Блаженный Августин. Соборность и первенство. Часть 2.

Январь 07, 2019 Святые Отцы Комментарии : 0
Читали : 275

Часть 1

Камень и основание Церкви. Единство во всех

Петр произносит свое исповедание от лица всей Церкви — всех апостолов, поскольку они были едины в вере во Иисуса как Сына Божия (1, 2, 3). Церковь основана в первую очередь на Христе (1, 2, 4, 7), поскольку Петр — не основание, а олицетворение Церкви как нового христианского народа (1, 2, 4, 7). Впрочем и Петр может быть назван основанием Церкви (4, 5), хотя Церковь и не может быть построена на человеке (2); он является основанием Церкви как первый из священников Нового Завета, от которого происходит преемство епископов по всей вселенной (6), а не только в каком-то одном месте (даже перечисляя преемство епископов Рима в 53 письме, Августин указывает, что Петр является началом не для одной Римской кафедры, но для всей вселенской Церкви). Неколебимость и несокрушимость также обещаны не Петру, но полноте Церкви, которую он изображал (7). 1) И Петр один за прочих, один за всех говорит: «Ты Христос, сын Бога Живого». О, как хорошо сказал ты, правдивейший! Ты и вправду заслужил тот ответ, который получил: «Блажен ты, Симон Бар-Иона, ибо не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, сущий на небесах. Я говорю тебе, как ты сказал Мне. Ты сказал, теперь слушай. Ты дал исповедание, теперь прими благословение. Итак, я говорю тебе: Ты — Петр. Потому что Я — Камень (petra), ты — Петр. Не от Петра — Камень, но от Камня — Петр, поскольку не от христианина Христос, но христианин от Христа принимает имя. И на этом Камне я воздвигну Свою Церковь. Не на тебе — Петре, но на том Камне, который ты исповедал, Я поставлю Мою Церковь, Я поставлю тебя — ты, дав такой ответ, олицетворял всю Церковь». (Слово 280, на Пятидесятницу)
2) Евангельское чтение, которое мы только что слышали, рассказывает о том, как Христос Господь ходил по водам моря, и о том, как апостол Петр также пошел по воде, но от страха стал колебаться: усомнившись — пошел ко дну, но покаянием спасся. Само чтение располагает нас к тому, чтобы под морем подразумевать нынешний век, а в апостоле Петре видеть образ единой и единственной Церкви. Ведь Петр, первый в чине апостольском, самый ревностный в любви ко Христу, часто один отвечает за всех. Именно он, когда Господь наш Иисус Христос спросил, кем Его считают люди, и ученики в ответ пересказали Ему различные мнения народа, и Господь снова задал вопрос: «А как вы скажете, кто Я?» — именно он, именно Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого!» Один дал ответ за многих, ибо в этом множестве было единство (unitas in multis). Тогда Господь говорит ему: «Блажен ты, Симон Бар-Иона, ибо не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, сущий на небесах». И продолжает: «И Я говорю тебе…» Господь словно хочет сказать: «Поскольку ты сказал Мне, что Я Христос, Сын Бога живого, так и Я говорю тебе, что ты — Петр». Ведь прежде он звался просто Симоном. А другое имя — Петр — было дано ему Господом, чтобы он символически изображал собою Церковь. Ведь Христос — Камень (petra), а Петр — народ христианский. Изначальное имя — Камень (petra): Петр — от Камня, а не Камень от Петра получил свое имя; точно так же не Христос — от христианина, а христианин — от Христа. Итак, Господь говорит: «Ты Петр, и на том Камне, Который ты исповедал, на том Камне, Который ты познал, сказав: «Ты Христос, Сын Бога живого», на этом Камне я созижду Церковь Мою — на Себе Самом, Сыне живого Бога, созижду Церковь Мою. Тебя поставлю на Себе, но не Себя — на тебе. Были те, кто хотел строить [Церковь] на людях; они говорили: «Я — Павлов, а я — Аполлосов, я — Кифин (то есть Петров)». Но были и те, кто хотел строить не на Петре (super Petrum), а на Камне (super petram): «А я — Христов». Когда апостол Павел узнал, что люди предпочитают его Христу, он говорил: «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1Кор.1:13) Если не во имя Павла, то и не во имя Петра, но во имя Христово. Так и Петр стоит на Камне, но не Камень — на Петре. (Слово 76, на Мф. 14:24-33. О том, как Господь ходил по водам, а колебался) 3) Спрашивает Христос: «Так кто Я, что вы скажете?» И отвечает Петр, один за всех, потому что во всех них было единство: «Ты Христос, Сын Бога живого». (Слово 188, на Рождество Христово) 4) В некотором месте я сказал об апостоле Петре, что на нем как на скале, основана Церковь, о чем даже поется гласом многих в стихах блаженнейшего Амвросия, там, где он говорит о крике петуха: «Когда запел петух, скала Церкви смягчила вину». Но после этого я очень часто объяснял слова Господа «Ты — Пётр, и на сей скале я создам Церковь Мою» так, чтобы под ними мы понимали бы Того, Кого исповедал Пётр, сказав: «Ты — Христос, Сын Бога Живого», и так Пётр, получивший имя от этой скалы, изобразил бы лицо Церкви, которая созидается на этой Скале и приняла ключи Царствия Небесного. Скалой же был Христос, Которого исповедал Симон, который, как и исповедует вся Церковь, был назван Петром. Из этих двух утверждений пусть читатель выберет более правдоподобное. (Retractationes, 1) 5) Затем сказал ученикам своим: вы тоже уйдете? Петр, этот Камень, ответил от лица всех: Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. (Трактат 9 на Евангелие от Иоанна) 6) Посчитайте священников, от самого престола Петра по порядку отцов, кто за кем следовал. Сие есть Камень, который не одолеют врата ада. (Псалом против донатистов) 7) Но поскольку, даже ходя во Господе, верные не избавлены от грехов, которые, пользуясь немощами этой жизни, тайно жалят их, Он дал им спасительное средство — милосердие, которое придает силу их молитвам; ведь Он научил их говорить: «Прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам». Вот так, ведомая блаженной надеждой, Церковь действует в этой скорбной жизни. Поскольку имел он имел первенство в апостольстве, апостол Петр олицетворял эту Церковь, символически изображая ее полноту (generalitas). Сам по себе Петр был по природе человеком, по благодати — христианином, а по преизобилию благодати также и первым апостолом; но когда ему было сказано: «Тебе дам Ключи Царства Небесного, и что ты свяжешь на земле, будет связано на небе, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах», — он символически изображал собой Вселенскую Церковь. Ее в этом мире сотрясают различные искушения, словно грозы, наводнения и бури, но она не падает, потому что основана на Камне (petra), от Которого и Петр принял имя. Ибо не Камень — от Петра, а Петр от Камня получил свое имя; так и Христос не от христиан принял имя, а христиане — от Христа. Потому и сказал Господь: «На камне сем Я созижду Церковь Мою», что Петр сказал: «Ты Христос, Сын Бога живого». «На этом-то Камне, Который ты исповедал, я водвигну Мою Церковь» — так говорит Господь. Ибо «Камень же был Христос» (1 Кор. 10:4), и на этом основании был воздвигнут и сам Петр. «Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Христос Иисус» (1 Кор. 3:11). Поэтому Церковь, воздвигнутая на Христе, получила от Него Ключи Царства Небесного — то есть власть вязать и решить прегрешения — в лице Петра. Петр и Камень символически изображают то, что в действительности относится ко Христу и Церкви; символически Христос назван Камнем, а Церковь — Петром. Итак, эта Церковь, которую символически изображал Петр, хотя и шествует среди зла, но любит Христа и следует за Ним, и тем самым избавляется от зла. И более всего Церковь идет за Христом в тех людях, которые стоят за истину даже до смерти. Но всей полноте [Церкви] сказано: «Следуй за Мною», ибо Христос пострадал за всю полноту. (Трактат 124 на Евангелие от Иоанна).  

Часть 3

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 года

Пётр Пашков

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 11Регистрация: 28-02-2018

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .