небесного света крестного».

Всякий христианин должен сообразовывать свою жизнь с жизнью Христовой через несение собственного креста во образ Креста Христова. Всякий должен соизмерять свой крест с крестом Христовым, как бы прикладывая свой крест ко Кресту Христову, соотнося образ с первообразом. Дабы не быть преданным со своим несообразным крестом геенскому огню, крест христианина должен являть любовь, как и первообразный Крест Христов есть любовь Отца, Сына и Святого Духа. Как любовь Отца распинает за нас Единородного Своего Сына, так и христианин должен наподобие Авраама совершать «возношение на жертвенник любви Божией всего нам любезного без колебания, без остатка собственности, паче упования». Как любовь Сына предает себя на распятие «не токмо Святейшей руке Отца Своего, но и рукам грешников», так и христианин в своей любви должен быть неограниченно преданным «судьбам Божиим… как Исаак», всегда готовым «быть жертвою для славы ли Божией, для очищения ли собственного, для блага ли ближних». Как любовь Божия изливается Духом Святым и «наполняет горняя и дольняя, объемлет время и вечность, дабы и ожестевшее и омертвевшее враждою против Бога растворить в живоносную и блаженную любовь», так и христианин должен через «любовь побеждать злое благим, благословлять кленущих, молиться за Распинающих и не знать ни одного врага во всем мире, хотя бы он не давал нам ни одного друга». Мерилом любви для каждого человека должна быть его совесть, «которая и возвестит нам ныне или некогда непременно или горе, ожидающее врагов Креста, или победу, мир и славу его любителей по суду закланного на Кресте Агнца Божия, Ему же от всякого создания благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков (Апок.5:13). Аминь».

____________________________________________________________________

Цит. по: Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.124-132.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Григорий Ескин

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 4Регистрация: 24-01-2021

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .