Не раз в беседах с мусульманами слышала о том, что упоминание о гуриях (в исламе «пречистые супруги» (аль-Бакара 2:25)), есть и в Библии.
Гурии (райские жены, пречистые супруги) – мифические существа, созданные Аллахом наравне с джиннами и ангелами, являются насельницами Рая, о чем и свидетельствует Коран и Сунна.
«Будут там девы с потупленными очами, которых прежде не касался ни человек, ни джинн. Какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? Они (гурии) — словно яхонт и жемчуг» (ар-Рахман 55:56-58). Всевышний также сказал: «В них — девы добродетельные, прекрасные — какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? — черноокие, сокрытые в шатрах» (ар-Рахман 55:70-72). Он также сказал: «Поистине, Мы сотворили их и сохранили девственницами, любящими, равными по возрасту…» (аль-Ваки’а 56:35-37). Анас рассказывал, что пророк сказал: «…если бы одна из райских женщин явилась обитателям земли, то она осветила бы весь мир и всё, что в нём, и наполнила бы его ароматом. Одно её покрывало лучше, чем весь этот мир и то, что в нём» (аль-Бухари и Муслим).
Эти апологетические моменты нас интересуют постольку, поскольку мы будем искать следы упоминания гурий в нашем Священномй Писании. Для этого обратимся к Бытийной истории Сотворения мира Богом.
Итак, КОГО из невидимого мира создал Господь во Дни Творения?
Священное Писание прямо говорит, что Ангелы (а они – единственные из НЕБЕСНЫХ НЕВИДИМЫХ СИЛ, упоминаемые в Писании) сотворены Богом: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» (Неем.9:6).
Кто такие ангелы, каковы они, разнополы ли они или не имеют пола?
Ангел Господень (ангел Божий) [евр. ( ) , ( ), греч. ἄγγελος κυρίου (θεοῦ)], в Священном Писании словосочетание, обозначающее либо особый вид богоявления, либо ангела, который выступает как посланник Господа.
Мы знаем со слов Самого Христа, что в момент смерти душу встречают Ангелы: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк.16:22).
Также из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: Ангел Господень… вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф.28:2—3); юноша, облеченный в белую одежду (Мк.16:5); два мужа в одеждах блистающих (Лк.24:4); два Ангела в белом (Ин.20:12). На всем протяжении христианской истории явления Ангелов всегда имели вид БЛИСТАЮЩИХ ЮНОШЕЙ, ОБЛЕЧЕННЫХ В БЕЛОЕ. Т.е. людям они являются в виде ЮНОШЕЙ.
Таким образом, будучи духами и пламенем огненным (Пс.103:4; Евр.1:7), Ангелы и пребывают в том мире, где земные законы времени и пространства не действуют столь материальными (если можно так выразиться) способами. Поэтому некоторые из отцов без колебаний говорят о “воздушных телах” Ангелов. Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIII веке учение предшествовавших ему отцов, говорит: “Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель».
Бестелесною же она называется, а также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только не сравним ни с чем, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно”. И далее он говорит: “Они описуемы, ибо когда они находятся на небе, их нет на земле, и посылаемые Богом на землю они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они неограниченны. Неограниченными их называют потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, – не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие” (П, 3, стр. 45—47).
О сущности ангелов в Св. Писании ни где не пишется, как об антропоморфных (подобных человеку, имеющих тело с человеческими органами (сосуды, кости, кожа, бюст, пусть и обладающий неземной красотой и не совсем плотскими характеристиками) существах. Ангелы, суть ДУХИ.
Ветхом Завете Ангелы описываются в виде воинства, стоящего по правую и левую руку Господа (см.: 3Цар.22:19). Функция Ангелов — служить Богу как самодержцу, быть Его царедворцами, Его свитой. Господь восседает на Херувимах (см.: Пс.17:11; 79:2), а они везут колесницу славы Божией (см.: Иез.10:9-19) — В то же время Ангелы — вестники Бога и слуги Его, выполняющие Его волю и Его распоряжения в отношении людей. В этом смысле Ангелы являются посредниками между Богом и родом человеческим. Иногда Ангелы ВЫПОЛНЯЮТ функции губителей (см.: 2Цар.24:16; 4Цар.19:35; 1Пар.21:15-16; 2Пар.32:21; Ис.37:36), однако гораздо чаще речь идет о том, что они охраняют человека (см.: Исх.23:20; Тов.3:17; Пс.90:11) и спасают его (см.: Ис.63:9). У человека есть Ангел-наставник, который показывает ему прямой путь (см.: Иов.33:23), и т.д.
Новом Завете Ангелы играют не менее важную роль. Ангел является Захарии и возвещает о рождении Иоанна Крестителя (см.: Лк.1:13); является Марии и возвещает о рождении от Нее Иисуса (см.: Лк.1:26-38). Ангел объявляет пастухам о рождении Мессии (см.: Лк.2:8-20); при рождении Иисуса ангельское воинство взывает: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк.2:14). Ангел дважды является во сне Иосифу (см.: Мф.1:20; 2:13). Ангелы служат Иисусу в пустыне (см.: Мф.4:11). Ангел укрепляет Иисуса в Гефсиманском саду (см.: Лк.22:43), Ангел возвещает женам-мироносицам о воскресении Спасителя (см.: Мф 28,2-7). Ангел является Филиппу (см.: Деян.8:26); в видении беседует с Корнилием (см.: Деян.10:3-7); выводит Петра из темницы (см.: Деян.12:7-10). Повествованиями об Ангелах наполнена книга Откровения Иоанна Богослова.
Иисус Христос нередко говорит Своим ученикам об Ангелах. По словам Иисуса, у каждого из малых сих (детей) есть Ангел, который всегда видит лице Отца… Небесного (Мф.18:10). Ангелы радуются покаянию каждого грешника (см.: Лк.15:10). Ангелам неизвестен день последнего Суда и Второго Пришествия Христа (см.: Мф.24:36). Однако при Втором Пришествии Ангелы будут сопровождать Христа (см.: Мф.16:27): они отделят злых от добрых (см.: Мф.13:49) и соберут избранных Божиих от четырех ветров (см.: Мф.24:31).
Если коснуться сути падших ангелов, то они созданы не злыми, как можно было бы предположить, но со свободной волей, которую они реализовали, отпав от Бога, и теперь по сущности не изменив природу – изменили суть действия, служения не Богу, противлении Ему в воздействии на людей, подстрекающем противиться Богу, нарушать Заповеди, и как апогей – не верить в существования Создателя. Ангела от беса отличить не так сложно. Просто поступить, как советует Евангелие – испытать Духа именем Христовым.
Кратким резюме к этой части статьи можно вынести следующее:
1. В Св. Писании не упоминается о гуриях, райских ЖЕНЩИНАХ, как о созданных Богом небесных насельниц.
2. Ангелы – как единственные создания невидимого мира – есть ДУХИ, пола не имеющие, однако являющиеся людям в
качестве БЛИСТАЮЩИХ ЮНОШЕЙ, и ни как более.
3. Функция Ангелов – служение Богу, передача Воли Господа людям. О миссии ублажения плоти человеческой в раю в Св. Писании не упоминается.
***
В этой части статьи мы рассмотрим те места в Библии, которые ошибочно трактуются как упоминание о «райских женах».
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19:29).
Данный отрывок трактуется исламскими апологетами так: если оставил жену ради Бога, то получишь 100 жен в жизни вечной. Конечно – это толкование не выдерживает никакой критики – тогда продолжив логически, в жизни вечной будет 100 матерей, 100 отцов и 100 домов, что противоречит не только учению Христа, но и учению Корана – земное имущество в Царствии Небесном не будет иметь никакого значения.
Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мк.10:31). Эта поговорка, применимая в разных условиях (употребление ее Иисусом в иных контекстах — Мф.20:16; Лк.13:30) могла прозвучать здесь как: а) предупреждение Петру против его самонадеянности (Мк.10:28); б) подтверждение обещания, данного Иисусом прежде (стихи 29-30); или, что наиболее вероятно, как: в) подытоживание Христом всего сказанного Им ранее о сущности и характере ученичества как служения на ниве Божией (Мк.9:35; Мк.10:43-45). Награды в Царстве Божием определяются не земными критериями, такими, как чин, положение в обществе, продолжительность службы (Мф.20:1-16), принесенные жертвы и т. п., но — верностью Иисусу и преданностью делу Его.
Однако возникает законный вопрос – неужели земные жены не последуют за супругами в Райские Кущи? Будет ли брак в вечности?
Господь в Евангелии сказал: «…в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Этот ответ был дан Христом саддукеям: «было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.24:22-30).
«Первый церковный брак остаётся на людях и при жизни, и после смерти. «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6) Эти же слова мы находим и в молитве на таинстве Венчания..
Супружеские отношения сохранятся, но брак в другом мире станет иным. Например, не будет сексуальных отношений, однако душевное единство, приобретенное за годы совместной жизни, уникальная родственность, радость от совместного жития не исчезнут. Напротив, любовь выйдет на новый уровень, более совершенный. Апостол писал: «то, что отчасти, прекратится» . То есть, исчезнет всякое несовершенство, неполнота. Вечная жизнь будет торжеством любви и единства. «Любовь, – обещает нам ап. Павел, – никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» . Слышите это: любовь не перестанет!
Еще один из сложных вопросов, с КАКИМ (мужем, женой) будет муж (жена) в Царствии небесном? Ведь человек немощен и по немощи своей разрешены повторные браки вдовствущим, и разведенным, неповинных в грехе прелюбодеяния. Христос отвечает на этот вопрос так:
1. Из беседы с самарянкой: Господь велел женщине позвать её мужа. Самарянка смутилась и ответила, что у неё нет мужа. На это Христос заметил: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» Св. Евангелие от Иоанна 4:1-42.
2. Беседа с фарисеями:
Мф.19:4. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27)?
Мф.19:5. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
Мф.19:6. так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Ибо, что Бог сочетал, того не могут разлучить «ни человек, ни иная какая-либо тварь, ни ангелы, ни начала, ни власти», как говорит Павел (Рим.8:38–39).
А вот что говорит Соломон, имевший далеко не одну жену – и вынесший из этого горький урок: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. (Еккл.9:9)
Значит, первая жена перед БОГОМ – жена юности твоей будет та, с кем ты встретишься в Царствии Небесном. А если ты по безумию своему оставил Богом дарованную жену – вряд ли будешь наслаждаться ее обществом В Царствии Небесном.
Однако и здесь не все так просто. Есть несколько условий для того чтобы наследовать Царствие Небесное вместе с возлюбленной супругой:
1.Принять Крещение от воды и Духа Святого. «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).
2. Освятить брак таинством Браковенчания. Согласно христианскому вероучению, супружество благословил Иисус Христос, когда совершил первое чудо на браке в Кане Галилейской, претворив воду в вино (Ин.2:1-11). В первые века христианства церковный брак заключался в Божием благословении, которое получали жених и невеста через архиерея, позднее через иерея.О его обязательной необходимости писал ещё в конце I — в начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».
3. Жить с супругой в мире, согласии, безупречной верности, во Христе. Соблюдая Его заповеди. НО ВЕСЬ СУД У БОГА!