Условия отделения от епископа прежде соборного осуждения

25 января, 2021 Православие Комментарии : 0
Читали : 209

Совсем недавно движение так называемых «непоминающих» — священников и мирян, отказавшихся от общения с законной иерархией Русской Православной Церкви Московского Патриархата, — получило неожиданный «подарок»: схиигумен (тогда еще) Сергий (Романов) прекратил поминовение своего правящего архиерея и патриарха. Немало людей, как облеченных священным саном, так и не имеющих его, так или иначе сочувствуют бывшему схиигумену, и это заставляет нас ожидать нового всплеска раскольничьих настроений среди чад нашей Церкви.

В связи с этим мы бы хотели представить вниманию наших читателей небольшую обзорную заметку, в которой будет рассмотрено учение Православной Церкви об условиях законного отделения от епископа прежде его соборного осуждения. Возможно, она будет полезна и тем, кто сам испытывает искушения уйти от общения с иерархией Московского Патриархата, и тем, кто намеревается вести полемику с «непоминающими».

Для начала хотелось бы указать, что возможность отделиться от епископа до его канонического осуждения по православному учению принципиально существует. Действительно есть обстоятельства, дающие право отделиться и прекратить повиновение правящему архиерею и его поминовение за богослужением. Условия для такого отделения регламентирует 15 правило Двукратного Константинопольского Собора:

«…Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения с своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии.

Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранить церковь от расколов и разделений» [1].

Рассмотрим это правило внимательнее.

Единственное условие — осужденная ересь

15 правило Двукратного Собора называет единственное основание для отделения от иерарха по учению Православной Церкви:

«Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным».

Итак, прекращать поминовение патриарха или епископа допустимо только в том случае, если он:

а. «Проповедует ересь» — то есть не вообще что-либо неприятное или дурное, а именно ложное учение о вере, противное Православию. Например, если епископ с амвона будет неверно рассуждать об общественных и нравственных проблемах, это не может служить основанием для отделения от него, хотя с такими его взглядами допустимо не соглашаться и спорить (в пределах подобающего почтения и субординации).

b. «Осужденную Соборами или отцами» — то есть это учение должно быть прямо и ясно осуждено; наша личная убежденность в его неверности здесь недостаточна. Недавний пример: вопрос о возможности заразиться коронавирусом в храме. Многие называли ересью предположение, что вирус может передаваться через иконы, крест и евхаристическую лжицу. Однако никаким Собором это мнение не было осуждено, не существует и согласия отцов, осуждающих эту идею, так что она не может считаться осужденной ересью. Можно считать мысль, что через евхаристическую лжицу возможно заражение, неверной, но до соборного осуждения она не дает права на применение 15 Правила Двукратного Собора.

с. «Открыто» — то есть эта ересь должна быть однозначно выражена. Двусмысленные или неоднозначные выражения, которые можно понять в еретическом ключе, также не дают права на отделение. Так, например, большинство речей на экуменических собраниях обыкновенно звучит несколько двусмысленно, однако не содержит в себе прямого исповедания ложных учений.

d. «В Церкви» — то есть осужденное ложное учение должно быть не только однозначно выражено, но и проповедано публично. Если епископ тайно держит в келье портрет папы Римского и верит в его, папы, безошибочность, это не дает никому права, узнав об этом, прекратить поминать его.

Все остальные случаи: когда проповедуется сомнительное учение, которое нам представляется ересью, но не осуждено отцами и Соборами; когда в проповеди допускаются двусмысленности; когда иерарх действительно исповедует ересь, но тайно, и т. п. — оснований для отделения не дают. Тот, кто прекратил поминовение патриарха без открытой и однозначной проповеди им уже осужденной ереси, является раскольником.

Опасность раскола

Согласно 15 правилу, также и те люди, которые «прежде соборного рассмотрения» «под предлогом некоторых обвинений отступают от своих предстоятелей», тем самым «творят расколы».

Соответственно, никакие нравственные поступки епископа или патриарха, будь то даже содомия или тайные занятия контрабандой, не лишают его ни священства (только донатисты учили о том, что Таинства грешных священников недействительны), ни канонической власти. Тот, кто отделяется от своего иерарха, движимый возмущением против его безнравственности (действительной или мнимой), оказывается раскольником.

То же самое верно и в отношении нарушений церковных канонов. Канонически установлены запреты на совместную молитву с еретиками (т. е. с неправославными) и вообще всеми, кто отделился от церковного общения; каноны запрещают клирикам «принимать на себя мирские попечения» — заниматься политической деятельностью или воевать. Тем не менее, если архиерей, не дай Бог, совершает молитву с римо-католиком или даже со «свидетелем Иеговы», заседает в Государственной Думе или командует танковой бригадой, все это не дает права отделяться от него. Канонические правила не действуют автоматически; они дают основания для соборного суда и низложения, но «прежде соборного рассмотрения» сами собой не лишают епископа его сана. «Автоматическое» действие имеют только вероучительные анафематизмы — потому проповедь уже осужденной ереси и дает право отелиться от проповедующего ее иерарха.

Таким образом и тот, кто под предлогом ревности о канонах (как правило, более всего смущения вызывают нарушения правил о молитве с еретиками) отделяется от своего епископа, сам оказывается нарушителем канонов — более того, раскольником.

Заключение

Если кто-то испытывает сомнения и смущение от тех или иных высказываний иерархов нашей Церкви и ощущает соблазн выйти из общения с ней, он должен, согласно православному учению, произвести следующие действия:

а. Проверить, касаются ли смущающие его слова вопросов вероучения.
b. Если да, то ему надлежит выяснить, осуждено ли выраженное в них учение Соборами или согласием отцов и привести прямой текст такового осуждения.
с. Если осуждение и вправду есть, нужно убедиться, что иерарх действительно однозначно проповедует именно это заблуждение, и его слова не допускают православного понимания.
d. Наконец, нужно, чтобы смутительные высказывания были записаны и зафиксированы в церковном собрании.

Иными словами, епископ должен выйти на амвон и открыто провозгласить, что он верит в исхождение Святого Духа от Сына и в то, что Сын является причиной бытия Духа Святого, и тогда, на основании определений Соборов и отцов, осудивших Filioque, от него можно будет отделиться.

Ничего подобного сейчас в Русской Православной Церкви, несмотря на многие язвы и недостатки современной церковной жизни, не происходит, и потому ревностный о вере христианин не имеет права прекращать поминовение иерархии. Прекращающий поминовение сейчас является раскольником.

«Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего» [2].

__________________________

[1] Двукратный Константинопольский Собор, прав. 15 // Никодим (Милаш), сщисп. Правила Православной Церкви с толкованиями. М., 2001. Т. 2: Правила Поместных Соборов. С. 307-308

[2] Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к филадельфийцам, 3 // Петр Преображенский, прот. Памятники древней христианской письменности. М., 1860. Т. 2: Писания мужей Апостольских. С. 411

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 3 года

Пётр Пашков

Пётр Пашков 0
Комментарии: 0Публикации: 35Регистрация: 28-02-2018

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .