О колодце и ведерке

Декабрь 02, 2016 Православие Комментарии : 0
Читали : 494

  Предание Православной Церкви — это поистине драгоценная сокровищница и неисчерпаемый колодец. Правда нужно иметь в виду одну вещь, как и в случае с любым знанием. Человечество в целом накопило много полезных знаний, способных изменить его жизнь к лучшему. Но из того, что это знание присутствует в теории, совсем не следует, что каждый человек имеет его у себя в голове и применяет в своей жизни. Чтобы им воспользоваться, нужно каждому конкретному человеку усвоить его на своём опыте. Другими словами, невозможно собрать все полезное знание в этом мире и вложить его в голову конкретного человека. Он может его воспринимать только частично, постепенно и все равно он никогда не узнает абсолютного всего.

  Нечто подобное можно сказать и об опыте Церкви. Каждый христианин, в частности священник, знает Православное Предание только частично, в меру своего образования и духовного опыта. Кто-то знает только самое главное в нем, кто-то знает много второстепенных полезных и интересных дополнений, а кто-то вообще путает православие с чем-то своим, выдуманным. Это важно иметь в виду, как то, что непосредственно связано с нашей приходской жизнью.

45173385

  Человеку, особенно недавно ставшему сознательным членом Церкви, бывает непросто разобраться в существующим многообразии книг, мнений и советов, отличить православное содержание от языческого, частное мнение от общецерковного. Хорошо, когда такому человеку сразу попадаются благочестивые образованные единоверцы и книги качественного содержания, но так бывает не всегда. Если человек найдет в себе силы и желание понять и принять православие во всей его сложности, то он не остановится и продолжит начатый путь. Разъяснять недоумения и помогать на этом пути, главным образом, является обязанностью священника. Если у вас возник вопрос или недоумение, конечно, лучше подойти к священнику, чем к бабушке за свечным ящиком. Но и здесь следует помнить одну вещь о которой я писал выше. Священник, как и все люди, которые: 1) ограничены по своей природе и не могут знать всего; 2) могут быть просто недостаточно компетентными. Другими словами, суждение священника, само по себе, не является гарантией выражения позиции и учения Церкви. Это зависит от многих причин, главным образом, от двух вышеназванных.

 Не касаюсь сейчас проблемы заочного образования духовенства, которое в своем большинстве учится или обучалось именно так. Укажу на еще один важный момент, который я понял, учась в семинарии и непосредственно наблюдая сам процесс подготовки будущих пастырей. В семинарии учатся очень разные люди (беру сейчас очное отделение). С очень разными жизненным опытом, возрастом, образованием, характером, интересами и личными убеждениями как относительно жизни Церкви, так и в целом, взгляде на мир. Все это непосредственно влияет на то, что будет на выходе и вступлении в священный сан. Студент учится, у него за плечами жизненный опыт и, возможно, еще не одно образование. На него влияют личности и лекции преподавателей, производят впечатление отдельные яркие события, попадаются определенные люди, фильмы и книги. В это время он, зачастую, сам формируется как личность. Вырабатывается характер, взгляды на то или иное явление, он становится более либеральным или более консервативным в каких-либо вопросах. В любом случае в конце учебы он уже не будет прежним. В конце концов он становится священником и получает приход. Прихожане не выбирают сами себе настоятеля, его ставит епархиальный архиерей. Священник, как одна из основных личностей прихода, во многом влияет как на общую атмосферу храма, так и на жизни конкретных людей. Именно он произносит всенародные проповеди, принимает исповедь, к нему идут люди с вопросами и за советом. Опыт и взгляды данного священника очевидно влияют на все это, переходя в масштаб прихода, а потом и далее. Именно в этом смысле я говорю о таком парадоксе: мы все православные, православие едино, но в каждом приходе, священнике, мирянине, оно преломляется и переживается по своему. Ведерку невозможно вместить колодец, отдельному человеку нереально обладать всем опытом жизни, как и Церкви. Этот опыт и дух может быть более-менее близок к истине, но он не может охватить ее целиком. Отсюда следуют некоторые практические выводы.

1. Церковь не состоит из отдельных людей, гуляющих сами по себе. Они объединены Христом, общим Преданием. Как я уже сказал, одному человеку знать все просто нереально, важно проверять друг друга, изучать свою веру, сверять свои знания и жизнь с общим кладезем богатства православия, накопленным за два тысячелетия существования Христовой Церкви.

2. Обращаясь к священнику, помните о сказанном выше. Возможно, вы получите правильный совет или ответ на свой вопрос, исходящий из глубокого духовного опыта и широкой эрудиции. А может быть и нет. Может, священник проспал ту лекцию в семинарии, когда проходили эту тему, а потом не потрудился узнать. Возможно, он смотрит на этот взгляд с чересчур радикальной позиции или вовсе не знает, как правильно. Вероятно это просто его субъективная точка зрения, у другого священника она будет другой. Может быть все что угодно, и это нормально для человека. Важно проверять то, что вы узнали от духовного наставника по слову прп. Симеона Нового Богослова: «Исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинении Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься». Как мы видим, подвергать сомнению полученную информацию нормально, все мы люди и отключать голову полезно далеко не всегда. Понимаю, для новоначального это непросто, но все дети когда-то должны вырасти. Еще раз замечу: проверять не по своему вкусу, а на соответствие Евангелию и Преданию Церкви.

3. Наше время прекрасно тем, что у большинства из нас есть большой выбор из многих вариантов. Нас никто не преследует, мы не живем в ситуации, когда ближайший второй храм и священник находятся за сто верст. Наш запас книг не ограничен одной полкой, мы можем скачать себе практически любую книгу. Можно узнать ответ на вопрос просто зайдя в интернет. Можно сверить несколько разных мнений и оценить их. Мы можем узнавать много нового и общаться со своими единоверцами, священниками не поднимаясь с дивана. Мы не ограничены этим, ни у кого из наших предков такой возможности не было. Было бы желание.

4. При всем описанном выше не следует забывать о Господе Боге. Вы можете попасть не на самый удачный приход или не встретить сразу толковую книгу или рассудительного священника. Но Господь все знает и видит. Он не оставит вас и пошлет все, что нужно. Он может вразумить и устроить все неожиданно для вас самих. Он способен спасти вопреки всем объективным жизненным обстоятельствам. Нужно только искать, верить и просить Его.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 недели

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0
Магистр богословия, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Комментарии: 5Публикации: 47Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .