I. Священная Земля Иерусалимского Храма древнее, чем предполагают историки!
- «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (книга Бытия: Быт. 22:2)
- «И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина» ( книга Паралипоменон: 2Пар. 3:1)
«Город Золотой» — Иерусалим — впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII веков до н. э. «Рушалимум» — от шумерского и семитского значения «основанный Богом». О небывалой древности этого места планеты говорят Мегалитические блоки в основании уцелевших храмовых стен.
Чтобы увидеть сходство древних каменных плит в Археологическом парке у южной части Западной Стены Плача с подобными каменными конструкциями Египетских пирамид — не надо специального образования. Такие же огромные блоки есть в Баальбеке. Похожая каменная кладка была и в древнем храме, взорванном не так давно боевиками в Пальмире. И, конечно, близнецами-братьями со Стеной Плача выглядят мегаблоки над легендарной пещерой Махпела в Хевроне, всего лишь в 30 километрах от Иерусалима. Это строение со стенами, высотой до 12 метров.
«И стало поле Евроново, которое при Махпеле, против Мамре» (Быт.23:17, 25:9, 49:30). Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Здесь он купил первый земельный надел – пещеру Махпела – для погребения своей жены Сарры. В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя: по преданию он, как некогда и сам Адам, увидел из пещеры Махпела необычное свечение, сравнимое со Светом Рая. Утвердилась незримая связь Хевронской пещеры с миром Горним. Такая же необычная духовная нить есть и между Камнем Основания (Краеугольным камнем) на Храмовой Горе и Святая Святых древнего Иерусалимского Храма…
Современный вид Храмовой горы в Иерусалиме
… Возле туннеля Западной Стены археологические раскопки уходят на большую глубину (несколько этажей!). Вес блока в одном месте уходящей под землю кладки основания оценивается в 628 тонн (13,5 метра в длину)! И при таком весе блок был ПОДНЯТ неведомой силой на слои из составляющих меньшего размера. Рядом выстроены еще много других подобных каменных глыб! Стыки примыкания не пропускают даже иглу! Как объяснить такую загадку?
Традиционно Стена Плача относится ко времени Ирода Великого и называется «иродианской кладкой». Но технологии римского строительства эпохи Ирода были примитивными! Ирод строил по всему Израилю. Сохранилось много памятников, датированных его эпохой. Они все похожи: Кесария, Масада, даже Золотые Ворота! Там совершенно традиционные каменные составляющие с пустотами при примыкании — т.е. возведение стен простыми, доступными и понятными человечеству способами. Но постройки мегалитических кладок Западной Стены и стен Хевронской пещеры Махпела — дело рук совершенно других мастеров (а уж в Баальбеке и Пальмире Ирод вообще не был!). Вывод прост: версия строительства Стены вокруг Храмовой Горы во времена Ирода — совершенно необоснованная! Доверять Иосифу Флавию, жившему на столетие позже, чем Ирод Великий, нельзя: Флавий, описывающий строительные работы Храма при Ироде, сам не видел строительства. Источники указывают на реконструкцию территории Второго Храма, но описания возведения мегалитических стен нет ни в одном историческом документе, ни в одном предании! Кроме того, в туннелях под Храмовой горой и сейчас можно увидеть не только древние камни, но и окаменелости — остатки окаменевшей древесины, применявшейся при строительстве опалубки. Деревья превратились в камень! А ведь для того, чтобы произошло полное окаменение, нужен срок (согласно геологии) минимум в сто тысяч лет!
Итак — Храмовая гора, древний духовный символ, обнесена мегалитическими стенами. Возможно, известняковая порода, чтобы предотвратить ее разрушение, со всех сторон когда-то и кем-то была заключена в «коробку» из толстенных каменных подпорок. Оставшаяся Стена Плача – это не стена Иерусалимского храма, как думают многие, а просто одна из подобных опор вокруг всего сокровенного комплекса. Но постройки на древней Скале Мориа являются уникальным для Древнего мира НЕ ТОЛЬКО в использовании техник строительства.
Простые строители, например те, кто строили Парфенон, использовали рельеф местности для защиты города. Логика обыкновенная: скала; на вершине — храм, окруженный стенами. Скала сама по себе препятствие. Потом — стены. Потом — сердце города — храм. А в Иерусалиме стены из колоссальных блоков, обработанных необычным способом, строятся НЕ НА СКАЛЕ, а ПОД СКАЛОЙ. И не только для подпорок, спасающих Гору от геологических разрушений. А, вероятно, чтобы оградить от взора непонимающих именно вершину Храмовой горы!
Вершина горы Мориа — место, таящее чудесное спасение любимого сына Авраама: именно она указана для жертвоприношения Исаака. Эту же территорию выкупает царь Давид, чтобы спасти народ от «язвы»: «И послал Господь язву на Израильтян… и умерло… семьдесят тысяч человек. И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу…: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина» (2 Царств 24:15,16). «И купил Давид гумно и волов за пятьдесят шекелей серебра. И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян» (2 Царств 24:18-25).
3 000 лет назад царь Давид приобрел Святую Землю вместе с древними блоками. Иудейское святилище расположилось на месте бывшего капища народа иевусеев. Нигде нет описания, что иудеи возводили огромные подпоры к Скале, только храм Соломона на вершине. В дальнейшем, в 586 году до н.э., Первый Храм был до основания разрушен вавилонскими варварами. В период между 620 – 586 гг. до н.э. исчез Ковчег Завета, но каменные блоки продолжали стоять! В 538 году до н.э. царь Кир издал указ о восстановлении Храма, который и был заново возведен потомком Давида — Зоровавелем. Он использовал оставшиеся подпорные стены-глыбы в общем храмовом строительстве. То же произошло и во время Ирода: Храмовый комплекс был реконструирован и увеличен, но никто не касался неведомо кем поставленных мегалитических конструкций. Они были просто включены в план реконструкции территории.
II. Храмовая Скала была указана Богом как место, где отделяли зерна от плевел: добро отделялось от зла.
Для нас, христиан, имеет значение открывающаяся неведомая древность священного места Храмовой Скалы. Но не менее важно и то, где во времена Давида был остановлен Ангел смерти. На Камне Основания у народа иевусеев располагалось гумно — помещение для молотьбы, где отделяют зерна пшеницы от шелухи. В Священных Писаниях не раз возникает тема гумна. Рассказывает притчу о сеятеле и наш Господь Иисус Христос: «посеявший доброе семя» есть Сын Человеческий, и «враг Его» – темный полюс — сеятель плевел. И на протяжении всей истории христианства добро и зло сталкиваются между собой.
Сретение — событие на территории Второго Храма
Полюс зла вновь активизируется примерно спустя 40 дней после рождения Спасителя. В древнее сокровенное место Храмовой Скалы (где некогда пребывает и сама Дева Мария, оставленная жить при Храме Иоакимом и Анной) приносится Младенец. Святое Семейство из Вифлеемского дома их родственницы Саломии приходит в Иерусалимский Храм. Малыша-Христа приносят в место, обозначенное Творцом тысячелетней историей!
Кто встретил Спасителя в момент Сретения? Акцент Праздника делается на святом Симеоне и пророчице Анне. Но в Иерусалимском Храме служил и священник Захария, из рода Авии, потомка Аарона, супруг праведной Елизаветы. События между Рождеством, Обрезанием и Сретением не так просто выстроить в историческую последовательность. Но, так или иначе, после поклонения волхвов Ирод не получил от них ответа. Это заставило его отдать приказ об убиении младенцев. Убийцы врывались в мирные дома, люди бежали, матери прятали детей, началось безумие. Бегством спасалась и праведная Елизавета с сыном Захарии — Иоанном Предтечей. Солдаты Ирода вбежали в Иерусалимский храм уже после того, как Мария и Иосиф оттуда ушли (иначе, если паника уже началась, разве приход в Храм Святого Семейства был бы таким мирным?). Захарию убили . Священник Ветхого Завета, Захария, гибнет от рук убийц прямо в святилище Храма, не выдав, ни где его сын Иоанн, ни где маленький Иисус! А значит, зло в проигрыше: жив Сын Божий, продолжатель дела Добра и Света!
Лишивший жизни сотни людей Ирод умер в марте-апреле 4 года до Р.Х. Храм продолжали реконструировать и после его смерти. Но есть ли будущее у такой страны, верхушка которой погрязла в убийствах? «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Матф.24:1,2). И, спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, в 70 году н. э., он был снова разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона…
… Исторический фон событий, произошедших до и после Сретения, сложен. Но сам Праздник стал одним из очень мирных и дающих людям надежду. В духовном смысле Сретение трактуется как встреча человека с Богом. Чистая душа призвана соприкоснуться с Ним, подобно маленькому Иисусу — как можно раньше, не дожидаясь конца жизни. В древние сокровенные Стены Иерусалимского Храма приходит СЕМЬЯ. ВЕРА Марии и Иосифа — незыблема, подобна мегалитам основания Иерусалимского Храма. Они — нам Пример, и значит мы тоже должны стремиться, чтобы никакие возмущения «из-вне» не могли поколебать семейное счастье. Можно сказать, что в основании Семьи должны быть «мегалиты Веры»!
III. Оборона против духовного зла — Любовь!
Ради любимых люди жертвуют собой. Чтобы спасти детей, матери бросаются на защиту. Любовь между супругами и родительская любовь имеют основание Любви Божественной. Активисты Всемирного православного молодежного движения «Синдесмос» (молодые православные богословы) объявили в 1952 году о православном молодежном празднике именно в день Сретения. В переводе с греческого языка сочетание «синдесмос» означает «единство духа в союзе мира». Официально международный праздник был утвержден на XIV ассамблее глав всех поместных православных церквей в 1992 году. В России День православной молодежи стал отмечаться с 2002 года при одобрении Святейшего Патриарха Алексия II: «… Пастыри и миряне должны стараться раскрыть перед молодыми людьми радость духовной жизни во Христе, красоту христианских человеческих отношений, создать притягательный для юных душ образ Церкви».
День православной молодежи очень нужен! Но в современной действительности за этот благополучный праздник приходится бороться! Сретению предшествует предпразднование, выпадающее теперь на иностранный коммерческий «День святого Валентина»…
Так нужны в Сретение и традиционные встречи со священнослужителями, и посещение больниц, и молодежные православные концерты , и конкурсы, и проекты «сделай сам», и «Сретенские» балы… Но не увлеклись ли мы в формальных мероприятиях, напрямую не имеющих связи с православным Праздником? Ведь, увы, канун Сретения и дня православной молодежи приходится на «суету», объявленную на Западе как День влюбленных…
Разве не странно, что День православной молодежи «опаздывает» и не разъясняет детям и подросткам о важности чувства любви — Любви возвышенной, когда в человеке любимом видишь образ Создателя? Почему в канун Сретения, 14 февраля, не говорят о Любви в нашей православной трактовке? Трепетному отношению к Богу каждый человек учится через любовь к своим ближним. Учится в семьях! Учится при построении семьи. Первое чудо Спасителя произошло на свадьбе в Каннах. Этим наш Господь утвердил особую важность благословленных отношений между мужчиной и женщиной.
Джеффри Чосер, чьи сочинения частично легли в основу подоплеки современного Валентинового дня, в средние века делал акцент на любви платонической. Рыцарь был предан даме сердца всю жизнь. Носил образ ее до самой смерти, порой лишь однажды коснувшись ее руки! Наверное, у нас так еще способны любить теперь только первоклассники, которые, еще стесняясь, в день Валентина бросают друг другу намалеванные сердечки. А старше? Старше — они уже испорчены интернетом… В 2000-е годы день Валентина охватил наши школы и вузы, а также магазины, затмевая даже наши советские 23 февраля и 8 марта…
Утраченная культура общения девушек и парней XIX-го и даже XX-го веков, которая не влечет за собой немедленные близкие отношения, не может воссоздаваться на пустом месте. И, думается, важно всю благотворительную православную молодежную деятельность, включая Сретенские балы, начинать раньше — не 15, а 14 февраля, в канун Сретения…
IY. Мученик Трифон — заступник российской молодежи против влияния «лжеВалентина».
День влюбленных существует отдельно от Сретения и дня православной молодежи. И в этом, возможно, беда. Священники, конечно, советуют учителям «не стесняться» (в конце-то концов) этих сердечек и валентинок и рассказывать ребятам о выражении чувств поэтов, бардов, художников. В каждом учебнике английского языка встречается тема «Happy Valentine’s Day». Но разве есть готовые государственные российские программы о том, как преподавателям английского, русского и литературы 14 февраля перевернуть вошедший в наш календарь праздник Влюбленных? Там даже нет рекомендаций рассказать о Robert Burns и чудесных переводах Самуила Маршака!
«В полях, под снегом и дождем,
Мой милый друг,
Мой бедный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг,
От зимних вьюг.
А если мука суждена
Тебе судьбой,
Тебе судьбой,
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой,
Делить с тобой…»
Однако, возможно, это и есть путь, которого нужно держаться нам, православным родителям: попытаться использовать литературное наследие того же Запада в борьбе с их же праздником. Да, современные дети не читают романов и стихов. Но смотрят видео и слушают музыку! Есть завораживающая песня «В полях под снегом и дождем» на слова Бёрнса в переводе Маршака на музыку Марка Карминского (в исполнении Льва Лещенко) — из детской советской пластинки о Робен Гуде. А сколько неплохих западных фильмов по трогательным романам «Джейн Эйр», «Гордость и предубеждение», «Север и Юг»! Конечно, такое кино посмотрят, большей частью, девочки. Но это и хорошо, потому что именно эмансипированные современные амазонки — зачинщицы ухаживаний и навязчивых любезностей. А фильмы по литературным произведениям писателей последних двух столетий ну хоть что-то, возможно, перевернут в их сознании… Эти произведения, показывающие скромную и терпеливую линию поведения девушки, важно обсуждать. И не только в семьях, но и в вузах и школах…
И выявляется еще один провал в борьбе с сердечками. У нас нет православной альтернативы! На Пасху есть хороший символ — это освящение куличей и яиц. На Крещение — для среднего обывателя важно получить Святую воду. В Вербное воскресенье — освятить вербу. В Троицу — побрызгать березовые веточки. В медовый и яблочный Спас — освятить мед и яблоки… Есть действия, ПОНЯТНЫЕ БОЛЬШИНСТВУ и, прежде всего, детям и подросткам. Есть зацепка! А вот на альтернативный праздник святых Петра и Февронии никакого ритуала не родилось. Да, Праздник был объявлен в правление Дмитрия Медведева, но чем его подкрепили в последующие годы? Ничем! Ромашки и васильки — увы, не освящаются в церкви как символ семьи! Нет красивых зацепок ни 8 июля, ни 14 февраля!
… Немногие прихожане храмов понимают, что день святого Валентина, навязанный нам Западной культурой, совпадает с памятью мученика Трифона — юноши-чудотворца, погибшего за Христа в 18 лет в 250 году. Вот, например, 50 человек он-лайн курса повышения квалификации учителей Православной культуры в школе, вместе с методистом, ведущим этот курс, были удивлены этим совпадением! Как? В дни «валентинок» можно рассказывать о подвиге мученика Трифона?!
Святой Трифон исцелял во имя любви к Богу и людям. Он, молодой человек, от беснования спас юную дочь императора! Мученически погибая за Христа, Трифон молился перед кончиной — это описано в его житие — чтобы те, кто будут призывать его имя, обязательно получили помощь!
В православных описаниях указано, что Святому Трифону молятся в любых поисках — но НЕ ТОЛЬКО о потерянных вещах и работе! Святого Трифона можно просить о помощи в нахождении суженного или суженной! Это напрямую перечеркивает западного вымышленного Валентина.
Оргии Луперкалий не могли быть очищены странной легендой о несуществующем Валентине. Реальные святые Валентины погибли и почитаются нашей церковью в совершенно другое время. Оба святых Валентина, жившие в III веке и погибшие за Христа, не имеют ни малейшего отношения к каким-либо любовным действиям. И Валентин Римский, пресвитер. И Валентин, епископ города Интерамны. Дни их памяти — летом (19 июля и 12 августа). Поэтому 14 февраля на борьбу со всей отрицательной стороной «валентиновых» отношений способен выступить сильный Святой Чудотворец — юноша Трифон! Почему же прежде всего ЕМУ мы не читаем молитвы против засилья западной продукции и психоза в школах? Кто, как не он, этот доблестный Святой Угодник, способен направить наши прошения за молодое поколение ко Господу?!
И символ в противовес западных сердечек имеется! Давайте вспомним, как мученик Трифон помог молодому московскому сокольнику, боярину Патрикееву вернуть потерянного при охоте царского кречета. На месте этого чудесного явления — в Сокольниках — была построена церковь Трифона в Напрудном (по ранней версии — примерно с конце 1470х гг до 1492 г.). От густых древних лесов Москвы сейчас остался лишь парк Сокольники. Но это парк, в котором отдыхает и дышит свежим воздухом наша российская молодежь! В Сокольниках есть и детские аттракционы! Разве не приходило никому в голову связать все эти неслучайные совпадения и начать проводить Праздник православной молодежи в Сокольниках 14 февраля?
В 1803 году митрополит Черногорский Петр Негош прислал из города Котор три частицы мощей святого Трифона мастеру серебряных дел Трифону Добрякову. Тот их положил в серебряные позолоченные мощевики и в 1812 году передал в дар Александру I. В 1819 году Император отдал эти святыни в храм мученика Трифона в Напрудном. Но Трифоновская церковь была закрыта в 1931 году, пристроенные в XIX веке колокольня, трапезная и два ее предела (южный — Никольский, и северный — Филаретовский ) были взорваны… Уникальная икона с частицами мощей перекочевала в церковь Знамения на Рижском вокзале.
Пришел ХХI век… Казалось бы Трифоновская церковь вырвана из оков Медико-генетического центра МОНИКИ, который много лет использовал храм как склад. Теперь здесь идут службы, есть свои прихожане. Правда, конечно, жаль, что никто не спешит вернуть Святую реликвию родному храму! К уникальной Трифоновской иконе с частицами мощей можно приложиться по-прежнему лишь в Знаменской церкви. А ведь можно было бы проводить центральные мероприятия начала Дня православной молодежи именно в этой церкви — Трифона в Напрудном!
В день Валентина нас заваливают сердечками. Но можно вспомнить о птице, чудесно возвращенной святым Трифоном! Ведь чувство любви — романтическое, возвышенное — ПТИЦА, устремленная к Богу! И это перекликается с другими птицами — Сретенскими голубиными птенцами — жертвенными горлицами – принесенными святым Иосифом в Иерусалимский храм. Первая горлица приносилась во всесожжение. И дым от нее восходил к Богу. Другая – во оставление грехов. Да, символы в виде птиц уже есть: на Благовещение Святейший Патриарх выпускает живых голубей, на праздник Севастийских мучеников — пекут жаворонки. Почему бы на праздник мученика Трифона, накануне Дня православной молодежи, не освящать рукодельных птиц-СОКОЛИКОВ — бумажных или сшитых? Чем не символ преданной любви? Птица Сокол — образ высоких духовных отношений. Ее можно дарить на память, даже во время обручения. Тому, кого человек действительно отыскал, по молитвам святого Трифона, как спутника дальнейшей семейной жизни. «Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить волшебную невидимую нить, которую меж ними протянули» (из «Баллады о Любви» Владимира Высоцкого).
… Древние мегалитические камни охраняют и поныне Храмовую Гору. Силы добра и зла борются за души молодых людей на Планете. Оплотом Бога в становлении настоящей Любви является семья, пример самопожертвования и счастья.
… Семейному празднику Сретения предшествует день памяти юноши, отдавшего свою жизнь за Христа. Так давайте же обратимся за помощью к святому Трифону:
— Святой мучениче Трифоне, моли Бога за нас, за наших отроков и отроковиц, за наших девушек и юношей, за нашу российскую молодежь!!!