Крещение Господне

Январь 17, 2018 Православие Комментарии : 0
Читали : 350

Как же быстро летит время! Вроде совсем недавно отмечали Новый Год и Рождество, а тут уже почти пролетели и святки и совсем чуть-чуть осталось до Крещения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

А что мы знаем о Крещении? Да, многие знают, что в возрасте 30 лет Иисус Христос пришел к Иордану и попросил Иоанна Предтечу крестить его, и во время молитвы отверзлись небеса, на Иисуса сошел Дух Святый в виде голубя, и донесся возглас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Но хочется немного углубиться в детали, которые глубже раскрывают истинный смысл этого великого таинства.

Для начала обратимся к личности Иоанна Предтечи, который, кстати, являлся сродником Иисусу Христу. Еще пророк Исаия пророчествовал о нем и о его проповеди: «Слышится мне глас мужа, вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Пророк говорит о возвращении иудеев из плена вавилонского: сам Бог ведет народ Свой в родную землю, а впереди народа спешит вестник, повелевающий приготовить всё нужное. Этот вестник и есть прообраз Иоанна Предтечи, а возвращение иудеев из плена вавилонского является прообразом возвращения Христом всего рода человеческого из плена греха, проклятия и смерти. Под «пустыней» также понимается духовная пустыня — когда люди больше думают и заботятся о материальном, а не о возвышенном, духовном.

Но почему Иоанн проповедовал именно в пустыне? Не лучше ли было ходить с проповедью по многолюдным местам, чтобы донести истину до как можно большего количества людей? На самом деле, тут несколько оснований:

  • меньше праздного любопытства толпы;
  • величественные картины безмолвной природы в отдалении от шума городской суеты располагали к размышлению о грехах и покаянию;
  • гордые книжники и фарисеи не могли здесь препятствовать проповеди.

Иоанн с юных лет стремился сохранить чистоту души вдали от грехов и соблазнов, как бы готовясь к такому великому делу, к такой чести, как Крещение Самого Господа.

Более того, несмотря на отдаление от городов и сел, на проповедь к Иоанну собиралось огромное число людей, и многие через него уверовали в Спасителя, покаялись и крестились.

Еще одна интересная деталь: Иоанн носил кожаный пояс, что тоже имеет свое значение — пояс означает готовность к трудам, а пояс кожаный знаменует еще и умерщвление плоти (нам известен аскетический подвиг Крестителя).

Важно отметить, что в крещении Иоанновом люди не возрождались духовно, а только приготовлялись для Господа путем покаяния. Возрождение возможно получить только в Иисусе Христе. Святитель Кирилл Иерусалимский сделал интересное сопоставление: крещение Иоанна так же приводило к крещению Христову, как закон Моисеев приготовлял людей к Евангелию Христову.

Не случайно было выбрано и место Иоанном для своей проповеди и для крещения, или омовения, что правильнее: в греческом оригинале Евангелия употребляется именно слово «омовение» — как человек смывает с себя всю грязь под водой, так и вся духовная грязь — наши грехи — смывается омовением. Иоанн совершал омовение в Вифаваре — месте перехода израильтян через Иордан при Иисусе Навине (камни, положенные на дне священной реки в память чудесного перехода через неё, были ещё видны в момент проповеди Иоанна).

Далее зададимся вопросом: почему именно в 30 лет Иисус пришёл креститься? Помимо того, что в этом возрасте человек достигает полного расцвета как физически, так и духовно, есть и ещё кое-что. Согласно еврейскому закону, предписания которого Иисус смиренно исполнял, священническое служение и народное учительство в те времена допускались только по достижению тридцатилетнего возраста — поэтому Иисус 30 лет провел в Назарете в смиренных трудах древодела, ожидая предназначенного Ему времени, чтобы явить Себя миру и выйти на подвиг искупления рода человеческого.

Кстати, Назарет — это малоизвестный ничтожный город, не пользовавшийся у иудеев доброй славой, и Спасителя часто с презрением называли «Назарянин», хотя в Ветхом Завете слово «назорей» означало «освященный» — так называли людей, посвятивших себя Богу. Сама Галилея была областью, где израильтяне жили в смешении с язычниками и потому были в презрении у иудеев, которые не ожидали из этих местах даже обыкновенного пророка, не говоря уже о Мессии.

Иисус не имел нужды в крещении, но смиренно вместе с грешниками пришёл к Иордану, чтобы «исполнить всякую правду» — правду закона и волю Божию; Он пришел, чтобы положить конец Ветхому Завету и проповедовать Новый (как на Тайной Вечере Иисус Христос совершил ветхозаветную пасху и установил взамен неё таинство Причащения, так и в крещении, исполнив ветхозаветный обряд, Он положил начало новозаветному таинству); Он пришел показать, что человек нуждается в очищении — путь к Богу начинается с очистительного покаяния.

До крещения Иоанн не знал лично Иисуса, но когда Христос подошёл, то по таинственному внушению Духа Божия, Иоанн узнал, что перед ним — Тот Самый Христос, Которому он обрадовался ещё будучи в утробе матери.

Иоанн удерживал Христа, не осмеливаясь возложить руку на Владыку и крестить крещением покаяния Того, Кто Сам пришёл искупить от греха и смерти род человеческий. Также Иоанн опасался, что Христа будут считать ниже, если он решится крестить Его. Более того, Иоанн сам хотел от Него креститься. Но Иисус, смиренно попросив его «исполнить правду», погрузился в страшные воды Иордана, которые как бы отяжелели, омывая грехи человеческие, и образно стали мертвыми водами. Погружением Иисус приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно нашего человеческого призвания, достойно Самого Бога, Который призвал нас быть родными Ему. Погружением Он освятил водное естество, передал водам благодатную силу и Своим Божественным примером установил новозаветное таинство Крещения. Погружением Иисус утопил грех праотца Адама.

В крещении Иисус в Своем Лице представляет всё человечество, которое Он предочищает в водах Иорданских, и тем самым отверзает небо для земли и являет неведомую до этого тайну Пресвятой Троицы — Дух Святой нисходит на Спасителя в виде голубя и слышится возглас Бога Отца: «Сей есть сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Пророку Даниилу были открыты молитвенные слова Иисуса, с которыми Он обращался к Отцу Своему Небесному после того, как вышел из воды: «Вот иду… исполнить волю Твою, Боже!» (Пс. 39, 8, 9). Таким образом, Иисус берет благословение у Своего Отца на начало служения спасению рода человеческого.

Не случайно Дух Святой сходит именно в образе голубя — это символ чистоты и невинности, незлобия и кротости. Голубица Ноева была прообразом Духа Божия, сошедшего на Христа в виде голубя: как она возвестила Ною о прекращении потопа, так и Дух Святой возвестил разрешение грехов.

И тут интересно задуматься еще вот над чем: если Дух Божий итак обитал на Иисусе с самого момента зачатия, то для чего Дух Святой сходит на Господа видимым образом? И тут есть несколько объяснений:

  • Чтобы исполнилось предсказание, данное Иоанну: «на Кого увидишь Духа уходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»;
  • Чтобы в Иисусе люди познали Сына Божия и Спасителя мира;
  • Чтобы в начале Нового Завета тайна Пресвятой Троицы, до этого сокровенная, явственно открылась видению и слуху человеческому.

Бог Отец своим возгласом торжественно объявил, что Сей крещаемый Иисус есть воистину Мессия. И Дух Святой своим нашествием, как бы перстом, указал, к кому относится этот возглас.

Но почему же тогда иудеи не уверовали в Иисуса Христа? Только по своему жестокосердию и злости: когда душа находится в бесчувственности, развращении и зависти, тогда её невозможно убедить никаким чудом…

Итак, крещение явилось началом вступления Иисуса в служение спасению рода человеческого, а Иоанн Предтеча с этого момента проповедовал уже не о грядущем, а о пришедшем Мессии.

Искренне поздравляю всех с наступающим праздником Крещения Господня!!!

 

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 8 месяцев

Оксана Кавальская

0
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 01-01-2018

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .