Ряд святых отцов прямо говорит, что некоторые праведники Ветхого Завета достигли обожения, были преисполнены благодати и были уже тогда «богами по благодати». Вопрос интересен в контексте в т.ч. и того, что, значит, и до Крещения были инструменты прощения первородного греха и возможность стяжать освящающую благодать и обожиться.
Всё это вновь актуализирует тему того, зачем нужно было очищение Девы в Благовещении / Вхождении во Храм каким-то таким образом, если, судя по ряду отцов, евреям уже было подано прощение грехов (в т.ч. первородного) при вхождении в Завет? Значит, Дева должна была как-то быть предочищена до вхождения в Завет (которое осуществлялось на 8 день после рождения)?
- Свт. Софроний Иерусалимский:
«И хотя прежде Тебя бывали святые, однако никто из них не был до такой степени исполнен благодати, как — Ты; никто не был настолько полон божества, как — Ты; никто не был так украшен святостью, как — Ты; никто не был так возвеличен, как — Ты, никто не был так предочищен, как — Ты; никто не был так осиян светом, как — Ты; никто не был так озарён, как — Ты; никто так не возвысился, как — Ты. Потому что никто так не приблизился к Богу, как — Ты; и никто так не обогатился Божиими дарами, как — Ты; никто не получил столько благодати от Бога, как — Ты»[1].
Комментарий Дениса Нартовича (далее — Д. Н.): Отец говорит, что хотя Дева была самая-самая, но до нее тоже были святые. Т. е. святость — это обожение, это стяжание освящающей благодати. Святые — это друзья Богу, а значит, свободные от первородного греха. Святость и первородный грех противоположны друг другу.
- Прп. Максим Исповедник:
«Мелхиседек … удостоился стать превыше времени и естества и уподобиться Сыну Божию, быв по благодати, насколько это возможно, таковым, каковым Податель благодати веруется быти по существу. Единственным же таковым его представляет Писание, вероятно, как первого ставшего по добродетели превыше материи и вида.., никак не преткнувшегося на совершаемом мыслью божественном пути… В каковом смысле и сей великий Мелхиседек по усвоенной им божественной добродетели удостоился быть образом Христа Бога и неизреченных Его таинств, к Которому и все святые совозводятся как к Архетипу и Причине явления [всякого] блага в каждом из них, и тем более сей, как больше всех прочих носящий в себе проначертаний Христовых»[2].
Комментарий Д. Н.: Божественный Максим в тексте говорит про то, что Мелхиседек достиг таких высот, что был уже не причастен как бы нитям, связующим его с миром, поэтому именовался без отца и матери. Эту же мысль продолжает Палама.
- Свт. Григорий Палама:
«И это настолько очевидно, что и то, что совершено ею, т. е. каждое из существ, получивших божественную благодать и обоженных, именуется безначальным, вечным, бесконечным, и, что то же, соответственно ей, нетварным. …и Мелхиседек, не имея ни начала дней своих, ни конца жизни (Быт 14, 18; Евр. 7, 3) [стал безначальным и бесконечным] не по своей тварной природе, по которой он начал и окончил бытие, а по благодати божественной и нетварной, всегда превышающей всякую природу и время, благодати, идущей от вечно сущего Бога.
…а когда он стал жить не этой жизнью, а той, которая приходит со вселением Божиим, то он стал нетварным по благодати, как и Мелхиседек и всякий, кто стяжал, чтобы в нём жило и действовало только Божие Слово»[3].
Комментарий Д. Н.: Говоря про Павла, Палама раз за разом отсылает нас к Мелхиседеку. Сравнивая их обоих и говоря о том, что Мелхиседек обожился.
4. Свт. Иоанн Златоуст о Енохе:
«Енох… после преступления первозданнаго нашёлся человек, который взошёл на самую высоту добродетели и своим благоугождением Богу вознаградил за грех прародителя… Он нашёл человека, который мог вознаградить за грех Адама.
Поэтому Он хочет неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесённый Адаму. Но не делает этого явно, дабы страх служил вразумлением…. Что Бог переселил Еноха, переселил живым и не вкусившим смерти, так что за своё благоугождение (Богу) он стал выше произнесеннаго над родом человеческим приговора.
…не лишил его того достоинства, которое даровал первому человеку до преступления заповеди…»[4]
Комментарий Д. Н.: Святитель учит о том, что Енох достиг высот добра, так, что Бог нашел в нем того, кому воздал то, что предназначалось Адаму, вознеся Еноха, ко всему прочему, от земли, показывая того достоинство и святость.
- Прп. Иоанн Дамаскин:
«Третье [Крещение] было законное, ибо всякий нечистый омывался водою и мыл одежды и тогда лишь входил в стан (Лев. 16:26)»[5].
Комментарий Д. Н.: Вхождение во стан было возможно только чистым, во всех смыслах слова. Дамаскин называет это действо – крещением по закону. Показывая не просто какое-то действо, но именно крещение от нечистоты. Тут есть параллель с Августином и Иустином Философом, которые учили о таинстве обрезания, вхождения в Завет, что прощало грехи, в т.ч. первородный грех народа.
- Прп. Максим Исповедник:
«Возможно, это и осуществил великий Авраам, и самого себя восстановив в логосе естества, и этот логос восстановив в самом себе, а поэтому возвращенный Богу и сам получивший обратно Бога»[6].
Комментарий Д. Н.: Авраам вошел в Завет и обрел святость. Потому что один из ее аспектов – восстановление целостности человека.
- Свт. Кирилл Александрийский:
«От Сифа произошёл божественный Енос… Так и Енос упова быть названным от других по имени Господа Бога своего, то есть богом. Поелику он заслуживал удивление, отличаясь славою святости, то и наименовали его богом некоторые из наиболее благорасположенных, желавшие увенчать его высшею почестью.
…Очень великую стяжал славу произшедший от Сифа, то есть Енос: ибо именуется даже и богом. Такою же славою обогатились и мы, с верой прибегающие ко Христу и твёрдо держащиеся упования на Него»[7].
Комментарий Д. Н.: Енох был богом по благодати. Без обожения, освящающей благодати и очищения от первородного греха это было бы невозможным.
- Прп. Ефрем Сирин:
«“Угоди Енох Богу, и не обреташеся”. Иные толкуют, что Енох в виду Адама преселён в рай»[8].
Слова святого аналогичны тому, что свт. Иоанн Златоуст говорит о пророке Илии:
«…Что же тогда Бог? Видя Илию не проникающимся человеколюбием к наказуемым, Он удаляет пророка от сожительства с грешниками. Я, говорит, о, Илия, знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую и грешников, как скоро они наказываются сверх меры. Ты строгий судья благочестия, а род людской постоянно грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом. Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я переселюсь на землю. Если ты и на дальнейшее время останешься с грешниками, то весь род человеческий истребится, постоянно подвергаясь от тебя наказаниям. Что же? Иди хотя на небеса, о, Илия! Не может огонь обитать вместе с тростником. Я дам тебе в сожители безгрешных, Я поселю тебя с ликами ангелов. Переселяйся на небеса, а Я поселюсь с грешниками, Я могу носить на плечах Своих заблудшую овцу и всех грешников, призывая: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, Я не наказывать вас буду, но Я успокою вас (Мф 11:28). Ему слава во веки веков. Аминь»[9].
- Свт. Августин Блаженный:
«68. Истинный же посредник, Которого в таинственном милосердии Твоем явил Ты людям, послав к ним, чтобы на Его примере научились они настоящему смирению, «Посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус» встал между смертными грешниками и Бессмертным и Праведным — смертный, как люди, праведный, как Бог. А так как награда праведности — жизнь и мир, то праведностью, соединявшейся с Богом, он изгнал смерть для оправдания грешников, пожелав приобщиться к ней вместе с ними. Он явлен был древним святым, дабы они спаслись верой в будущие страдания Его, как спасены мы верой в бывшие. Как человек, Он посредник, а как Слово, Он не стоит посередине, ибо Он равен Богу, Он Бог у Бога и единый Бог вместе с Богом»[10].
Заключение
Резюмируя эту малую подборку мнений святых о святости и обожении до Христа во времена ВЗ, мы видим, что святые говорили об этом как о вполне возможном. Допуская и то, что те или иные праведники, что по линии Авраама, что вне ее, достигали обожения, дружбы с Богом, становясь участниками Его славы. Но это было бы невозможным никак, если бы пред этим эти святые не были бы очищены от грехов, и от первородного греха в частности. Потому что ПГ – это вражда с Богом, то, что требует наказания и проклятия. Поэтому логично сделать вывод, что эти святые имели некие инструменты таинств для прощения греха и очищения от него, чтоб после того мочь стяжать освящающую благодать и стать святыми и обожиться в Боге.
Это интересно как в контексте того, что и Дева, войдя в Завет, была уже бы очищена от ПГ и не нуждалась бы отдельно в очищении в момент Благовещения или Вхождения во Храм, а, значит, Она должна была быть предочищена ранее 8 дня с Ее рождения, когда по Закону младенец входил в Завет, так и в контексте того, что и до Христа не был закрыт путь к святости, но закрыт именно рай, как таковой. Но всегда с Адама были инструменты примирения с Богом и стяжания освящающей благодати, что в общем-то тоже ставит точку в вопросе того, кого же из Ада вывел Христос, так как и до Него человек имел возможность спастись и стать другом Богу, поэтому нельзя сказать, что все умершие до Христа одинаково были достойны выведения их из Ада, потому что и те люди делали свой свободный выбор, выбирая грех или Бога.
[1] Софроний Иерусалимский, свт. Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы // Проповеди святителя Софрония, Патриарха Иерусалимскаго / Пер. и комм. архим. Амвросий (Погодин). Джорданвилль, 1988. С. 19-66.
[2] Максим Исповедник, прп. О недоумениях к Иоанну, XXV (V, 21) // О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. М., 2006. C. 118-122
[3] Григорий Палама, свт. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина // Православная мысль. 1955. № 10. С. 114-126.
[4] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия, XXI // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1898. Т. 4. Кн. 1. С. 194-195
[5] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры, IV 9 (82) // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М., 2002. С. 294
[6] Максим Исповедник, прп. Послание Иоанну Кубикуларию о любви // Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004. С. 149
[7] Кирилл Александрийский, свт. Γλαφυρά или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия, I 4 // Творения святого Кирилла Александрийского. М., 1886. Т. 4. С. 42-43
[8] Ефрем Сирин, прп. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия // Восточные отцы IV века: антология. Долгопрудный, 1999. Т. 3. С. 315
[9] Иоанн Златоуст, свт. Слово о пророке Илии // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1900. Т. 6. Кн. 2. С. 948
[10] Августин Блаженный, свт. Исповедь, X 43. М., 2019. C. 214