Старец Каллиник Исихаст и его труды против имяславия

19 мая, 2023 Православие Комментарии : 0
Читали : 261

Иногда спор сторонников и противников имяславского учения представляют как спор «академиков» с «молитвенниками», рационалистов — с исихастами. Это представление совершенно неверно; сегодня мы бы хотели обратить внимание участников сообщества на фигуру старца Каллиника Исихаста, почитателя свт. Григория Паламы, созерцателя Фаворского Света, делателя Иисусовой молитвы, друга русского иночества и непримиримого противника «имяславия».

I. Некоторые детали биографии и духовного облика старца Каллиника

a. Архим. Херувим Святогорец, жизнеописание старца Каллиника Исихаста: «По своему значению писания Отцов-исихастов стояли для него на втором месте после Евангелия. Исихий Пресвитер, Исаак Сирин, Григорий Палама и все, кто жил в состоянии, в духе священного молчания, были близки ему. Он подражал их житию, он стремился мыслить их мыслями. Живя в таких же условиях, как и они, пользовался их духовными плодами. Умный и прилежный в учении, развивающий талант, данный Богом, он поставил перед собой задачу овладеть русским языком. И овладел настолько хорошо, что мог и говорить, и писать на нем. Как мы увидим далее, это пригодилось ему в жизни. Великой его любовью было “Добротолюбие”. Он вновь и вновь перечитывал страницы этой книги, соединяясь с родственным духом тех, кто прежде избрал жизнь бдения и созерцания, и духовная радость переполняла его» [1]. «Исихасту, ведущему праведную жизнь, погруженному в возвышеннейший труд умной молитвы, пребывающему в духе, словно ангел бесплотный, у Престола Божия, Сам Бог является неизреченно в потоке небесного Фаворского света. Этот нетварный свет доводилось видеть лишь очень немногим… Старец Каллиник также неоднократно удостаивался видеть его и возрадоваться. Многие, видевшие Старца в Божественном свете, испытали благоговейный страх при виде его сияющего лица» [2]. «В той критической ситуации потребовался кто-то, кто мог бы распознать и обличить новое соблазнительное учение. Таким человеком и стал старец Каллиник. В своем слове, которое дошло до Вселенского Патриарха и Святейшего Синода в России, он неопровержимо показал несостоятельность взглядов имеславцев, которые, по его меткому замечанию, “скуфью почитают, а голову забыли”. Читавшие слово его соглашались с ним. Русский Царь послал ему благодарность и награды (эти награды до сих пор хранятся в каливе преп. Герасима). Говорят даже, что Государь Николай Александрович сделал следующее замечание Синоду Русской Церкви: “Целый Синод не распознал ереси. Потребовался простой монах со Святой Горы, чтобы просветить вас”» [3]. «После славной победы над ересью старец Каллиник был признан повсеместно столпом исихазма и умной молитвы. Имевшие затруднения обращались к его мудрости. Желающие заниматься умной молитвой искали его благословения» [4]. b. Архим. Гавриил Дионисиатский, «Лавсаик Святой Горы»: «Когда в 1913 году среди русских и румынских насельников Святой Горы возникла ересь “имябожия”, он первый поспешил в Священный Кинот, чтобы обличить несостоятельность и неправославие этого учения, о котором метко сказал: “Отбросив голову, поклоняются скуфье!”» [5].

II. Творение старца Каллиника, «Послание почтенного старца-грека к русскому духовнику-иеросхимонаху, на Афоне же»:

«Ваше Высокопреподобие! Так как подвизающийся на Кавказе схимонах Иларион написал в составленной им книге “на горах Кавказа”, что имя “Бог” и имя “Иисус” есть существо Божие, сего ради, скорбя и сожалея о нем и последователях его, о погибели их, по братской любви и беспристрастно пишем следующее: несомненно веруем и исповедуем, как научают нас богоносные отцы, Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Как человек — именуется Иисус. Хотя имя “Иисус” есть имя паче всякого имени, есть имя Божественное, однако не есть сущность и естество Божие, как о. Иларион написал в книге своей. Об этом имени толковали и исследовали мужи достойные, великие и всякой мудрости исполненные — отцы Боговдохновенные, однако никакого такого понятия не вывели. Невежественные же и неутвержденные, как говорит апостол Петр, извращают, как и прочия писания, к собственной погибели. Да внимают усердно и бесстрастно мудрым отеческим писаниям и уверуют совершенно, что имя “Иисус” есть имя Божественное, а не Божество, как учитель их, заблуждаясь, пишет в своей книге. Да отстанут от такового учения, которым повредили многих. Да не пребывают упорными, держась своего ложного мнения, после такого ясного и точного учения Божественных отцов. Да не начинают рассеивать среди православного общества учений, противных духу писаний и да не раздирают Церкви. Довольно нечестия и безбожия, невежества в вере и легкомыслия таковых мнимых мудрецов и других. Довольно сего для разделения Христовой Церкви. Зачем и сии простирают таковым руку помощи? Вместо тесного единения и совокупления для противодействия заблуждению, явно собираются для разделения и разлучения от Церкви. И сие для чего? Чтобы учить заповедям и учениям человеческим, которым никогда не учили и не помышляли отцы наши. Неразумные упорно держатся мнения, что имя “Иисус” есть Божество Его. Это ужасная хула! Разумное и христианское дело — веровать Божественному учению отцов. Да отвергнут то и да приимут с объятиями это непорочное и непогрешительное церковное учение. Да не считают стыдом сознаться, что они ошиблись; напротив, такое сознание есть похвальное дело христианской мудрости и совершенной добродетели. Отвращение и презрение к заблуждению учителя своего не есть укоризненное и безрассудное дело; напротив, это показывает разум правомудрствующего и держащегося истины. В истине согласного учения святых отцов не должен кто-либо сомневаться, чтобы отвергнуть то или другое ложное учение, хотя бы и любимейшего. Да не думают, что человек, упорно держащийся своего мнения, не заблуждается. Ошибались мужи мудрейшие и горячие, прежние ревнители Церкви: оригенисты, аполлинаристы, татианисты, тертуллианисты. Так случается тогда, когда человек на себя только надеется, предпринимает дело выше его разума, больше сил его. Если так он поступает, то непременно заблуждается. Нисколько не удивительно, если учитель их, поступая по своему желанию с толковыми Божественными писаниями, заблудился. Странно и достойно сожаления, что и другие последуют заблудившемуся… Ужасно и срамно предпочитать мудрым учителям учение одного или двух заблуждающихся. О если бы отвергли они ложные мнения и последовали незаблудно и безгрешно со всеми следующими за отцами и учителями Единому незаблудному Наставнику и Учителю, рекшему: “Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни” (Ин. 8:12). Не желаю утруждать Вас более многоглаголанием. Остаюсь, прося молитв, ваш смиренный послушник, грешный схимонах Каллиник. Святая Гора Афон, Катунаки. 10 июля 1912 года» [6]. _____________________________ [1] Χερουβείμ (Καράμπελας), ἀρχιμ. Καλλίνικος ὁ ῾Ησυχαστής. ᾿Ωρωπός, 2006. Σ. 28 [2] Ibid. Σ. 51-52 [3] Ibid. Σ. 56 [4] Ibid. Σ. 57 [5] Γαβριήλ Διονυσιάτης, ἀρχιμ. Λαυσαϊκὸν Ἁγίου Ὄρους. Βόλος, 1953. Σ. 32 [6] Святое Православие и именобожническая ересь. Х., 1916. С. 24-26

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 6 лет

Пётр Пашков

Пётр Пашков 0
Комментарии: 0Публикации: 51Регистрация: 28-02-2018

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .