Книга Деяний апостольских, входящая в состав Нового Завета, является продолжением, сиквелом Евангелия и описывает жизнь молодой христианской Церкви. В ней рассказывается о рождении Церкви в день Пятидесятницы, об успехах и неудачах апостольской проповеди, о великих чудесах, о том, как слово же Божие росло и распространялось (Деян. 12:24). Окончание этой книги необычно, его просто нет! Книга неожиданно обрывается на том, как апостол Павел проповедует, находясь под арестом в Риме. И можно думать, что такое завершение неслучайно, потому что новозаветные события не окончились библейским повествованием, не остались в далеком прошлом. Вся дальнейшая история Церкви есть продолжение этих и многих других событий.
Для нас, как православных христиан, особенно ценно и принципиально важно принадлежать к исторической Церкви, к Церкви апостолов. Для нас радостно осознавать, что каждый из нас продолжает творить ее историю и является членом единого организма. Совершая богослужение, участвуя в Евхаристии, проповедуя слово Божие мы продолжаем то же служение, ту же историю, что и описана в Новом Завете. Несмотря на то, что мы живем в XXI веке и евангельские события, эпоха Вселенских соборов и золотой век святых отцов были так давно, это нисколько не мешает нам ощущать свою причастность всему этому, так как мы принадлежим тому же Телу Христову, что и они. Христиане всех времен совершают ту же вневременную Евхаристию и празднуют ту же самую Пасху Христову. Это единство и неподвластность времени мы особенно ощущаем в дни великих праздников. Как писал сщмч. Сергий (Мечев), наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях. И не только мы принимаем участие в них, но богослужение имеет величайшее значение и для всего мира, для всей Вселенной.. сколь дерзновенна Церковь; она не говорит: «Давайте вспомним, как это было — как родился Христос, как был крещен, как преобразился, распят, предан и погребен был Господь».. Церковь говорит иное: «Днесь благоволения Божия предображение…», «Днесь Дева вводится во храм».. Днесь, а не когда-то тогда, нет, в это время, в эту минуту, когда совершается богослужение. Это дерзновение Церковь имеет потому, что в самой себе она есть не временная, а вечная, она вне мира, выше его, она премирна. Поэтому находясь в храме, произнося те же самые молитвы, что и пятьсот лет назад, радостно осознаешь, что все это не ушло в далекое прошлое, никуда не исчезло, что Церковь сегодня, как и во все времена, продолжает то же дело и ты имеешь счастье, принадлежа к ней, писать новые главы ее истории дальше. Каждое богослужение, пусть даже в самом глухом сельском храме, оживляет все эти события, и вот, ты уже стоишь на Фаворе, на Голгофе, у дверей Гроба Господня, созерцая вместе со святыми Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным, Иосифом Песнописцем и сонмом других великих мужей, великие и страшные явления домостроительства нашего спасения.
Сегодня, идут разговоры о реформах богослужения, о том, чтобы церковные обычаи и службы, соответствовали реалиям современного мира, а не были экзотичной средневековой диковинкой. Кому-то хочется, чтоб священники носили пиджаки и в храмовое пространство активно внедрялись современные технологии. Не оспаривая необходимости некоторых важных изменений в церковной жизни, я все же не сторонник реформ такого рода. Для кого-то наше богослужение и облачения просто древний анахронизм, а для меня это связь с эпохой Златоуста, свт. Григория Богослова, связь с Древней Церковью. Находясь среди всего этого, я переношусь в те далекие времена, когда христиане совершали молитвы при свете свечей, тихом размеренном пении или напротив, в великолепии византийского богослужения. Если все это убрать и поменять, то я думаю, что эта атмосфера безвозвратно утратится.
Принадлежа к исторической Святой, Соборной, Апостольской Православной Церкви, мы уже находимся в этой реальности, мы сами, каждый из нас, персонаж книги Деяний апостольских.
Для того, чтобы ощутить эту связь времен, а главное, причастность к вечности, нам с вами не требуется создавать исторических реконструкций или просто читать книги, с сожалением вздыхая о том, как все давно это было. Принадлежа к исторической Святой, Соборной, Апостольской Православной Церкви, мы уже находимся в этой реальности, мы сами, каждый из нас, персонаж книги Деяний апостольских. Благодаря мистической связи в едином церковном Теле, мы можем вместе с апостолом Павлом сказать, что приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу (Евр.12:22-24).