Не следует и ныне думать, будто наша православная вера развращается оттого, если один говорит свое последование немного различно от другого в несущественных вещах, лишь бы только согласовался в важнейших, свойственных соборной Церкви.
Паисий, патриарх Александрийский (+ ок. 1678)
Для православного человека, регулярно посещающего свой храм, но не особенно интересующегося историей и традициями православия, со временем может сложиться убеждение, что уклад его прихода, богослужения, практик благочестия, к которым он привык, является единственно возможным вариантом спасительного православия. Возникает путаница догматики с обрядовой частью православной традиции. При безусловной взаимосвязи этих понятий, неправильно делать вывод о том, что единое вероучение предполагает лишь единую форму его выражения. Еще свт. Феофан Затворник напоминал, что некоторыми разностями в церковных порядках нечего смущаться. Они всегда были позволительны, и по существу дела таковы. Грех только неблагоговеинство, а самые чины могут быть изменяемы все, кроме существенного в святых таинствах.
Таким образом, при уважении и следовании местной церковной традиции, христианин не должен забывать, что она не является единственной из возможных и тем более не осуждать тех верующих, чьи формы угождения Богу не совпадают с его стереотипами. Ниже представлены некоторые примеры таких различий, существующих за пределами типичного русского православия, но не мешающих православным христианам едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:6).
1. Употребление музыкальных инструментов за богослужением.
Принято считать, что православное богослужение традиционно исполняется a cappella, а католическое, напротив, с использованием музыкальных инструментов. Для восточных Православных Церквей это зачастую так, но этим все не ограничивается. Приходы православного западного обряда Америки (Антиохийской Православной Церкви) и часть приходов РПЦЗ используют орган или синтезатор за богослужением. В восточной традиции тоже есть примеры: в храме святителя Спиридона на Корфу приходилось видеть органное сопровождение. Не спешите думать об искажениях и нововведениях: некоторые монастыри оплота православия Святой горы Афон сопровождают пение на каждении храма стихов полиелея множеством ударных музыкальных инструментов, рождая в душах непередаваемое ощущение духовного ликования и торжества всепобеждающей силы Божией. Да и наш колокольный звон, который исполняется по Уставу во время важных частей богослужения, можно считать неотъемлемой частью русской церковной традиции.
![](http://pravblog.ru/wp-content/uploads/r-w_HlLkP_0.jpg)
Западнообрядный храм Спаса Эммануила, Антиохийская Православная Церковь. Уоррен, штат Массачусетс, США.
2. Форма крестного знамения.
Мы привыкли, что креститься нужно сложив три пальца вместе и два загнув. Все брошюры о крестном знамении учат о том, как правильно его совершать. Приходилось слышать, как некоторые священники заявляли, что есть православная и неправославная форма наложения креста. Согласен, для большинства православных вышеобозначенная форма самая знакомая и широко используемая. Немногие знают, что не только древние христиане крестились по разному, но и в современном православии это разнообразие сохраняется. Единоверческие приходы РПЦ, верные дореформенному обряду, крестятся двумя перстами (согласно определению Поместного собора РПЦ 1971 г. старый и новый обряд признаны равночестными и равноспасительными). Кроме того, на приходах западного православного обряда РПЦЗ, наряду с привычным троеперстием, практикуется одноперстное крестное знамение (крест на лбу большим пальцем правой руки).
![](http://pravblog.ru/wp-content/uploads/TeEo4Jwl1NI-800x533.jpg)
3. Дни, когда запрещено венчание.
Наверное все слышали о днях, когда нельзя венчаться и о мнении, что дети, зачатые в то время, когда оно запрещено, будут ущербными. Но вот, что интересно: оказывается дни совершения венчания разнятся в зависимости от традиции Поместной Церкви. В дни многодневных постов ни греки, ни русские однозначно не венчают. В отличие от русских, греки венчают в период Святок, в будни Сырной седмицы (кроме пятницы), накануне воскресных дней и двунадесятых праздников (кроме Богоявления и Пятидесятницы). Что до среды и пятка, то у нас запрещается бракосочетание не в самые эти дни, как у греков, а накануне их, и при том чрез весь год без всякого исключения *. Как вы можете заметить, единого правила для всех не существует, а потому подобные ограничения следует признать дисциплинарными мерами Поместных Церквей.
4. Исповедь.
Здесь можно отметить две особенности.
1) У православных греков и у румын не все священники имеют права исповеди, а лишь опытные духовники, имеющие специальное поставление от архиерея.
2). В греческой традиции нет четкой связи между таинством покаяния и Евхаристии, то есть не нужно как у русских исповедоваться без острой необходимости перед каждым причащением. Оба таинства существуют отдельно друг от друга. Хорошо это или плохо — вопрос другой, главное, что эта традиция широко распространена в православии.
![](http://pravblog.ru/wp-content/uploads/brzf5LpHAcc-800x533.jpg)
5. Кому можно кадить?
Кому-то вопрос покажется странным, но для русского православного, каждение — это привилегия диакона и священника. Тем не менее, в других Церквях этой привилегией пользуются и миряне. В греческой традиции в отдельные моменты богослужения его совершают пономари, также дело обстоит и в западном православном обряде. А в Антиохийской Православной Церкви кадить позволяется даже женщинам!
* Серединский Т., прот. Особенности в священно-богослужебных обрядах и обычаях Греческой и Русской Церкви. // Христианское чтение. 1871, № 10. С. 544.