Антихрист и тоталитарность

26 января, 2021 Православие Комментарии : 0
Читали : 937

В наше время распространены заблуждения относительно власти антихриста, которые смущают умы и сердца верующих и понуждают одних к радикальным действиям, а других оставляют в томлении духа и постоянной тревоге. Некоторые из них, с которыми пришлось столкнуться автору, рассматриваются ниже.

[Автор сам не является сторонником или проповедником тотального контроля, но по причинам гражданским.]

I. Заблуждение о тоталитаризме при антихристе

На самом деле в Священном Писании говорится только о поклонении антихристу как Богу и геноциде непоклонившихся (в т.ч. и через полный контроль купли-продажи), но не упомянуто об ограничениях на перемещение, на приобретение недвижимости, культурных ценностей, о преследовании за идеологию, ограничении рождаемости, общения между людьми и т.п. В этом антихрист выступит как примиритель и дарователь свободы (греховной, в понимании современной идеологии толерантности). Все великие деятели приходили с лозунгами о свободе, улучшениях и пр. Вряд ли антихрист придёт как поработитель, а вот как очарователь — точно.

«…когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Сол. 5:3).

Свт. Феофан Затворник:
«Егда рекут; кто речет? – Имеющие жить пред пришествием Господа, но, очевидно, забывшие о сем пришествии, презирающие истину, нерадящие о спасении, страстям своим поблажающе, не думая о скором суде и решении последней участи своей. Рекут – то есть сложатся в уме своем и сердце, упокоятся в том убеждении, что прочны мир и утверждение; все спокойно внутри и ограждение совне твердо, тверды основы благоденствия и безопасности; подобно людям, мирно в имениях своих живущим и ни о чем другом не думающим, как: ешь, пей и веселись. Подобную похвальбу со стороны лживых пророков выставляет пророк Иезекииль, с судом Божиим за это (Иез.13:10 и далее)»[1].

Прп. Иустин (Попович):
«Все эти теории [о мире без Бога и о ненужности Бога — А.] порождает древняя извечная ложь о Боге, выдуманная отцом лжи – диаволом, и в действительности эта ложь – корень всех безбожных и богоборческих учений, посредством которых она дойдет до Страшного Суда, до Дня Господня, великого и явленного. В последние дни эти учения станут поносить Христа Бога и отвергать Его божественную истину о мире и о конце мира. Таким образом они создадут мир без Христа и противный Христу и провозгласят во всеуслышание, что хотят утвердить в мире мир, прочность и безопасность. И когда они воскликнут: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут»[2].

Это означает, что используемая часто в полемике о власти антихриста антитоталитарная риторика просто лжет, имея целью впечатлить легковерных и неграмотных, увлечь в свои сети, пополнить свои ряды верующими, чаще всего более отзывчивыми и мотивированными, более активными. Это просто деловой подход к выполнению задачи. Что за задача и кто её инициатор — пусть останется вопросом для «диванных генералов» от конспирологии… или для компетентных органов. Христианам же есть чем заняться.

2. Заблуждение, сводящее власть антихриста только к тотальному контролю

Из этого заблуждения следует, что всякое участие в построении тотального контроля является греховным по сути и всё более греховным по мере приближения к завершению процесса. Здесь ошибка в том, что средство возводится в достоинство цели при очевидной утрате понимания самой цели — поклонении антихристу как Богу (а не просто как царю мiра), «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). Тот, кто «вопиет» о духовной жизни и одновременно переоценивает роль систем контроля, получается, её-то (духовную жизнь) искажает, путая средство с целью.

Сщмч. Ипполит Римский, Слово о Христе и антихристе:
«Здесь явится вера и терпение святых. Ибо говорится: “и сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десней руце их или на челе их, да никто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание имя зверя, или число имени его”. Он, коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесет жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая дается на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти»[3].

«Они [иудеи — А.] в то время, воспользовавшись случаем, будут просить себе отмщения у человека смертного, восстав на рабов Божиих. А он, надмившись против сих, начнет посылать указы на святых, чтобы всюду умерщвлять всех тех, кои не захотят его почитать и поклоняться ему, как Богу, как говорит Исаия: “Горе корабельным крилам земли, яже об ону страну рек Ефиопских. Посылали по морю послы в залог, и послания книжная верху воды: пойдут бо вестницы легцы к языку высоку и к людям странным и строптивым на них, язык безнадежен и попран” (Ис. 18:1–2)»[4].

Прп. Ефрем Сирин, Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово:
«Он сам – богоборец, и всех захочет погубить. Такой способ употребит мучитель, что все должны будут носить на себе печать зверя, когда в свое время, то есть при исполнении (полноты) времен, придет он обольстить всех знамениями; (сделает так, что) в таком только случае можно будет людям покупать себе снедь и все потребное, и поставит змий надзирателей исполнять его повеления. Заметьте, братья мои, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения его лукавства: начинает он с чрева, чтобы вынудить человека, приведенного в крайность недостатком пищи, принять печать зверя… Для того, без сомнения, употребит такой способ, чтобы имя Господа и Спасителя даже и не имянуемо было в то время; сделает же это бессильный, боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего. Ибо если кто не будет запечатлен печатью зверя, тот не пленится и мечтательными его знамениями»[5].

Свт. Андрей Кесарийский, Толкование на Апокалипсис:
«И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни»[6].

Из приведённых цитат свв. отцов следует, что власть антихриста не имеет самоцелью тотальный контроль (потому что у принявших печать будет «мир и безопасность»). Это означает, что тотальный контроль как инструмент не является ни абсолютным маркером пришествия антихриста (более или менее тоталитарные режимы в истории уже были), ни чем-либо, имеющим религиозную значимость, чтобы быть оцененным как нечто греховное, как то, против чего надо бороться (по религиозным причинам). Следующие этому заблуждению поступают, образно выражаясь, как пёс угрызающий и терзающий палку, которой его обычно наказывают.

3. Заблуждение чисто духовного характера

Заключается в доверии своему разуму, оценкам обстоятельств и лиц, уповании на себя, неуповании на Бога. Выражается томлением духа, неопределённостью, тревогой в связи с поиском степени участия в «системе» («доколе терпеть?»), от неоднозначности оценок ещё и поиском печати антихриста в нынешнее время, поиском способов «побега» из «системы» и от печати антихриста, которые в силу нашей урбанистической жизни слабо реализуемы, что может приводить к унынию или радикальным действиям в отношении участия в «системе» (Пермский случай).

Ниже приведены цитаты о том, что есть печать антихриста по сути своей.

Свт. Андрей Кесарийский:
«Посему нет ничего несообразного, что и оруженосец или предтеча антихриста, действующий при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, повелит избивать ему непоклоняющихся и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках для пресечения делания правых и добрых дел, а также и на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме»[7].

Примасий:
«И он сделает всем <…> начертание на правую руку или на чело. Здесь он предпо­читает различать отдельных членов, которых он чаще воспринимает вместе в единой массе или в лице зверя. Рука обозначает дела, а десница — притворное благочестие. Чело обозначает исповедание веры. Поскольку и то и другое благо пострадало от обмана, постольку и то и другое принимает начертание»[8].

Свт. Кесарий Арелатский:
«Святые, которые находятся в Церкви, получают Христа на руку и на чело, лицемеры же — зверя под именем Христа. <…> Праведные же не поклоняются зверю, то есть не соглашаются, не покоряются; и не получают начертание, а именно преступный знак: на чело — за то, что исповедуют, и на руку — за то, что творят»[9].

Свт. Андрей Кесарийский, Толкование на Апокалипсис:
«“И не имут покоя день и нощь”. День и ночь упоминаются не потому, что течение и будущего века будет соизмеряться по солнцу и грешники тогда не будут иметь покоя, но или сообразно настоящему обычаю измерять время днями и ночами, или потому, что «день» означает вечную жизнь святых, а “ночь” – мучения грешных, которые достойно постигнут всех, изображавших в себе образ зверя своими диавольскими делами и хулением на Христа и написавших бесчестное имя зверя в сердце своем»[10].

Заключение

Из приведённых цитат свв. отцов и других комментаторов книги Апокалипсис следует, что в первую очередь печать антихриста есть вера сердца, выражаемая образом мыслей и действий, уподобление антихристу жизнью, духом. В этом её духовная суть. Техническое же исполнение будет зависеть от времени пришествия антихриста. И раз антихрист будет доискиваться поклонения себе как Богу (а не просто как царю мiра с тотальным контролем в руках), применяя обольщения и ложные чудеса, то стоит более озаботиться о делах веры и благочестия, а не распыляться на самоуверенную борьбу с инструментарием, который может быть полезен сейчас.

Если же присмотреться, то можно увидеть в такой борьбе и некоторую внутреннюю капитуляцию: неупование на Бога и возлагание надежды на отдаление пришествия антихриста своими силами есть подспудное самообожение, самонадеянность, самоцен. Но именно эти качества и нужны антихристу для обольщения народов! Потому что в антихристе народы увидят позволение (оправдание и подтверждение в обольщениях и ложных чудесах) своим глубоким греховным желаниям, суть которых есть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).

________________________________________

[1] http://bible.optina.ru/new:1sol:05:03#svt_feofan_zatvornik

[2] http://bible.optina.ru/new:1sol:05:03#prp_iustin_popovich

[3] https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/xrist_antixrist/#sel=55:183,55:310

[4] https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/xrist_antixrist/%23sel=64:120,64:210#sel=64:120,64:210

[5] https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/19#sel=12:23,12:332

[6] https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokalipsis/13#sel=43:117,43:142

[7] http://bible.optina.ru/new:otkr:13:14#svt_andrej_kesarijskij

[8] http://bible.optina.ru/new:otkr:13:14#primasij

[9] http://bible.optina.ru/new:otkr:13:14#svt_kesarij_arelatskij

[10] https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokalipsis/14#sel=36:1,36:75

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 4 года

Алексей Сёмин

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 28-01-2021

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .