О вакцинации. Мнение главреда

13 января, 2022 Колонка главреда Комментарии : 0
Читали : 786

Выскажусь по поводу вопроса, порядком утомившего меня, из-за которого можно поссориться с близкими людьми. Я говорю о пандемии, прививках и тех ограничениях, с которыми пришлось столкнуться всему миру.  Высказывание же моё будет философским: по моему скромному мнению, неприятие, боязнь противоэпидемических мер (самоизоляция, вакцинация, введение Qr-кодов) – вещь иррациональная и требует осмысления.

Сразу оговорюсь. В этом тексте я не буду касаться вопроса об эффективности и вреде вакцин от Ковида: думаю, здесь проблема кроется далеко не в медицинских данных, а в желании или нежелании доверять не столько медицине, сколько власти, призывающей прививаться. Найти же оправдание своему недоверию в лице какого-то академика РАН в эпоху Интернета не составляет труда, но кто сказал, что этот академик никем не ангажирован и не обижен на власть[1]. О «лидерах общественного мнения» (музыкантах, бывших телеведущих, актёрах), рассуждающих на медицинские темы и призывающих не прививаться, не имея соответствующего образования, я промолчу. То, что вакцины в подавляющем большинстве случаев эффективны (предотвращают тяжёлое течение болезни), подтверждает статистика[2]. Поэтому здесь я постулирую, во-первых, что вакцина безвредна, если у вакцинированного нет противопоказаний к её компонентам, во-вторых, что вакцина эффективна и её массовое применение сокращает смертность от Ковида.

Все виды страхов, связанных с пандемией, если не брать страх чисто медицинского характера, которые активно муссируют в том числе и православные сообщества, можно условно и очень упрощённо (я буду писать как можно проще, чтобы быть понятным широкому кругу читателей) разделить на два вида: эсхатологические теории и теории заговора.

Эсхатологические теории в церковной среде появляются всякий раз, когда государство вводит какую-то новацию, связанную с куплей-продажей или идентификацией личности. Вспомните панику вокруг штрих-кодов на товарах, ИННов и электронных паспортов. Сейчас эсхатологи всех мастей ухватились за пандемийную повестку. Суть «новой» теории проста и в разных своих вариантах сводится к мифологеме: «уколешься вакциной – примешь Антихриста!». Конечно, данная теория, несмотря на то, что её придерживаются некоторые архиереи поместных церквей, как и упомянутые выше её предшественники, противоречит не только официальной позиции Русской Православной Церквиi[3], но и самому своему первоисточнику – Откровению св. Иоанна Богослова. Ведь если читать эту книгу внимательно и последовательно, станет понятно, что начертание зверя, с которым некоторые отождествляют то вакцину, то QR-коды, выдаваемые имеющим медицинский отвод, переболевшим и привитым, будет наложено на правую руку и чело только тех, кто поклонится зверю, остальные же будут убиты (см.: Откр.13:15-16). Произойдёт это после целой череды катаклизмов вселенского масштаба, которые, мягко говоря, сложно будет не заметить. Хочется спросить у сторонников данной теории: «Когда к вам приходил Антихрист и призывал вас себе поклониться и как вы после этого выжили?» Ещё хочу спросить: «Что у вас вместо неба, которое уже должно было свернуться, как свиток, и вместо звёзд – они же должны осыпаться, как смоквы, и почему вы до сих пор на диване и не скрылись в пещерах и ущельях гор (см.: Откр.6:12-15)? День гнева уже наступил, а мы не в курсе – неудобно как-то».

Разнообразные же теории заговора заставляют задуматься, но только до того момента, когда посмотришь, какое бурление и разделение, какой экономический и ценностный кризис происходят в мире. Предположим вслед за д.ф.н. В.К.Шохиным (а далее я попытаюсь дать достойный ответ на доводы, представленные именно в его статье «Вакцинофобия, «фундаментализм» и тонкая настройка современной пандемии»[4]), что коронавирус создан искусственно с определёнными целями, и что «Если бы у него была даже только одна мишень, удачно сбитая – устроение такой выборной кампании в США, которая привела к устранению Дональда Трампа (а здесь Covid-19 был использован и для разжигания нужной расовой войны, и для голосования по почте, и для блокирования наблюдателей выборов местными органами управления) и приходу к власти демократов, этого было бы уже вполне достаточно для полного оправдания использования данного вида биооружия». Но не слишком ли большая цена заплачена и платится (806 375 погибших на 19 декабря 2021 г., 100 тыс. заболевших в день и колоссальный экономический кризис) за смену хозяина Белого дома, особенно в контексте того, что рейтинг избранного год назад демократа Джо Байдена ниже 40% и на следующих выборах в Конгресс победят республиканцы? Устранить Трампа, если уж на то пошло, можно было намного проще. Также мне не кажется, что пандемия хоть сколько-нибудь помогла победить в США тому, что уважаемый профессор называет «расово-гендерным неомарксизмом». Вспышки расового и гендерного вопросов, где афроамериканцам и гомосексуалистам дают якобы равные права с белыми и гетеросексуалами, на деле ущемляя права последних, мы наблюдали задолго до пандемии.

Есть версия, что бенефициаром пандемии может быть Китай. Но кроме того, что предполагаемой (а есть и другие версии) «родиной» коронавируса является лаборатория в Ухани, и кроме довольно странной статистики заболеваемости (чуть более 90 тыс. заболевших за всю пандемию), что можно объяснить жесточайшими карантинными мерами и закрытостью страны, доказательств этому нет, и не видно, где КНР получила выгоды. Даже санкции, введённые Трампом в отношении Китая, Байден не снял.

Однако нужно сказать, что уважаемый профессор никого конкретно не обвиняет, а лишь собирает пазл из разрозненных фактов, которые он называет «векторами», и говорит, что всё это происходит, проще говоря, в интересах князя мира сего[5], делая таким образом из такой сугубо материальной проблемы, каковой, по моему мнению, является пандемия, проблему метафизическую. А с метафизикой, с делами лукавого, можно связать всё, что угодно. Лично мне кажется: факты, представленные в статье, как кусочки пазла, соединяются только на плоскости метафизики, заботливо подложенной Владимиром Кирилловичем, но если эту плоскость убрать, то весь этот пазл рассыпется. Нужна ли эта метафизическая плоскость?  Оставлю данный вопрос открытым.

В рассматриваемой статье есть несколько основополагающих мест, по которым нельзя не высказаться. Они, кажется, вступают в противоречие если не с учением православной Церкви, но точно с её миропониманием.

Так, в начале статьи уважаемый профессор говорит: «Так и в случае с «вакцинофобным» алармизмом, никак не учитывается восприятие реального ущерба, который нанёс в 2020 г. православному сознанию Covid-19 как таковой. А здесь и непонимание этим сознанием, почему храмы на Пасху (и не только храмы, но даже и их дворы) должны были быть закрыты, тогда как супермаркеты открыты, какие права госаппарат имеет на регулирование участия верующих в таинстве Евхаристии или почему они должны подражать прп. Марии Египетской в одном только удалении от храмов, а не во всем остальном «жестоком житии» (без одежды, пищи и ложа для сна) вместе с хождением по воде как по суше…».

Лично у меня данные факты не вызывают ни недоумения, ни смущения. Во-первых, без посещения храма на Пасху, даже если вы очень глубоко верующий, можно прожить, когда как без похода в любой продуктовый магазин (почему Владимир Кириллович ополчился именно на супермаркеты, я не понимаю), особенно если до вас не доезжает доставка, выжить вряд ли удастся, а накрыть праздничный стол вообще невозможно. Во-вторых, «госаппарат», как изволил выразиться уважаемый профессор, в лице Роспотребнадзора и Правительства ничего не говорил о закрытии храмов, если не считать ситуацию в Санкт-Петербурге[6]. Московские же церковные власти вняли требованию главного санитарного врача города[7], чего не сделали главы многих епархий[8]. Запрет на участия мирян в богослужениях – вещь не новая[9] и вполне оправданная как с эпидемиологической точки зрения (для снижения числа новых заболевших нужно не допускать больших скоплений людей), так и с церковной. Что бы ни говорило «православное сознание», упомянутое профессором, и его, этого сознания, представители, у Церкви нет канонов, обязывающих члена Церкви посещать храм не реже определённого периода времени[10]. Всё же остальное (посещения храмов по праздникам и воскресеньям, как и разнообразные паломнические поездки, крестные ходы, молебны) – всего лишь часть благочестивой традиции, имеющая мало общего с догматикой и аскетикой. Казалось бы, маститый богослов, коим является Владимир Кириллович, не должен потакать стереотипам «православного сознания» такого рода, борясь с ними, как Дон Кихот с ветряными мельницами, но он их зачем-то педалирует. Добавлю, что в том же стиле уважаемый профессор говорит, что «православному сознанию» нанесли ущерб просьбы священноначалия подражать прп. Марии Египетской в её удалении от храмов. С вашего позволения, я не буду разбирать данный пассаж и пойду дальше.

Мне кажется, вся эта мировая истерия какой-то части человечества сначала вокруг самоизоляции, затем – вокруг вакцинации и пресловутых QR-кодов –  зиждется на неверном понимании личной свободы. Это особенно заметно, когда против ограничений высказываются христиане. Яркий пример такого высказывания – цитируемое Владимиром Кирилловичем опубликованное 8 мая 2020г. «Обращение к Церкви и к миру – к католикам и всем людям доброй воли», подписанное католическим архиепископом Карло Мария Вигано, другими прелатами, иммунологами и вирусологами, журналистами, издателями и литераторами, адвокатами и учителями. Там мы читаем: «Факты показывают, что под предлогом ковидной эпидемии неотчуждаемые права граждан во многих случаях нарушаются, а их фундаментальные свободы, включая свободу богопочитания, самовыражения и передвижения, диспропорционально и неоправданно ограничиваются. Общественное здоровье не должно и не может становиться оправданием для нарушения прав миллионов людей во всем мире, не говоря уже об освобождении гражданской власти от её долга действовать разумно для общего блага… У нас есть основания считать, на основании официальных данных о случаях заболеваний по отношению к смертям, что есть силы, заинтересованные в создании паники среди населения мира с единственной целью – постоянного наложения неприемлемых форм ограничений свобод, контролирования людей и отслеживания их передвижений»[11].

Даже если отбросить теорию заговора, на которой основывается данное письмо, всё же хочется спросить у его авторов и подписантов, с каких пор в христианстве гуманистические ценности (а таковыми без сомнения являются свобода богопочитания, самовыражения и передвижения) стали быть выше любви. А ведь именно это вытекает из этих слов. «Мы хотим ходить в храм, – как бы говорят они, – и нам плевать на здоровье ближнего!». Им (авторам и подписантам данного письма в мае 2020 года и солидаризующимися с ними сейчас), видимо, плевать и на то, что по всему миру в ковидных госпиталях и отделениях каждые сутки погибают десятки тысяч человек (за всю пандемии погибло более 5 млн. человек), на то, что системы здравоохранения разных стран захлёбываются от нагрузки, на то, что миллионы врачей, представителей среднего медперсонала и санитаров,  благодаря которым, собственно, смертность от ковида по миру не превышает 2%, не видят своих родных и близких неделями. Им на всё это плевать, они хотят ходить в храмы, исполняя никому неведомую заповедь Христа и пренебрегая заповедями всеми известными. Хотя, казалось бы, чего проще было бы посидеть дома и тем самым проявить заботу  о ближних (или, если угодно, любовь к ним)?

Но нет! Видимо, поклонение свободе для них выше любви и выше Христа. Иначе бы они не протестовали ни против самоизоляции, ни против вакцинации, ни против QR-кодов, а исполняли Его заповедь «отдайте кесарю кесарево» (Мф.22:21) и призыв апостола Павла: «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13:5-8). Но послушание власти – будь то власть светская или церковная – для некоторых противников вакцинации и QR-кодов – вещь немыслимая, неприятная и противная всей их сущности. Сопротивление власти – это их любимое занятие, хотя российская власть относится к «антиваксерам» крайне лояльно[12], когда как власти так называемых развитых стран вводят обязательную вакцинацию и штрафы за уклонение от неё[13].

Да, в России вакцинация обязательна для граждан определённых категорий, список которых в каждом регионе разный, да, имеют место «перегибы на местах» со стороны местных властей, издающих указы, предписывающие не пускать невакцинированных в общественный транспорт, и работодателей, увольняющих работников за уклонение от вакцинации. Но на государственном уровне никакой дискриминации невакцинированных нет и, видимо, не будет (см. прим. 121).Что же касается пресловутых QR-кодов, так возмутивших наше общество (точнее – его свободолюбивую часть), то независимо от формулировок в законе, который, вероятно, будет принят Госдумой в конце января 2022 года, их применение будет точно значительно мягче, чем в странах Евросоюза[14]. Там, напомню, до сих пор не сертифицированы российские вакцины, то есть, если человек привит «Спутник V», он не сможет даже въехать ни во Францию, ни в Германию, ни в Испанию. Это же настоящая дискриминация жителей более 50 стран мира, которые вакцинированы нашей вакциной. Однако этого наша свободолюбивая публика почему-то не замечает, сравнивая ещё непринятый закон то с ГУЛАГом, то с фашизмом.

В целом, смотря на количество слухов и мифологем на тему вакцинации (во всём своём разнообразии – от чипизации и абортивных материалов, якобы содержащихся в «Спутнике V», до неисследованного долгосрочного действия вакцин[14]), лично мне трудно не поверить в то, что они не подогреваются кем-то, кому выгодна поляризация обществ в разных странах мира. Ведь принцип «разделяй и властвуй» никто не отменял.  А разделять можно не только общество, делая так, чтобы родные люди оказывались по разные стороны баррикад, но и, что гораздо выгоднее, вызвать недоверие народа к власти. Народом же, которому внушили, что власть его обманывает или ущемляет в каких-то правах, как показала череда «цветных» революций, очень легко управлять. Я не буду здесь рассуждать, кто интересант этого разделения в России, но уверен, что все «фейки» и вбросы о церковной и светской власти последних лет 12-ти имеют один источник с нынешними вбросами о «вредной вакцине» и «QR-лагере».

В заключение хочу сказать, что ответственность за ту нервную обстановку, которая царит сейчас в российском обществе в связи с вакцинацией, на 80% лежит на антиваксерах, хотя они утверждают об обратном. Если бы не было всего этого противодействия, всех этих слухов, фейков и вбросов, то вполне вероятно, что к этому моменту наша страна достигла бы пресловутого коллективного иммунитета (80% привитых и переболевших) и мы бы не теряли по тысячи с лишним в день два месяца подряд. Подумайте об этом, когда наткнётесь на очередной антиваксерский бред.

[1] В целом, если говорить о разногласиях в медицинских кругах относительно вакцинации, я считаю, что мнения, противоречащие официальной позиции минздрава, должны быть выведены из публичного пространства. Я не вижу в этом нарушения свободы слова. Мне кажется, это определенная общественная гигиена по нескольким причинам. Во-первых, публичный плюрализм мнений в медицинской среде с неизбежностью повлечёт за собой недоверие к медицине со стороны населения нашей страны, когда как в России и так достаточно, к примеру, женщин, которые, не доверяя роддомам, наслушавшись новомодных блогеров, рожают дома, что часто имеет самые печальные последствия. Во-вторых, по-моему, те врачи, академики, которые голословно (в их выступлениях очень мало цифр и фактов) призывают не вакцинироваться, поступают неэтично. Потому как не они будут лечить тех, кто, поверив, что вакцина принесёт вред здоровью, заразится и тяжело заболеет. Дискуссия, если она действительно научная, не требует публичности. Это, знаете ли, не предвыборные дебаты.

[2] По состоянию на 30 октября в России доля имеющих сертификат о вакцинации среди госпитализированных с коронавирусом составляет менее 1%. Доля же имеющих сертификат о вакцинации среди умерших от коронавируса составляет 0,01% (Источник URL: https://www.rbc.ru/society/10/11/2021/618a8cf89a79473c3692ea67). Отмечу здесь, что отождествлять «имеющих сертификат о вакцинации» с вакцинированными не совсем корректно. Так, по мнению А. Гинцбурга, около 80% граждан, которые говорят о том, что привились «Спутником V», но при этом заболели новой коронавирусной инфекцией в тяжёлой форме, купили сертификат о вакцинации (Источник URL: https://tass.ru/obschestvo/12750415).

Эффективность массовой вакцинации в сочетании со строжайшими карантинными мерами демонстрирует Израиль, где доля вакцинированных составляет почти 70%. Если рассчитывать смертность по-дилетантски (в вирусологии для этого используются более сложные формулы), вычисляя процент смертей от общего количества заражённых (на 19 декабря 2021 г. это 8 323 и 1 354 929 соответственно), то получим 0,61%, когда как в России, где на 19 декабря 2021 г. привито 49,2% населения (Источник URL: https://gogov.ru/articles/covid-v-stats), данный показатель – 2,9% (297 203 смерти на 10 214 790 заражённых).

[3]  Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2021 года): «Как вам известно, сам я вакцинировался еще в прошлом году на основании рекомендации врачей. При этом убежден, что вакцинироваться или нет — это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта. В связи с этим совершенно недопустимым является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам. И уж тем более вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии. Даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей» (Источник URL: www.patriarchia.ru/db/text/5874415.html),

[4] Источник URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/7618.

[5] Именно так я расшифровываю формулировку, которой Владимир Кириллович подводит итог своим рассуждениям: «Если это так, то мы имеем дело не с человеческим «мировым правительством», о котором говорят многие, но с таким разумом-волей, который обнаруживает признаки сверхчеловеческой и личностной деструктивной и одновременно властной интенциональности».

[6] 26 марта 2020 года власти города издали указ, согласно которому, в частности, с 28-го марта по 5-е апреля горожанам налагался запрет на «посещение физическими лицами объектов (территорий) религиозных организаций, за исключением служителей и религиозного персонала указанных религиозных организаций» (URL: https://www.interfax.ru/russia/701072). Но данный указ встретил сопротивление в Русской Православной Церкви. В этой части данный указ никто не собирался исполнять (URL: https://www.interfax.ru/russia/701123).

[7] URL: www.patriarchia.ru/db/text/5620438.html.

[8] Пасху c минимальными ипандемийными ограничениями в 2020 году встретили, к примеру, в Екатеринбургской епархии (URL: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/2020/04/19/23149/), там же 20-21 июля того же года «Царские дни» отметили крестным ходом, насчитывающем «порядка 10 тыс. человек» (URL: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/2020/07/21/23615).

[9] Поводом к «Чумному бунту», произошедшему в сентябре 1771 года в Москве, послужило решение архиепископа Московского и Калужского Амвросия (Зертис-Каменского) ликвидировать скопление значительного числа людей близ Варварских ворот Китай-города, где у иконы Божией Матери «Боголюбская» несколько дней шли молебны об избавлении Москвы от эпидемии. Вечером 15 (26) сентября подьячий из консистории архиепископа попытался забрать образ и опечатать ящик с пожертвованиями, что было воспринято многими. присутствующими как ограбление Богородицы. Вскоре, собравшись по набату, бунтовщики ворвались в Кремль и начали громить и грабить Чудов монастырь – резиденцию Амвросия. На следующий день группа мятежников нашла архиепископа в Донском монастыре и с особой жестокостью убила его около обители. Бунтовщики нападали на карантины, распустили один из них в Даниловом монастыре. Еропкин обратился к горожанам с просьбой прекратить бунт. (ЧУМНОЙ БУНТ 1771 // Большая российская энциклопедия. Том 34. Москва, 2017, стр. 655; URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/4688957).

[10] Важно не путать частоту посещения храма и частоту участия верующего в Таинствах Исповеди и Причастия. О минимальной частоте главных Таинств в жизни христианина говорит «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» свт. Петра (Могилы), являющееся официальным вероизложением Православной Церкви. Там мы читаем: «Исповедовать свои грехи правильно и законно рукоположенному священнику четыре раза в год. А те, кто преуспевают в благочестии и благоговении, пусть исповедаются каждый месяц. Простолюдины же должны хотя бы один раз в год исповедоваться в своих грехах, а именно, в Святую Четыредесятницу. И пусть больные прежде всего очистят свою совесть исповедью и приобщатся Святому Таинству [Евхаристии], приняв сначала со всяким благоговением Святое Елеосвящение» (Часть 1. Вопрос 90) [цитируется по новому переводу С.Фёдорова (URL: https://vk.com/doc150808785_506887007]. Здесь подразумевается не только исповедь, но и причащение Святых Тайн. Ср.: «Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых, стремящихся к благоговейной жизни – четырежды в год или каждый месяц, а всех – обязательно раз в год» (Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, Ч. 1, о Причащении).

[11] Оригинал (https://www.vanthuanobservatory.org/eng/appealfor-the-church-and-the-world-to-catholics-and-all-people-of-good-will-08-05-20) уже удалён.

[12] Президент России В.В. Путин 23 декабря 2021 г., отвечая на вопрос, нужно ли вводить наказание за уклонение от вакцинации, сказал: «Нужно ли вводить какие-то меры преследования на этот счёт? Я думаю, что нет. Дело совершенно не в какой-то политической воле. Дело в том, что всегда сила действия равна силе противодействия. Как только начнёшь давить, так – у нас же народ изобретательный – сразу появятся способы обойти это стремление надавить, и будут найдены эти способы. Нам нужно идти по другому пути. Нужно с уважением относиться к людям, несмотря на их позицию, и терпеливо разъяснять необходимость принятия определённых мер» (Источник URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/press_conferences/67438).

[13] О мерах в различных странах читайте статью «В каких странах действуют штрафы за отказ от вакцинации?» (Источник URL: https://aif.ru/health/coronavirus/v_kakih_stranah_deystvuyut_shtrafy_za_otkaz_ot_vakcinacii).

[14] Так, в Германии лицам без QR-кода или свежего ПЦР-теста запрещён проезд на общественном транспорте (Источник URL: https://www.dw.com/ru/obshhestvennyj-transport-v-frg-tolko-dlja-privityh-perebolevshih-protestirovannyh-a-59914487/a-59914487).

[15] Многие из слухов и мифов развеяны здесь: https://tass.ru/obschestvo/11751617.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Илья Долматов

Илья Долматов 0
Создатель проекта
Комментарии: 2Публикации: 337Регистрация: 10-12-2014

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .