Валаамская икона Божьей Матери

14 июля, 2020 Православие Комментарии : 0
Читали : 1 721

Валаамская икона Божьей Матери — не так известна, как, например, Казанская или Владимирская Богородица. Вначале этот образ местно почитался в первое воскресенье после дня памяти святых Сергия и Германа Валаамских. День 14 июля был установлен в 1997 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в честь 100-летия обретения этой иконы. (В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы отмечается 7 августа).
Необычная Богородичная икона была создана в 1878 году 26-летним валаамским иноком-иконописцем Алипием (Константиновым), который писал иконы для пятиярусного иконостаса Спасо-Преображенского собора. Отец Алипий рисовал в глубокой молитве и хранении чистоты помыслов. Сначала образ находился в нижнем Назарьевском храме преподобных Сергия и Германа. Когда строился новый Спасо-Преображенский собор, Валаамскую Богоматерь перенесли в церковь Успения, где до освящения собора совершались службы. В 1887 году икона чудесно исцелила от застарелой болезни ног паломницу Наталью Андрееву, которой Божия Матерь в этом образе явилась накануне. Наталья дала обет вновь приехать на Валаам через 10 лет. Но, приехав в 1897 году, благочестивая женщина не нашла Валаамской Богородицы в церкви Успения! По Божьему Промыслу эта икона была убрана в кладовую ризницы упраздненной церкви святителя Николая. Образ отыскали с большим трудом! Лишь тогда, когда самой Наталье Богородица указала место своего хранения во сне. Женщина рассказала о видении ризничному, отцу Пафнутию – он-то и обрел икону 14 июля 1897 года в указанной Богородицей кладовой.
Иеромонах Алипий создал икону по типу византийских образов Богоматери «Панагия» и «Никопея» в гармоничном сочетании академической живописной манеры и традиций афонской иконописи конца 19-го века. В основание иконы вложен небольшой кусочек Богородичной ризы. Божья Матерь изображена на золотом фоне, в полный рост, держа перед собой Богомладенца — Спасителя мира. Ее облачение состоит из красного мафория и темно-синего хитона. Особенностью иконы является изображение Богородицы с босыми ногами, что, возможно, — единственный прецедент в православной иконографии! Она стоит на облаке, а облако в Библии — знак Божественного присутствия!
Явление Валаамского образа имеет глубокое символическое значение. Это событие произошло в скором времени после того, как на престол был повенчан государь-император Николай Александрович. Наверное, потому этот образ столь величествен: красные одеяния Небесной Царицы подчеркивают великодержавный смысл, заложенный в икону. По значимости Валаамский образ сравним с Державной иконой, обнаруженной в последний день правления Николая II.
Для Валаама и для всей России обретение Валаамской Богородицы имело уникальное значение – это явление Её Предстательства за нас перед Господом, подобно явлению Покрова! Еще в первую Мировую войну были сделаны документированные описания видений валаамских старцев, как Пречистая — такая, как на Валаамской иконе, явилась плачущей перед Богом и молящейся Ему о спасении Русской Земли от врага. Молилась Богородица о даровании победы русскому народу и в будущем!
До 1940 года икона оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой. Этот чудотворный образ сейчас является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На Старом Валааме остался список, созданный тем же иконописцем, иеромонахом Алипием. По разным источникам, дата его создания относится к 1900-1901 годам. Эта икона находилась прежде в Петербурге, на подворье Валаамского монастыря. Во время Великой Отечественной войны список Валаамской Богоматери перенесли в Смоленский храм на Васильевском острове. В начале 1990-х годов святыня была возвращена на Валаам.
В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери — в том месте, где она была обретена: у бывшей церкви святителя Николая, близ Спасо-Преображенского собора. 10 июля 2002 года храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён.
Несколько лет назад нам удалось быть 14 июля на празднике Валаамской иконы Божьей Матери в Спасо-Преображенском монастыре. Наша поездка была посвящена подготовке к съемкам фильма о преподобном Александре, принявшем иноческий постриг на Валааме в далеком 1474 году. В памяти осталась красивая Вечерняя служба при свечах в канун праздника Валаамской Богородицы в нижнем храме Спасо-Преображенского монастыря…

Как необычно связаны между собой Валаамская икона Божьей Матери, явленная после венчания на царство Николая II, жертвенная судьба Царской семьи и непрестанное покровительство за царей и Россию преподобного Александра Свирского…

/ из «Кинохроника «Паломники» — фильм об Александре Свирском;  https://vk.com/palomniki_kinohronika

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (3 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 3 дня

Лилия Аввакумова

Аватар 0
режиссер фильма "Паломники", к.г.н.
Комментарии: 0Публикации: 17Регистрация: 10-07-2020

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .