Если задать вопрос человеку, нужно ли творить добро и поступать нравственно, полагаю, что в большинстве случаях мы услышим положительный ответ. Действительно, многие согласятся, что добро это норма, а зло – уклонение от нее. Однако если мы не остановимся на поверхности и начнем выяснять, что для людей хорошо и плохо и как отличить одно от другого, мы услышим весьма разные объяснения. Для одного добром будет то, что созидает общество, ведет к миру и согласию, для другого первостепенным является собственное благополучие и благосостояние своей семьи, третий считает нормальным, когда хорошо группе людей, к которой он принадлежит и плохо их общим врагам, для четвертого важно просто следовать голосу совести. В вопросе о критерии добра и зла мы также не увидим согласия. Для одних моральным судьей будет общество, другие будут указывать на общечеловеческие ценности, а некоторые скажут, что общеобязательной морали вовсе нет и как себя вести в этом мире, каждый определяет сам.
При всем этом многообразии мнений в практической жизни люди поступают так, как будто объективные добро и зло есть, существует эталон поведения, которому обязаны следовать все нормальные представители человеческого общества. Подтверждения этому мы встречаем всякий раз, когда сталкиваемся с обвинениями и похвалой тех или иных людей. Мы ежедневно слышим о негодяях и героях; те, кто поступают бесчестно и несправедливо, заслуживают порицания, а совершающие нравственные поступки и страдающие от несправедливости вызывают одобрение и жалость. Мы сами оцениваем поведение других как хорошее или дурное, люди также судят и о нас. Это происходит естественно, и многие даже не задаются вопросом о критериях оценивания и о том, почему нужно поступать так или иначе. Если всерьез задуматься об этом и попытаться дать ответ на вопрос «что значит быть по-настоящему хорошим человеком», то мы придем к тому, что мерилом нравственности не может быть сам человек, общество, а тем более – безличные законы природы. Природа может влиять на наше настроение и поведение, но не может обязать нас поступать определенным образом, тем более, во время опасности, когда, казалось бы, в самый раз думать о себе, а не о других. Одобрение и порицание обществом тех или иных поступков также не обязывает нас поступать согласно мнению большинства, особенно с учетом того, что нравы общества весьма переменчивы. То, что в одних обществах считается нормой, в других – порицается и преследуется по закону. Сегодня мы можем видеть на примере целого ряда государств, как одни ценности объявляются устаревшими и на их место приходят новые, которые поддерживаются многими представителями общества. Тот факт, что люди считают, что другие должны поступать определенным образом, при невозможности адекватно обосновать это с помощью приведенных выше моделей, которые неизбежно приводят к относительности морали и отсутствию общеобязательных требований следования ей, следует объяснить существованием объективного Законодателя и Судьи, требования Которого известны и признаваемы любым человеком как справедливые и универсальные.
Христианское обоснование объективного критерия нравственности выражено у святого апостола Павла в послании к Римлянам. В качестве одного из сильных аргументов в подтверждение существования общепризнанных норм нравственности священный писатель приводит опыт человеческих взаимоотношений: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же» (Рим. 2:1). Всякий раз, когда человек апеллирует к закону, оценивая и осуждая поступки ближнего, он тем самым признает, что подлежит суду по тем же правилам. Причину того, почему люди, независимо от эпохи, места проживания и уровня развития цивилизации, имеют общие понятия о добре и зле, апостол видит в том, что общий для всех Творец вложил в каждого человека универсальный нравственный закон (свидетельство совести), так что «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15). По мысли апостола Павла, это позволяет говорить о нескольких важных вещах. Во-первых, абсолютно все люди знают закон Божий, независимо от того, читали ли они Священное Писание. Во-вторых, знание закона возлагает ответственность за совершение тех или иных поступков. Наконец, опыт свидетельствует, что нет никого, кто бы отвечал всем требованиям нравственного закона; поэтому «весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19) и людям нужен Спаситель, Который оправдал бы их перед Нелицеприятным Судьей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что существует Тот, Кто установил универсальные нравственные требования, из чего следует ответ на вопрос: что такое хорошо, а что такое плохо. Согласно христианскому учению, добром и злом в подлинном смысле является то, что соответственно согласно и несогласно воле Божией. Это очень точно выразил святитель Иоанн Златоуст, сказав о том, что соответствующее «воле Божией.. хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. <…> Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению». Согласитесь, что такое понимание добра и зла весьма отличается от тех ответов, которые часто можно слышать от людей. В такой картине мира именно Бог, и никто другой, определяет то, что можно считать нравственным и похвальным, а что беззаконным. Это полезно помнить всякий раз, когда мы сталкиваемся с обвинениями критиков христианства относительно действий Бога в истории. Обычно люди предлагают судить Бога (что само по себе нелепо) по каким-либо человеческим законам, как правило, согласно гуманистическим ценностям, что неприложимо к Тому, Кто Сам является высшим Законодателем.
Следование христианскому взгляду на мир означает, что всякий раз, когда человек делает нравственный выбор, чтобы поступить правильно, он должен соотносить его с заповедями Божьими. Здесь наиболее ярко проявляется глубокое противоречие мирского и евангельского взгляда на то, что нравственно и похвально, а что нет. В эпоху гонений, когда кровь мучеников лилась рекой, христианские матери увещевали своих малолетних детей быть верными Христу, несмотря на угрозы пыток и смерти. Неверующий человек наверняка скажет, что предпочтение благополучия и жизни ребенка верности Богу является настоящим безумием и такие матери заслуживают осуждения. Однако Церковь почитает их и детей святыми, героями веры, которые не нарушили слова Спасителя: «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Один этот пример показывает, какие приоритеты у верующего и неверующего человека и что будет настоящим добром, а что – лишь кажущимся.
Христианское учение показывает, что вещи, поступки и поведение, оторванные от контекста и лишенные мотивов и меры, не могут подлежать оценке сами по себе. Так, по словам преподобного Иоанна Дамаскина: «Блуд плох не из-за соединения, но из-за соединения с чужой женщиной. Тщеславие дурно не из-за любви к славе, но из-за любви к славе не от Бога. Ненависть и гнев хороши, когда они направлены против препятствующих спасению души и соединению ее с Богом через послушание, и против уводящих от Бога, то есть против диавола и прислужников его <…> Итак, дурно вожделеть захватить то, что не наше, но Божие. Осуждение есть зло — ибо только Богу принадлежит суд, и дурно присваивать Божеское достоинство тем, кому не дано от Бога судить. Тщеславие и гордость суть зло — ибо одному только Богу подобает превознесение и слава. Так что зло есть не что иное, как противоестественное и противозаконное употребление естественных возможностей, что не есть сущность, но наше поведение». Знание этого позволяет определить понимание добра и зла в христианском учении в отличие от остальных мировоззрений, а также не совершать смешения понятий.
Следует затронуть еще один важный богословский вопрос о ценности добрых поступков, совершаемых людьми, неверующими во Христа. То, что люди разных религиозных убеждений могут совершать поступки, заслуживающие одобрения и восхищения, является несомненным фактом. Человек, созданный Богом добрым, не утратил этого стремления после грехопадения прародителей. Как мы и говорили в самом начале, многие люди согласятся, что нужно творить добро и избегать зла. Однако было бы равно ошибочным как отрицать способность человека творить добро по природе, так и преувеличивать значимость нравственных поступков, совершенных без веры во Христа. Такое добро, согласно православному учению, «будучи естественным.. делает совершителя душевным, а не духовным, и потому само по себе, без веры, не содействует ко спасению, но и не ведет к осуждению, ибо добро, как таковое, не может быть причиной зла» (Исповедание православной веры Восточной Церкви, определение 14). Таким образом, для совершения действительно добрых дел, имеющих силу оправдывать человека перед Богом, необходимо содействие благодати, которая дается только верующему в Спасителя мира.
Человеку свойственно стремиться к добру и связывать с ним подлинные благополучие и счастье. Однако этой естественной и верной интуиции еще недостаточно для того, чтобы человек сделал правильный выбор, ведущий к благим последствиям. Всякому, кто желает счастья себе и другим и искренне ищет того, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп. 4:8), необходимо обратиться к Тому, Кто дает направление и придает смысл совершению добра: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:15,19).
Источник: Журнал Нижегородской духовной семинарии «Дамаскин», № 2 (48) июнь 2019 года. С. 10-13.