Православная Христова Церковь «никогда не переставала, во всем последуя семи Вселенским Соборам и древним святым Отцам, подробнее и обстоятельнее раскрывать, по случаю вновь возникавших ересей и заблуждений, свои неизменные догматы» [1]. Однако некоторые из учительных определений, провозглашенных Церковью в период после древних семи Вселенских Соборов и отцов, подвергаются сомнению и критике среди самих православных христиан. В частности, многие высказывают критику в адрес учения о творении индивидуальных человеческих душ Богом, называя его следствием римо-католического влияния, и утверждают, что подлинно святоотеческим может считаться только представление о рождении новых душ от душ родителей. Настоящая подборка речений древних отцов не претендует на всесторонний охват всех отеческих мнений по вопросу — лишь доказывает, что учение Символических книг о творении индивидуальных душ Богом вполне укоренено в святоотеческом Предании Востока и Запада.
Учительство:
«Тело человеческое происходит от семени Адамова; а душа дается от Бога, как говорит Писание: “Господь, прострый небо и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем” (Зах. 12:1). И в другом месте: «И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его» (Еккл. 12: 7)… Душа дается от Бога в то время, когда тело образуется, и соделывается способным к принятию оной» [2].
Предание. Восток
I. Свт. Кирилл Александрийский: «Всеми признается, что плоть рождается от плоти; Творец же всяческих тем образом и способом, каким Сам ведает, создает душу; и тем не менее, рождающая жена, хотя и является источником только плоти, считается родившей всего человека, из души и тела, несмотря на то, что от себя ничего не привнесла для бытия души» [3].
2. Феодорит, еп. Кирский: «Но Церковь, покорствуя словесам Божиим… и веря Божественному Писанию, сказует, что душа создана вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего создания, но изволением Творца приходит в бытие по образовании тела» [4].
3. Прп. Максим Исповедник, комментируя позицию свт. Григория Богослова, пишет: «Учитель, разъясняя, что двояк логос и тропос, по которому создано человеческое естество: один – души, а другой – тела. рождение от тел разделяет мысленно на два: показывая душу от божественного и жизненного вдохновения неизреченно образуемой, а тело из наличной материи того тела, из которого оно одновременно с душой приходит в бытие вследствие зачатия» [5].
«Итак, сотворение души, — как явственно говорит учитель, — не бывает из наличного материала, подобно [сотворению] тела, но изволением Божиим — посредством жизненного вдохновения — неизреченно и недоведомо, как знает один лишь ее Создатель. Душа, приемля бытие в момент зачатия одновременно с телом, приводится к составлению единого человека; а тело из наличной материи — то есть, образуется из другого тела в момент зачатия одновременно с душой, приемля синтез с нею, [дабы] быть одним видом» [6].
Предание. Запад
I. Свт. Лев Великий: «Кафолическая вера исповедует, что каждый человек по своему телу и душе образуется Творцом всяческих и Им же одушевляется в утробе матерней — так, впрочем, что остается зараза греха и смерти, переходящая от прародителя на потомство» [7].
2. Прп. Иероним Стридонский: «Откуда все люди имеют души? Ужели от родителей (ex traduce) подобно неразумным животным, так что, как тело рождается от тела, так душа от души? Или разумные твари, ниспавши на землю по пристрастию к телам, соединяются с человеческими телами? Или действительно, как учит Церковь на основании слов Спасителя: “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Ин. 5:17); и слов Захарии: “Господь, образовавший дух человека внутри его” (Зах. 12:1); и Псалмопевца: “Он созидает сердца всех их” (Пс. 32:15), ежедневно творит души Бог, Коего хотение есть уже дело, и Который не перестает быть Творцом?» [8].
«“Возвратится прах в землю свою, откуда взят, а дух возвратится к Господу, Который дал его”. Из этих слов оказываются весьма достойными смеха те, кои думают, что души сеются с телами и рождаются не от Бога, а от душ родителей. Ибо, если плоть возвращается в землю, а дух возвращается к Богу, Который дал его, то очевидно, что Бог есть производитель душ, а не люди» [9]
3. Свт. Иларий Пиктавийский: «Всякая душа — дело Божие, всякой плоти же происхождение бывает от плоти» [10].
4. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Душа не может рождать душу, хотя не сомневаемся, что плоть зачинается от человеческого семени и растет. Так апостол ясно различает то и другое существо (substantia), т.е. плоть и душу, какая какому виновнику приписывается, говоря: “Если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?” (Евр 12:9). Что могло быть яснее этого различения, когда апостол отцами плоти нашей называет людей, а отцом душ – одного Бога?.. Екклезиаст, показывая природу плоти и души, начало и происхождение, т.е. откуда та и другая произошла, к какой цели та и другая стремится, и рассуждая о разлучении души с этим телом, говорит: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его” (Еккл 12:7). Что можно сказать яснее того, что плоть, названная прахом земным, потому что от семени человека получила начало, как взятая из земли, опять возвратится в землю; а дух, который не зарождается от совокупления того и другого пола, а присваивается только одному Богу, к виновнику своему и возвратится? Это же ясно выражается и тем дуновением Божиим, которым Он первоначально воодушевил Адама (Быт 2:7)» [11]
5. Свт. Амвросий Медиоланский: «Души не рождаются от человека» [12].
_______________________________________
Традукционистских воззрений (будто душа рождается от душ родителей посредством некоего духовного зачатия) держались: прп. Макарий Великий (Macar. Aeg. II 30. 1 // PG. 34. Col. 721), свт. Григорий Нисский (Greg. Nyss. De hom. opif. 29; Idem. De anima et resurr. // PG. 46. Col. 128) и прп. Анастасий Синаит (Anast. Sin. De creat. hom. 3. 3). Свт. Григорий Богослов лично был сторонником креационизма, но допускал и традукционизм.
[1] Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие, §3. СПб., 1883. Т. 1. С. 19
[2] Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, 1.28. М., 1900. С. 28-29
[3] Cyrillus Alexandrinus. Contra Nestorii blasphemias, 1.4 // PG. 76. Col. 37
[4] Феодорит, еп. Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 9 // Творения. М., 2003. С. 36
[5] Максим Исповедник, прп. О недоумениях к Иоанну, 105 // О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. М., 2006. С. 293
[6] Максим Исповедник, прп. О недоумениях к Иоанну, 106 // О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. М., 2006. С. 295
[7] Leo Magnus. Epistula 15: Ad Turribum de Priscillianorum erroribus, 9 // PL. 54. Col. 684
[8] Hieronymus Stridoniensis. Contra Ioannem Hierosalytanum ad Pammachium. 22 // PL. T. 23. Col. 372–373
[9] Иероним Стридонский, прп. Толкование на книгу Екклезиаст, 12 // Творения. К., 1880. Т. 6. С. 131-132
[10] Hilarius. De Trinitate 10.20 // PL. 10. Col. 358
[11] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собседования, 8.25
[12] Ambrosius Mediolanensis. De Noe et Arca, 4.9 // PL. 14. Col. 366