В здании Миссии, прямо наверху лестницы, ее Начальник — Архимандрит — ждал возвращения друга. И тот, едва появившись, побежал через ступеньки навстречу, радостно помахивая кушаном. „Дуб — русский!!!. Дуб — русский!!!“, — кричал он, бросаясь в объятья к растроганному до слез отцу Антонину…
В СВЯТЫХ МЕСТАХ археология, историческая география, история, богословие переплетаются вместе. О таких географических объектах не получается говорить, не затронув МИР ГОРНИЙ. Иногда их расположение связывают с Духовной Географией, а посещение сокровенных уголков — монастырей и храмов, где хранятся Святыни — мы называем ПАЛОМНИЧЕСТВОМ. Важнейший ареал Планеты, столь значимый для Православного мира, связан с жизнью Спасителя и Богородицы. Это — СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ! Но от древних территорий почти ничего не осталось. И, тем не менее, те, кому удается приехать сюда даже сейчас, мысленно могут представить себе Библейские и Евангельские события. Кто же помог сохранить это мировое христианское наследие — места Духовной Географии? Кто отыскал на развалинах арабских пустырей и глухих селений XIX века следы Святости? Подобно М.В. Ломоносову, должен был найтись человек поистине энциклопедических междисциплинарных способностей! Таким Великим Подвижником оказался АРХИМАНДРИТ АНТОНИН (КАПУСТИН) — основатель РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЫ.
Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился 12 / 24 августа 1817 года в селе Батурино (ныне это Курганская область), в семье потомственных священников. Верующие этой далекой российской глубинки считают особенным день перед Благовещеньем. В ночь на этот Праздник (по старому стилю с 24 на 25 марта) Архимандрит Антонин отошел ко Господу вскоре после освящения в 1894 году Петровского храма в Яффе (Тель-Авив). Портрет Палестинского деятеля в его родной Преображенской церкви давно МИРОТОЧИТ: прихожане с особым трепетом относятся к памяти Великого земляка. Его называют «Русской Свечой» на Святой Земле. Служба на Благовещение заканчивается в Батурино панихидой о светлой душе р.б Антонина …
На территории Библейской Палестины Архимандритом Антонином в постоянной борьбе с различными сложностями — религиозными, административными, политическими — были куплены уникальные площади (около 425 000 квадратных метров). Стоили они в то время миллион рублей золотом! В Западной Европе или в США память о таком человеке была бы уже давно увековечена стелами или памятниками, а его деятельность при жизни одобряли и финансировали бы. Но не у нас! Подвижнику, спасающему для православного паломничества места Евангелического значения, всё время «ставили палки в колеса»: мучили доносами, ограничениями, запретами, а через 25 лет после его смерти — вообще забыли его имя! Соперники, как и в случае наследия нашего гения М.В. Ломоносова, постарались стереть из истории всякое упоминание об отце Антонине — пытались переписать деятельность Русской Миссии! А потом, уже в советское время, часть того, что было собрано этим Великим ученым и его последователями (в том числе «Капустинские» наделы в Эйн-Кареме и Кафр-Канне), Хрущев «за копейки» продал Израилю, расплатившемуся с СССР текстилем и апельсинами («Апельсиновая сделка» 1964 года)…
… Вместе с духовными традициями, от деда к отцу, от отца к сыну передавалась в семье Капустиных эстафета строительства сельского храма Преображения Господня в родном Батурино. Домашнее обучение грамоте по Псалтыри, Далматовское духовное училище, Пермская Духовная семинария, Екатеринославская духовная семинария, Киевская Духовная Академия — вот ступени образования молодого Андрея Капустина. 7 ноября 1845 года он принимает монашеский постриг с именем Антонин. 5 лет инок Антонин корректирует русский перевод трудов святителя Иоанна Златоуста, преподает в Киевской Академии… С мая 1850 года отец Антонин живет и работает в Афинах в качестве настоятеля храма в русском посольстве, а через три года Святейший Синод рукополагает его в архимандриты. По рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1859 году святитель Антонин становится настоятелем храма Николая Чудотворца в Константинополе.
В 1865 году исполнялось 100 лет роду Капустиных-священников. И самый знаменитый из них — Архимандрит Антонин — был отправлен на служение в Палестину. В 1869 году, по рекомендации самого Иерусалимского Патриарха Кирилла, он становится начальником Русской Духовной Миссии на Святой Земле. После напряженных отношений предыдущего начальника Миссии с Иерусалимскими светскими и духовными властями отец Антонин буквально творит чудеса в переговорах на Святой Земле. Его отличное знание греческого и других восточных языков, личное обаяние и талант дипломата укрепляют в Палестине влияние и авторитет русских. Но одобрения действий Архимандрита Капустина со стороны Синода и дома Романовых часто не было, и не только из-за личной неприязни к нему многих религиозных и государственных мужей России. Во владениях Святыми местами в Турции велась политика «статуса-кво», которой, правда, следовала лишь Россия. Страны Европы нарушали этот порядок постоянно — все конфессии, особенно католики, не обращали внимания на турецкие ограничения на владение сакральными территориями и продолжали выкупать их в Палестине. Но Петербург запретил приобретать такие участки отцу Антонину, вызвав тем самым его удивление: этот приказ говорил о полном непонимании российскими властями существующей ситуации!
Однако неутомимое служение отца Архимандрита находит поддержку со стороны его друзей и некоторых русских благотворителей. Угрозы от разных российских государственных представителей, козни завистников со стороны Палестинского комитета и русского Иерусалимского консульства, а также трения с Иерусалимской Патриархией после низложения её патриарха Кирилла (друга отца Архимандрита), не смогли помешать энтузиазму Антонина Капустина. Он ведет многочисленные археологические раскопки в местах Евангельской Святости, проводит одни геолого-богословские исследования за другими, дает богатейший материал по истории земной жизни Спасителя, в том числе обретает «Судные Врата», через которые вели Господа на казнь, исследует христианские палестинские постройки эпохи императора Константина…
С помощью своих друзей и, в особенности, переводчика (драгомана) Миссии — турецкого подданного Якова Егоровича Халеби — отец Антонин ухитряется приобрести некоторые важные территории в Палестине. Действовать открыто было нельзя — мусульманские участки не продавались христианам, и тем более русским! Снабженный деньгами и соответствующими документами, Халеби, переодетый купцом, приобретал вначале наделы на свое имя, а потом оформлял дарственную отцу Антонину. Подобные операции «высшего пилотажа» Якова Халеби и отца Антонина были тщательно ими продуманы и подготовлены, всему предшествовало дотошное исследование древнего места. Переговоры с арабскими купцами двигались медленно. Яков Халеби действовал осторожно. Не раз его жизнь подвергалась опасности — в него даже стреляли фанатики-арабы, недовольные внедрением христиан в «мусульманские» святыни! На приобретенные площади быстро составлялся «кушан» — законный акт прав владения. С 1868 по 1889 годы на Якова Халеби были оформлены более 10 арабских участков, составивших ядро Русской Палестины! Драгоман, преданный отцу Антонину, переводом всей этой земли на имя Русской Миссии оказал России неоценимую услугу! В награду за службу Яков Егорович получил золотую медаль из Петербурга и стал членом Палестинского Общества. Но после смерти отца Антонина, как и его великий Начальник, он был забыт и нуждался в деньгах! Халеби направил прошения о выплате ему хотя бы небольшого денежного пособия для содержания семьи и детей, но российские власти во главе с обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым ему отказали…
Не думая о последующей несправедливости власть имущих, Антонин Капустин продолжал свою миссионерскую работу, «зажигая» своим воодушевлением сердца находившихся рядом с ним сослуживцев. На новых Сокровенных территориях Архимандрит Антонин строит храмы, монастыри, дома паломников, высаживает фруктовые сады и рощи маслин и кипарисов — создает целую инфраструктуру для приема гостей из России и других православных государств!
Антонин Капустин стал первым просветителем-христианином, осмелившимся поселиться в арабском Хевроне! Именно там состоялось приобретение первой территории — христианского начала начал, столь важного именно для Православия. В 1868 году по Божьему Промыслу был куплен участок вокруг МАМВРИЙСКОГО ДУБА — места Библейского Явления Святой Троицы! 22 мая 1871 года «под сенью Дуба» была отслужена первая Божественная Литургия.
В 1869 году просветитель-Архимандрит купил наделы около деревни БЕЙТ-ДЖАЛА (по преданию, с 310 по 313 годы здесь жил Николай Чудотворец, совершавший паломничество на Святую Землю). Отец Антонин провел ряд исследований и выяснил, что сведения из жития Святителя Николая переплелись с жизнью святого Николая Пинарского. Поскольку положение Начальника Русской Миссии укрепилось поддержкой Великого Князя Сергия, ставшего с 1882 года председателем Императорского Палестинского православного общества, именно ему Архимандрит Антонин дарит эти участки в 1886 году. Сам Сергей Александрович передает их в заведование Палестинскому обществу…
В 1868 году энергичный Начальник-миссионер в пригороде ЯФФЫ приобрел пустырь под названием «Дарбатейн Табита». Под его руководством производят раскопки подземного некрополя —находят место погребения праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром! Усилиями отца Антонина копают колодец, строят Странноприимный дом, разбивают и доныне существующий фруктовый сад (апельсины, лимоны, гранаты, инжир!) и красивейшую декоративную рощу эвкалиптов и сосен. В 1888 году, в присутствии Великих Князей Сергия и Павла Александровичей и Великой Княгини Елисаветы Федоровны, закладывают церковь святого апостола Петра. Этот чудный храм строится на возвышенном месте, его видно далеко с моря: колокольня Петровской церкви — до сих пор самое высокое здание в Тель-Авиве! Уникальный Белый иконостас храма в Яффе — подарок Палестинского Общества отцу Антонину — ко дню его 25-летнего служения на Святой Земле…
В 1871 году Миссия становится владельцем надела в ЭЙН-КАРЕМЕ (в 7 км к юго-западу от Старого Иерусалима). В евангельские времена это была горная местность (отсюда название будущего Горненского монастыря): место встречи Девы Марии с праведной Елизаветой — родина Иоанна Предтечи. Вначале это были два дома с плантацией оливковых деревьев, где сразу же поселились несколько монахинь и паломников. Первая монастырская церковь была освящена 14 февраля 1883 года в честь Казанской иконы Божьей Матери — это тот же, любимый с детства отцом Антонином, образ Пречистой Владычицы: в его родной Батуринской церкви Преображения нижний храм — в честь Богородицы Казанской! В дальнейшем, в 80-е годы XIX века, при одобрении Синода, по просьбе неистового новатора-Архимандрита, в Горненском монастыре стал совершаться 30 марта / 12 апреля уникальный праздник «Целование Мариино». В этот день сюда перевозят из освященного отцом Антонином в 1872 году Свято-Троицкого собора (главного храма Русской Духовной Миссии в Иерусалиме) икону Благовещения Пресвятой Богородицы. И до праздника Рождества Иоанна Предтечи икону ставят на игуменское место в голубой монашеской мантии. Так в течение трех месяцев года сама Божья Матерь управляет Горненским монастырем!
В 1874, 1881 и 1886 годах Антонин Капустин приобретает участки в ИЕРИХОНЕ, где по преданию был расположен дом Закхея. Здесь, среди глухих арабских хижин (даже на современных планах города русские участки составляют его ядро и центр!), под руководством отца Архимандрита, недалеко от источника пророка Елисея, разводится фруктовый сад и строится Дом для паломников — гостей, стремящихся от Иерихона добраться до места Крещения Спасителя — на Иордан. Решительные исследования развалин возле Иерихона позволили Начальнику Русской Миссии обрести на купленном участке гранитный камень, названный Антонином Капустином «Русская Галгала». По преданию в древней Галгале, где остановились израильтяне после переправы через Иордан, они поставили памятник из 12 камней, где отпраздновали первый Песах (Пасху) на Обетованной Земле.
На этом отец Антонин не остановился. На средства русских благотворительниц – А.Д. Богдановой и М.М. Киселевой — Архимандритом Капустиным был воздвигнут в Иерихоне православный храм во имя пророка Елисея. Его освятил Великим постом 1886 года Патриарх Никодим в сослужении отца Антонина. И далее, во время иерихонских раскопок неутомимого Исследователя, в 1891 году на этом сакральном пространстве были обнаружены колонны византийского храма VI века и другие древние археологические находки! Для сохранения найденной ценной мозаики и гробницы Архимандрит Антонин возводит часовню в честь святого Иоанна Крестителя.
В 1875, а затем с 1878 по 1882 гг., отец Антонин покупает площади, которые потом также будут подарены Князю Сергию. Это «Пещера с поясом» («Силоамский монолит») и Иосафатова долина, отождествляемая с Кедронской долиной (место Страшного Суда) — близ деревни СИЛОАМ (в юго-восточных окрестностях Иерусалима, у подножья гор Сион и Мориа) и Силоамского источника (он берет воду из источника Пресвятой Девы (по преданию туда ходила юная Мария вместе с другими женами из Храма). Переоформляет Архимандрит Антонин на Князя Сергия и надел у деревни АНАТА (в 4 км к северо-востоку от Старого Иерусалима, место рождения пророка Иеремии).
В 1879 году отец Антонин покупает надел на берегу ТИВЕРИАДСКОГО ОЗЕРА, в городе Тивериаде (в 31 километре от Назарета). В этой местности строятся часовня и «Дом со сводами» («Эль-Якуд») — паломнический центр по проекту самого Архимандрита. В 1892 году городские власти наконец-то выдают Начальнику Русской Миссии разрешение на постройку с восточной стороны участка заградительной каменной стены от волн. Эта стена до сих пор служит набережной…
Участок в ГЕФСИМАНИИ оформляется отцом Антонином на имя Императорской фамилии. Территория окружается каменной стеной, возводятся несколько домов, в том числе один на месте камня, где, по преданию, Матерь Божия явилась апостолу Фоме после Ее Успения. Под руководством Антонина Капустина в 1884-1888 годах в Гефсимании рождается величественная церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (и в память покойной государыни Марии Александровны). На освящение храма приезжали великий князь Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна (здесь она будет погребена в 1921 году).
В восьмидесятые годы XIX века отцом Антонином был приобретен участок в ВИФЛЕЕМЕ, около храма Рождества Христова. Покупка произведена была на средства графини Орловой-Давыдовой, а в 1894 году по ее желанию участок был передан в собственность Палестинскому Обществу. Теперь эта территория с построенным позже на ней Домом паломника является подворьем Русской Духовной Миссии в Вифлееме.
Сквозь жуткую зависть и мучительные переживания со стороны наших латинских соперников, в 1870 году к Миссии отходят земли у МАСЛИЧНОЙ ГОРЫ — Елеонская Москобия. К ним докупаются еще 7 Елеонских территорий с 1881 по 1889 годы, в том числе «Гробницы Пророков» (гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии) и Карм уль-Газаль (место Каллистрата). При посадке рощи кипарисов и олив на вершине Елеонской земли отец Антонин обнаруживает древние мозаики и гробницы Византии VI века. Начальник Русской Миссии погружается в серьезные исследования и раскопки. В результате им найдены место Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, а также древний камень, на котором, согласно преданию, стояла Пресвятая Богородица во время Вознесения нашего Господа Иисуса Христа!
Строительство на Елеоне «Маленькой Софии» (так называл свою любимую территорию отец Антонин) затянулось на долгие пятнадцать лет из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны. Красивый Спасо-Вознесенский храм был освящен лишь в 1886 году. Вместе с церковью строились по проекту отца Антонина Странноприимный дом и 64-метровая колокольня — «Русская свеча» — до сих пор самое высокое церковное здание в Иерусалиме! Колокол был доставлен из России через порт Яффе добровольцами (105 человек, две трети из которых были женщины!). Трудно понять, как эти смельчаки тащили такую громадину вручную на вершину Елеона, без всякой дороги — по скалистой местности! Колокол установили на фундамент будущей колокольни, и в дальнейшем он «поднимался» вместе с ее стенами…
Отец Антонин при жизни не застал образования монашеской общины на горе Вознесения: она появилась лишь 12 / 25 августа 1906 года, в День его Рождения. А он — неутомимый собиратель Святых земель и исследователь в области Духовной географии — отошел ко Господу на 78 году жизни, в канун Благовещения 1894 года, когда на его «Русской Свече» уже зазвонили ко Всенощной… Похоронная процессия от Миссии до Елеонской горы превратилась во всенародное шествие… Отца Антонина похоронили в его любимом месте Святой Земли — слева от алтаря Спасо-Вознесенского храма…
Очень немногие исследователи Палестины, подобно отцу Антонину, так хорошо чувствовали Горнюю Силу Священной земли! Архимандрит Капустин верил, что каждый город, исторически связанный с жизнью Спасителя и Библейскими событиями, имеет не только прошлое, настоящее и будущее. Эти Святыни имеют душу и важны для всего человечества!
Отец Антонин, как человек глубоко образованный, был свободен в своих взглядах и поведении, не придерживался официальных догматов и формул. Он принял монашество без нетерпимости к миру, без пренебрежения к рабам Божьим, порой поглощенным мирскими проблемами. Архимандрит Антонин заботился о каждом, кто нуждался в его родительском напутствии, любил всех как братьев с частицей Божьей, не видя в людях грешников, недостойных его «высокоиноческого» участия. Он не стеснялся общества ни иноверцев, ни христиан, вне зависимости от их происхождения: к нему за помощью обращались не только русские, но и жители различных арабских деревень Палестины, Сирии, Иордании, и даже местная община болгар. Просили его поддержки учителя, учительницы, монахи, монахини, странники, члены Миссии и консульства, купцы, крестьяне… С некоторыми из них он разделял трапезу, кому-то помогал организовывать храмы и школы, передавал нужные книги и церковную утварь, а иных — вдохновлял мудрым и добрым словом на дальнейший путь веры и служения… Двери его келии не закрывались сутками. Он мог беседовать очень долго с любым просящим, решал споры, оказывал материальную помощь, имея сам очень скудные средства. Ночью, оставаясь один, он наконец-то бросался в созданную им самим над Миссией обсерваторию, погружался в любимую астрономию, археологию, нумизматику, исследуя древние карты, рукописи, монеты… Как истинно русский человек, Архимандрит Антонин очень любил чаепитие, даже во время своих ночных научных бдений! И после небольшого отдыха, как пишут про него исследователи (в том числе преемник в 30-е годы ХХ века на посту начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Киприан (Керн), отца Антонина видели снова ранним утром «выезжающим с Русских Построек в сопровождении своего верного драгомана Якова Халеби, «в разъезд по епархии»…
Скромный в одежде и питании, Антонин Капустин не боялся этим «уронить престиж» большого начальника. Он мог откровенно и прямо заявить свое мнение перед кем угодно — даже перед Иерусалимской Патриархией или Синодом. Посетители, просившие о них «доложить Архимандриту», нередко принимали его за простого келейника, встречая с веником, убирающего свою комнату. Когда же в греческой рясе в облике Главы Миссии пред ними представал тот же «келейник», люди смущенно удивлялись! Но это только усиливало его авторитет перед окружающими…
За вклад в дело утверждения русского православия в Иерусалиме архимандрит Антонин получил звание Командора ордена Спасителя и был награжден Императорскими орденами Святого Равноапостольного князя Владимира Второй степени, Святой Анны первой степени, Святого Равноапостольного князя Владимира третьей степени. Но самое уникальное отец Антонин совершил в конце своей жизни, предчувствуя грядущее лихолетье: он оформил 6 из 12 приобретенных им сокровенных участков в принадлежавший ему «вакуф» — особая форма религиозного землевладения в мусульманском праве, когда владелец — только «держатель» Святой территории: сама сакральная земля принадлежит Богу! Это спасло во многом наследие Антонина Капустина после падения Царской России под большевистским натиском. По прошествии времени, вернувшись в лоно веры, Россия сумела вернуть в свою юрисдикцию многие наделы Святой Земли. Однако Вознесенский монастырь на Елеоне, где был похоронен Архимандрит Антонин, после революционных событий стал оплотом Русской Православной церкви Зарубежья. Даже тогда, когда отношения между двумя Православными Церквами стали налаживаться, бывшая тогда в Елеонской Обители игумения Иулиания не пустила на территорию монастыря Святейшего Патриарха Алексия II во время его визита на Святую Землю в 1997 году. И, увы, наш многоуважаемый Патриарх, столько сделавший для прославления многих святых, не смог поклониться могиле Великого Подвижника Русской Палестины… Возможно, именно поэтому Архимандрит Антонин не был канонизирован в конце 90-х…
2017 год, в честь двухсотлетия с момента рождения неутомимого исследователя, был объявлен годом Антонина Капустина. В Батурино Курганской области 25 августа, в День Рождения отца Антонина, прибыл новый глава РПЦ — Святейший Патриарх Кирилл. Местные власти, испугавшись приезда важных гостей, привели в порядок всё село Батурино, все дороги к нему (так, незримо, неутомимый отец Антонин позаботился о родных односельчанах даже не будучи во плоти и крови!). Патриарх Кирилл освятил памятник Начальника Русской Духовной Миссии на Святой Земле, сказал напутствие собравшимся верующим… Портрет отца Антонина в то время не показал «достаточного мироточения»… Людям неведомы замыслы Господа в прославлении Его Угодников… Но самому Архимандриту Антонину важна не его канонизация, а возрождение ТРАДИЦИЙ ПАЛОМНИЧЕСТВА русских верующих в особую ДУХОВНО-ЗНАЧИМУЮ местность нашей Планеты. То, что сделано было им, с Божьей Помощью, навсегда останется в памяти России и Святой Земли…
Статья подготовлена на основе материалов и фотографий, опубликованных на сайтах Русской Духовной Миссии
в Иерусалиме https://rusdm.ru и Императорского Православного Палестинского Общества https://www.ippo.ru