О возмущениях вокруг почитания святителя Патрика Ирландского

Март 14, 2017 Православие Комментарии : 0
Читали : 343

  На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви на православных и католиков. Такое событие могло бы только вызвать радость и благодарение Богу. Но для определенной части православных «правых» это стало очередным поводом для недовольства и обвинений в адрес нашего священноначалия. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных с восторгом или напротив, возмущением, сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому (+ после 460 г.), которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что, якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ, своим решением просто признала католическую канонизацию. Я удивился, что они еще не придрались к прп. Прокопию Сазавскому, которому повезло преставиться за год до роковой даты 1054 г.

  Тенденция к противлению всему западному не нова и по своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы. По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости.

  Пишут что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Но это просто чушь.

1). В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памятиПоэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил свт. Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. В Западной Церкви почитание святых было более формализованно чем на Востоке, первоначально и здесь право “помещения св. мощей в алтарь для почитания” принадлежит епископату, хотя почитание отдельных подвижников продолжает развиваться стихийно вне жесткого контроля церковной власти; Карл Великий находит нужным постановить в своих капитуляриях, чтобы чествованию святого предшествовало его признание хотя бы местным архиереем. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация св. Ульриха Аугсбургского в 993 г.  Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

С этим разобрались. Так когда же Православная Церковь в таком случае начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

2). Почитание Патрика возникло в VI в. Дата его смерти впервые упомянута в Житии св. Гертруды (VII в.), а сведения о праздновании дня памяти святого относятся к IX в. Мощи Патрика были обретены в Перонне (Пикардия) в сер. VII в. Почитание вскоре распространилось во Франции, Италии и Германии. Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых — собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году. Так о каком XVII веке вы говорите!? Следовательно, включение свт. Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью. Свт. Иоанн Шанхайский (+1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых писал об этом так: «Как ни обширны были в России сведения о святых, просиявших вне ее, когда совершили великий исход русские из своего Отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам. Даже в ближайших по месту, духу и крови странах оказались неведомыми в России святые, имевшие с нею непосредственную связь своими трудами и жизнью. Таковы ученики святых первоучителей славян Кирилла и Мефодия – чудотворец Наум, святитель Климент и другие, помогавшие своими наставлениями в переводе богослужебных книг на славянский язык.. В более сложном положении оказалось дело на Западе. Христианство здесь было проповедано в первых веках, во многих местах самими апостолами. В течение многих веков православие стояло твердо, и сюда даже устремлялись исповедники восточные искать опоры во время ереси (свв. Афанасий, Максим). Здесь просияли многие мученики и подвижники, укрепляя Церковь. Но в то же время отход и отпадение Запада от единой Вселенской Церкви затмили здесь истину и смешали ее с обольщением. Потребовалось установить, кто из почитаемых здесь за столпы и святителей веры действительно являются таковыми. Нельзя было это предоставить частным исследователям, то лежало на обязанности епархии, и она должна была то делать. Постановления совещаний Русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада и является святым, почитаемым Православною Церковью. Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями.. Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости«. Как вы уже поняли, для свт. Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Кстати, древнейшее житие св. Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех кто вообще прям сомневается, что его почитали в древности.

3). Многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по видимому только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе. Что, он тоже еретик-католик?

4). И главный сюрприз! Кто так яростно выступает против введения «католических» праздников, наверняка отмечает каждую весну один средневековый католический праздник и ходит в храм не колеблясь. Да, я говорю о всеми любимом свт. Николае Чудотворце. Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь.. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Так что будьте уж последовательны и не отмечайте лукаво «латинских введений»!

5). Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том что св. Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви. В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви. Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые здесь и не перечисленны поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны. Ревнители, вы уже опоздали как минимум  на 30 лет, с тех пор как было восстановлено их православное почитание!

6). Кто-то стал писать что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно — богослужением, не думаю что в данном случае будет по другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы, память прп. Алексия, человека Божия (30 марта), более привычна русскому православному.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей, объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со свт. Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива, мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого уже совсем скоро, 30 марта.

 

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 4 недели

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0

Магистр богословия, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Комментарии: 5Публикации: 46Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .