Пару дней назад Церковь праздновала Преображение Господне.
Каждый год в наступлении этого дня очень радостно наблюдать за счастливыми лицами прихожан при освящении фруктов.
Земля «преображается» в наступлении праздника, принося различные плоды шестого числа по старому стилю и девятнадцатого по новому. В этот день почти каждую бабушку на улице можно встретить с корзинкой, в которой виднеются яблоки или гроздь поспевшего винограда, а в руках небольшой букетик бархатцев, сплетающихся с базиликом.
В истории этого события есть много интересных фактов, великие гимнографы по божественному вдохновению вложили основной смысл в богослужебные тексты Праздника.
- «Господи, перед распятием Твоим (на Кресте) Ты взял учеников на высокую гору и преобразился перед ними, озаряя их лучами силы, желая показать светлость воскресения как человеколюбием, так и могуществом; и нас, Боже, удостой того воскресения, как Милостивый и Человеколюбец» (Первая стихира великой вечерни на «Господи воззвах»).
Очевиднее всего, что Преображение было накануне Распятия (за 40 дней) и логично было бы праздновать все это весной, до Пасхи. Но так как это выпадало бы постоянно на дни святой Четыредесятницы, то святые Отцы и учителя Церкви постановили праздновать это событие между Пятидесятницей и за 40 дней до Воздвижения Креста Господня.
По мнению Василия Болотова, он был учреждён в Армении и Каппадокии (Малая Азия) взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи, – то есть был праздником подвижного (пятидесятничного) цикла.
Кондак Преображения, написанный на 7-й глас, по мнению кардинала Питра, признается творением прп. Романа, существует также русский перевод поэмы Праздника, в оригинальном виде кондака.
- На горе Ты преобразился, и сколько вмещали ученики (Твои), они созерцали славу Твою, Христе Боже: дабы, когда узрят Тебя распинаемаго, уразумели они страдание (Твое) добровольное, а миру проповедали, что Ты воистинну Отчее сияние (Евр. 1:3).
Что касается освящения яблок и винограда, то на праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника.
Так лето и Успенский пост наполнены дивным событием Преображения, новым урожаем и милостью Божией…
- «Как величественны дела Твои, Господи! Как премудро Ты всё сотворил!» (Прокимен на Литургии 6.08/19/08)