Приближается светлый Праздник Рождества Христова, день, когда Слово, второе Лицо Святой Троицы стало плотию и обитало среди нас (Ин.1:14), Бог стал человеком, чтобы, восприняв тленную и страстную природу Своего творения, ставшей таковой после греха Адама, Он стал Новым Адамом и, пострадав за каждого из нас на кресте, указал единственно верный путь ко спасению, крестный путь, пройдя по которому каждый может стать богом.
Несмотря на такое начало, данная заметка не о смысле боговоплощения и Жертвы Христовой – чтобы хоть как-то осветить эту тему, надо обладать богословским образованием. То, о чём сейчас будет идти речь, намного проще и почти не касается богословия, но имеет самое прямое отношение к Рождеству как историческому событию.
Как известно, о рождении и первых днях земной жизни Мессии свидетельствуют сразу два евангелиста: Матфей (Мф.2:1-15) и Лука (Лк.2:1-38). Их рассказы на первый взгляд сильно разнятся и даже противоречат друг другу, но за кажущимися противоречиями скрываются кусочки мозаики, правильно сложив которые, можно воссоздать хронологию первых дней земной жизни Спасителя. Итак, Лука сообщает нам, что когда вышло от кесаря Августа (императора Римской Империи, правившего с 29г. до н.э. по 14г.н.э.) повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (т.е. ок.7-6гг. до н.э.). Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна (Лк.2:1-5). Не будем подробно останавливаться на точной дате рождения Спасителя и факте историчности квириниевой переписи: его более века назад доказали русские библеисты – проф. Н.Н. Глубовский (О Квириниевой переписи по связи ее с Рождеством Христовым — 1913) и прот. П.И. Алфеев (О переписи Квириния). Именно в Вифлееме Мария и родила Первенца (см.: Лк.2:6-7,11; Мф.2:1), исполнив пророчество пророка Михея, который говорит: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).
Почему апостол Матфей не говорит о переписи Квириния? Может быть, просто не знал, что такая имела места быть, но, скорее всего, евангелист не счёл нужным упоминать данное событие, которое к моменту написания евангелия (ок.41-55г.н.э.) помнили все те, кто был адресатом его благовестия, то есть жители Иудеи. Он не упоминает и о таком само собой разумеющихся событиях в жизни каждого правоверного иудея, как обрезание (см.: Быт.17:12) и посвящение Богу первенца мужского пола (см.: Лев.12:2-6), как это делает писавший для язычников Лука (см.: Лк.2:21-23) только потому, что хотел подчеркнуть нечто другое в рождении Мессии.
Логично выглядит мысль, что святой евангелист Лука с 7-го по 38-й стих второй главы своего евангелия рассказывает обо всех событиях, которые произошли в первые сорок дней после рождения Спасителя: именно столько времени по Закону Моисееву (см.: Лев.12:2-6) должно пройти, чтобы Богородица могла принести жертву за Своего Первенца, что и описано в Лк.2:22-38. Следовательно, Святое Семейство должно было пробыть в Иерусалиме по меньшей мере 34 дня, так как предположить, что оно без особой на то нужды возвращались в Вифлеем, а потом опять шло в Иерусалим, достаточно трудно. Получается, что святой Матфей лгал, описывая появление на небе звезды, которая привела волхвов, принесших Царю царей золото, ладан и смирну (см.: Мф.2:9-11)? Конечно, нет! Боговдухновенный писатель не лжёт! Если прочесть Мф.2:1-12 внимательно, можно заметить, что Матфей ничего не говорит о том, сколько дней исполнилось Младенцу, когда к Нему пришли волхвы, не говорит, что Он только что родился, не говорит, что то место, где они Его нашли, был тот самый вертеп, в котором Он родился. Но в то же время в Мф.2:1 евангелист достаточно ясно свидетельствует, что волхвы пришли в Иерусалим уже после рождения Спасителя, и, если считать, что звезда указывала не просто страну или город, где Он родился, но и какое-то время следовала за Ним, то тот факт, что волхвы сначала пришли не в Вифлеем, представляется вполне правдоподобным.
Зачем же святое Семейство возвратилось в Вифлеем вместо того, чтобы сразу отправиться в родной Назарет? Может, кто-то из тех, с кем они познакомились в Вифлееме, захотел ещё раз увидеть Богородицу и Младенца или они сами к кому-то по-человечески привязались – этого мы не знаем, можем только гадать.
Итак, нам осталось разрешить последнее разногласие у евангелистов: почему по Луке святое Семейство не скрывалось от Ирода в Египте, как об этом повествует Матфей (см.: Мф.2:14-20)? Думается, в подробном ответе на этот вопрос нет особой нужды, так как выше мы уже говорили о разных адресатах и датах написания этих двух евангелий. Лука, писавший своё благовестие позже других синоптиков (60-75г.н.э.), сознательно умолчал о том, что возможно уже было известно Феофилу, для которого он описал всё по порядку (см.: Лк.1:1-4), чтобы не повторяться.
Таким образом, можно убедиться, что вопреки лженаучным доводам врагов веры, евангелия нигде не противоречат, а дополняют друг друга, удостоверяя тем самым свою истинность и то, что они написаны под влиянием Святого Духа и во имя Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков!