Securus judicat orbis terrarum.
Надежен приговор, когда судит вся вселенная.
Введение
Петр выступает как образ и олицетворение Церкви во всех ключевых контекстах Писания; когда Христос обращается к нему лично, в этом следует видеть лишь символическое указание на единство и единственность Церкви. Он не имеет никаких персональных властных полномочий; в сочинениях Августина отсутствует концепция особой «Петровой должности», поскольку первому из апостолов не дана никакая индивидуальная власть, которая бы отличала его от других.
Петр первенствует среди апостолов и вообще в Церкви не как начальник, но как «родоначальник христиан» — первый человек, принявший Христа с истинной верой; в этом смысле Петр — основание всего апостольства и епископства, хотя и прочим апостолам было дана абсолютно та же самая власть и притом в ровно той же мере. Поэтому высшая власть в Церкви принадлежит собору полноты Церкви, которому подсудна всякая поместная община и всякий епископ, в том числе папа. Только вся полнота Церкви может быть названа несокрушимой и безошибочной перед лицом зла, господствующего в мире.
I. Власть Ключей
Ключи от Небесного Царствия — знак духовной власти; они даны не одному Петру, но Церкви в ее полноте (см. пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6): сперва в равной мере всем апостолам (1, 3, 6), затем перешли в коллективное владение всего епископата (3, 6), причем принадлежат они скорее всем вместе («единству Вселенской Церкви»), чем каждому в отдельности. Один человек не может претендовать на единоличное владение этими ключами (3); когда говорится, что ключи даны Петру, Петр своей единственностью символически изображает единство Церкви, именно в этом и состоит первенство Петра (3).
1) И не случайно среди всех апостолов именно Петр олицетворяет Кафолическую Церковь. Сей Церкви были даны ключи Царства Небесного, когда они были даны Петру (ср.: Мф 16:19). И когда ему говорится: «Любишь ли Меня? Паси овец Моих» (Ин.21:17), то говорится всем. (О Христианской борьбе, 3.30)
2) Отсюда эти несчастные, за Петром не видя Камня [Христа] (in Petro Petram non intelligunt) и не желая верить, что Церкви даны ключи Царства Небесного, сами выпускают их из рук. (О Христианской борьбе, 3.30)
3) Из апостолов один Петр практически во всех местах Писания удостоился быть представительным лицом всей Церкви. И именно потому, что он один носил лицо всей Церкви, Петр удостоился услышать: «Дам тебе ключи Царствия Небеснаго». Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но единство Вселенской Церкви. Так возвещаются преимущества Петра: он носил образ всей Церкви, когда ему было сказано: «Дам тебе», хотя дано это было всем. (Слово 295, на Торжество Петра и Павла)
4) Как видно, Петр во многих местах Писания олицетворяет собою Церковь, особенно в том месте, где говорится: «Тебе дам ключи Царствия Небесного». Неужели Петр получил эти ключи, а Павел — нет? Петр получил, а Иаков, Иоанн и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли, в которой ежедневно отпускаются грехи, те ключи? Итак, поскольку Петр символически олицетворял собою Церковь, то, что дано ему одному, дано Церкви. (Слово 149. На Деян. 10)
5) Всякий, кто усердно читал Деяния Апостольские, знает, что в этом псалме содержится пророчество о Христе. Что слова псалма: «Будут дни его кратки, и епископство его примет иной», — были предсказанием об Иуде, предавшем Христа, стало совершенно ясно, когда Матфий был поставлен на место Иуды и причислен к числу двенадцати апостолов (Деян.1:15-26). Но если мы будем все дурное, что здесь написано, относить к одному этому человеку, то никакого смысла в нашем толковании не будет (а если и будет, то очень мало). Если же применить эти слова ко всему роду таких же дурных людей — врагов Христа, неблагодарных иудеев, — все, как мне кажется, может сделаться более ясным.
Сходным образом кое-что из того, что, на первый взгляд, относится лично к апостолу Петру, не имеет ясного смысла, если не относить этих слов к Церкви; ведь Петр, как известно, символически олицетворял ее своими действиями в силу того первенства, которое он имел среди учеников. К числу таких выражений, например, относятся слова «дам тебе ключи Царства Небесного…» и далее. Так и Иуда некоторым образом олицетворял врагов Христа — Иудеев. (Толкование на псалом 108)
6) Да, братья, кое-что еще я хочу сказать. Что сказано Петру, что вверено Петру, то слышали, приняли и сохранили и прочие апостолы, не только Петр, а особенно тот, кто разделил с ним день и кровь мученичества — апостол Павел. Они слышали это — и передали нам, чтобы услышали эти слова и мы, [епископы]. (Слово 296, на Торжество Петра и Павла)