Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, когда наша Святая Церковь празднует Торжество Православия, у человека, внимательно следящего за церковной жизнью (как в пределах России, так и во Вселенском Православии в целом), может возникнуть недоумение: так где оно, торжество? Что нам торжествовать? Положение дел в Русской Православной Церкви Московского Патриархата, к сожалению, дает повод к чему угодно, но только не к торжествам: мы постоянно слышим только о скандалах, раздорах и озлоблении, а доминирующим настроением понемногу становится глубокое разочарование. Уже не только критики Церкви, но и самые ревностные пастыри говорят о том, что люди стали отходить от Церкви, что уменьшается число исповедников и причастников, меньше крестят детей, меньше молящихся. Не лучше обстоят дела и во всей «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви»: кризисы в Катаре, на Украине, в Черногории, Собор на Крите, разрывы общения, канонические преступления иерархов, открытые ереси… Нет нужды лишний раз напоминать об этом.
Так что же мы тогда празднуем сегодня? И есть ли нам что праздновать? Есть. Есть, хотя это и далеко не так очевидно.
Сегодня, в первое воскресенье Великого поста мне бы хотелось мысленно перенестись к его завершению, к последнему дню перед Святой Пасхой — к Великой субботе. Чем был этот день? О нем мы практически ничего не находим в Писании. Евангелия молчат об этом дне, потому что — что скажешь о нем? И все же — чем он был? Для учеников, «страха рада иудейска» прятавшихся за закрытыми дверями, этот день был днем полного опустошения и отчаяния: «Мы думали, что Он есть тот, кто избавит Израиля», а Он умер. Его больше нет. Все было напрасно: чудеса, проповеди. Умножения хлебов, хождение по водам, даже воскрешение Лазаря. Было — и уплыло. Было — и прошло. Об этой скорби нельзя ничего сказать, потому что не может слово выразить муку столь страшной пустоты. Возможно тут, впрочем, слово дьявольское — слово насмешки и злорадства, но такому слову не место на страницах Писания. Торжествовали в тот день, наверное, одни иудейские книжники, наконец избавившиеся от надоедливого Галилеянина.
Такой была Великая суббота на земле. Но чем была она в духовном мире? В мире духовном она была днем величайшего торжества, потому что в этот день Христос как Победитель сошел во ад и сокрушил ад. В этот день было побеждено древнее зло, в этот день свет воссиял сидящим во тьме и тени смертной. Древнехристианский текст, апокриф IV в., называемый «Евангелие от Никодима», говорит об этом так:
«И сказал Господь, простирая руку Свою: “Придите ко Мне, все святые мои, ибо имеете подобие образа Моего — вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите; древом диавольским Я осудил смерть”. Когда же Он так сказал, были все святые под рукой Господней. И держа Адама за правую руку, сказал ему Господь: “Мир тебе со всеми детьми твоими”.
Адам же преклонил колени у ног Господних и со слезной молитвой сказал: “Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне. Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров. Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его. Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его” (Пс. 29: 1-5).
Так же и все святые Его, колени преклонив у ног Господних, единым голосом сказали: “Пришел Избавитель веков! Исполнилось возвещенное прежде через закон и пророков. Избавил нас животворящим крестом Своим, и через крестную смерть сошел к нам, и избавил нас от адовой смерти силою Своей, Господи. Ибо начертал надпись славы Твоей на небесах, и надпись искупления воздвиг, крест Свой поставил на земле, Господи, в аду знамение победы креста Твоего, ибо смерть уже не имеет власти”» [1].
Незримо для апостолов, от отчаяния не желавших даже верить в возможность воскресения Спасителя и Учителя, незримо для злорадно торжествующих иудеев совершалось иное торжество — Христова победа над смертью и адом. Таково и торжество сегодняшнее. Торжество Православия — это не триумф православных. Здесь, в мире, Церковь «воинствует и находится в пути», а на войне неизбежны поражения и в пути — тупики. Здесь, на земле, мы переживаем порой отчаяние учеников Иисусовых, вкушая пепел вместо хлеба и слезы — вместо пития (Пс. 101:10), но незримо для нас в мире духовном Церковь Небесная «торжествует уже победу и достигла отечества» [2]. К этому торжеству однажды присоединимся и мы, если только сохраним единство с этой Церковью Победителей — связь, состоящую в святых Таинствах и правой вере.
Сегодня торжествует православная вера. И торжествует она не в последнюю очередь над самими православными, над нашими грехами, нашим разочарованием, нашим озлоблением. Сегодняшний день — это день победы Духа Святого, Который, несмотря на все наши немощи, не лишает нас познания единственной истинной веры — «веры апостольской, веры отеческой, веры, которой утверждается Вселенная».
«Все́м правосла́вным христиа́ном, пра́во содержа́щим спаси́тельную ве́ру и повину́ющимся Христо́вей Це́ркви, пода́ждь, Го́споди, мир, благоде́нствие, изоби́лие плодо́в земны́х и мно́гая ле́та.
Свята́я Тро́ице, сих просла́ви и утверди́ да́же до конца́ в правове́рии, отвраща́ющих же ся святы́я и спаси́тельныя правосла́вныя ве́ры и Христо́вы Це́ркве обрати́ и сотвори́, да вси прии́дут в позна́ние ве́чныя Твоея́ и́стины, моли́твами Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и всех святы́х».
___________________________________
[1] Евангелие от Никодима, 24 (http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-nikodim.shtml)
[2] Православное Исповедание Восточной Церкви (Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере), определение X // Борозенец Т. А. Путь, Истина и Жизнь: вероучительные тексты Православной Церкви. К., 2013. С. 229