12 января на сайте change.org была опубликована петиция, автором которой стал недавно уволенный с поста руководителя руководителя синодального отдела по взаимодействиям Церкви и общества — прот. Всеволод Чаплин, и был запущен электронный сбор подписей. Заголовок и требование данной петиции: «Дать общинам Русской Православной Церкви возможность избирать священнослужителей». Предложение, мягко говоря, новаторское и, может быть, полезное, однако возникает вопрос: соответствует ли оно тому на чём зиждется наша Церковь — Священному Преданию? Этот вопрос я задал старшему преподавателю кафедры теологии Миссионерского института города Екатеринбург и ведущему программ на православном телеканале «Союз» — Константину Владиленовичу Корепанову. И вот что он ответил.
Здравствуйте. Я решился ответить на вашу просьбу, но ограничить свой ответ только свидетельствами канонических правил, из которых с совершенной очевидностью явствует, что предложение отца Всеволода не канонично и не соответствует Преданию. Но в силу этих же правил, как мирянин я не вправе подвергать критике духовенство, потому что для этого есть и его собратья священники, и священноначалие. Не по чину мне, кто бы обо мне чего ни думал, критиковать (пусть и ошибочные) действия уважаемого священника. Церковь не демократический институт, а иерархический. И это справедливо как для отца Всеволода, так и для меня.
Правило 13 Лаодикийского собора.
Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестися во священство.
(Смотри еще: 4 правило I Вселенского собора; 19 правило Антиохийского собора; 5 правило Лаодикийского собора; 10 правило Сардикийского; 50 правило Карфагенского собора).
Для тех, кто не знает, правила принятые данными поместными соборами специальным постановлением VI Вселенского собора признаны как имеющими вселенскую (универсальную) каноническую ценность.
Правило Апостольское 15.
Аще кто, пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иной отъидет, и совсем преместяся, в другом жити будет без воли епископа своего: таковому повелеваем не служити более, и наипаче, аще своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушал. Аще же останется в сем бесчинии: тамо, яко мирянин, в общении да будет.
(Смотри ещё: 5,10, 20, 23 правила IV Вселенского собора; 17-18 правила VI Вселенского (Трулльского) собора; 3 правило Антиохийского собора;54, 90 правила Карфагенского собора).
Здесь важно категоричность утверждения, что для священника важнейшей и определяющей является только воля епископа, а вовсе не воля народа, чиновника или государственного деятеля.
Правило Апостольское 31.
Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по едином, и втором, и третием увещании от епископа.
(Смотри ещё: 6 правило II Вселенского собора; 3 правило III Вселенского собора; 18 правило IV Вселенского собора; 31, 34 правила VI Вселенского (Трулльского) собора; 5 правило Антиохийского собора; 10-11 правило Карфагенского собора).
Правило в качестве профилактики антиепископских настроений, всё более и более популярных в околоцерковной среде, мечтающей о демократическом (как кажется) собирании паствы вокруг священника. Центр церковной общины был, есть и останется до скончания времен – епископ. Без него, помимо него, вопреки ему нет никакой церкви. Вот, для примера слова священномученика Игнатия Антиохийского (Богоносца): «Чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но куда пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия пленяют идущих путем Божьим; но при единении вашем они не будут иметь места. Удаляйтесь от злых плевел, которых не взвращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Не то, чтобы я нашел у вас разделения, напротив скорое очищение. Ибо, которые суть Божьи и Иисус Христовы, те с епископом. И те, которые покаявшись придут в единение Церкви, также будут Божьи, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову. Итак, старайтесь иметь только одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, со служителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге» (Послание к Филадельфийцам). К этому можно добавить другое апостольское правило
Правило апостольское 39
Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их.
Важное свидетельство. Все христиане данной епархии вверены заботе епископа. В том числе и священники. Конечно, каждому священнику кажется, что за души своей паствы отвечает он сам, что это ему дана власть «вязать и решить», что это именно он даст ответ за каждого человека. В плане повседневной практике христианской жизни – это так. Ровно настолько, насколько и каждый мирянин ответит перед Богом за свое отношение с человеком, который встретился ему сегодня по воле Божьей, и за каждое слово, и за дарованное прощение. Но в плане иерархической структуры Церкви и церковного домостроительства – это не так. И каждый священник ставленнической грамотой утверждается в послушании своему епископу.
Правило 8 IV Вселенского (Халкидонского) собора.
Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических, да пребывают, по преданию святых отец, под властью епископов каждого града, и да не исторгаются, по дерзости, из под управления своего епископа. А дерзающие нарушать сие постановление, каким бы то ни было образом, и не подчиняющиеся своему епископу, аще будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам: аще же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения церковного.
(Смотри ещё: 15 правило I Вселенского собора; 6,10 правила IV Вселенского собора).
Здесь повторяется категоричная мысль о безусловности подчинения и послушания воли епископа. Но безусловность подчинения епископу делает по меньшей мере неважным избрания народом. По меньшей мере… Ведь, в сущности, идея избрания народом именно в том, чтобы сделать невозможным власть епископа над священником: без согласия народа епископ не может переместить или наказать священника, он вынуждается во всем согласовывать свои решения с народом, а значит перестает быть пастырем, ибо овцы начинают пасти сами себя.
Правило 18 IV Вселенского (Халкидонского) собора.
Соумышление, или составление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбраняти в церкви Божией, дабы сего не было. Аще убо некие из клира, или монашествующие окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строящими ковы епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут низвержены со своего степени.
(о том же 34 правило VI Вселенского (Трулльского) собора)
Любое собрание (мирян или священников) против своего епископа, хотя бы это было бы только собрание обсуждающее ошибки епископа, или размышляющее о том, каким бы образом суметь не исполнить епископскую волю – есть априори собрание антицерковное.
Конечно, может быть, епископ и неправ, но решает это не священник, не дьякон, не народ. А собрание епископов. О чём, кажется, в наше время свободной и безответственной критики все забыли. Об этом очень много канонических свидетельств, приведем всего два:
Правило 28 (37) Карфагенского собора.
Определено такожде, чтобы, когда пресвитеры и диаконы, и прочие низшие причетники, по возникшим у них делам, жалуются на суд своих епископов, выслушивали их соседние епископы, и чтобы, с согласия собственных их епископов, прекращали возникшие между ими неудовольствия приглашенные ими епископы. Того ради аще и от сих к высшему суду восхотят пренести дело: да не приносят в суды по ту сторону моря, но к первенствующим епископам своих областей, якоже многажды определено сие и о епископах. А переносящие дело к судам по ту сторону моря никем в Африке да не приемлются в общение.
(Смотри ещё: 6 правило II Вселенского собора; 9 правило IV Вселенского собора; 4 правило Антиохийского).
Правило 62 (73).
Подобает просити (гражданские власти) и о сем, да благоволят узаконити, чтобы клирика, в каком бы он ни был степени, осужденного за какое либо преступление судом епископов, не было позволено защищати от наказания ни той церкви, в которой он служил, ниже какому либо человеку: а чтобы в наказание за сие положено было денежное взыскание, или лишение чести, и да повелят, чтобы к извинению в том не был принимаем ни возраст, ни пол.
Общинам хочется управлять священниками (как это было, скажем, в советское время), священникам хочется управлять епископами, епископам, случается, хочется управлять патриархом и собором… Всё это очень демократично, но совершенно нецерковно. Именно смирение и послушание составляют духовную (аскетическую, психологическую) основу пребывания каждого в Церкви. Именно этому мы призываемся учиться в Церкви. И даже если иерархия поголовно неправа, лучше, следуя за Христом, пострадать за правду, ибо, по слову апостола Павла мы к тому и призваны: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:18-21).