Таинство Елеосвящения (Соборования) является одним из самых загадочных священнодействий в Церкви. Наверное, не одно таинство так не искажается в сознании людей и ни про одно священнодействие нет столько разномыслий у богословов, как про это таинство. Обычно статьи в интернете на эту тему построены в форме интервью у разных священников. А как известно, сколько священников, столько и мнений. Многие священники учатся прежде в семинарии, откуда и берут свои знания. Поэтому мы решили пойти другим путем и обратиться непосредственно к учебникам по богословию и пастырским пособиям, чтобы на их основании ответить на самые распространенные вопросы об этом таинстве. Конечно, и здесь могут встречаться разные мнения, этого не избежать, но для получения более качественной и достоверной информации, на наш взгляд, ответ уместнее искать в авторитетных книгах.
1. митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие.
Богословское значение таинства: исцеление человека от духовных и физических недугов посредством св. елея. В отличие от таинства покаяния исцеляет не только душу, но и тело. Исцеляет не масло, а молитва веры (Иак. 5:15).
Кто может принимать участие в этом таинстве?
Апостол Иаков употребляет для характеристики больного слово от глагола κάμνω, что буквально означает «изнемогающий». Поэтому таинство елеосвящения предназначено для христиан только больных, и больных тяжело, страждущих, изнемогающих. В то же время это не означает, что они должны быть обязательно при смерти, но действительно тяжело больные.
Следует ли обязательно исповедоваться перед этим таинством? Да, это следует сделать в виду тесной связи между двумя этими таинствами. Как говорится об этом в Требнике свт. Петра Могилы, «к совершению тайны сея (елеосвящения) приступити хотя, древний обычай церковный, о иерею, сохрани: яко да больной, пред приятием ее, тайною покаяния очистит себе, сие есть, исповеданием грехов своих, и посем соверши ему тайну елеосвящения» (предисл. Елеосвящ. в Требн. Петра Могилы).
Какие именно грехи прощаются в этом таинстве? В виду тяжелого состояния человека, участвующего в таинстве, его недуг может помешать ему вполне покаяться. Он может что-то забыть под действием болезни, затрудниться принести истинное, совершенное раскаяние в грехах и вообще выполнить те условия, какие требуются от кающегося для получения разрешения от грехов; наконец, некоторые, особенно тяжкие грехи, и после исповеди могут сильно беспокоить совесть болящего: то милосердый Господь, собственно для такого рода больных, даровал еще особое врачевство к уврачеванию их немощей душевных в таинстве елеосвящения. Следовательно, это таинство восполняет исповедь, не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности.
Гарантируется ли исцеление при участии в таинстве? Нет, все зависит от веры человека и планов Бога о нем. Наконец, желать или требовать, чтобы всякий раз, как только человек удостаивается елеосвящения, он исцелялся от своих болезней, значило бы требовать, чтобы он вовсе не умирал: а это противно самому плану нашего восстановления, по которому нам необходимо сложить с себя это греховное, мертвенное тело, чтобы со временем, по ту сторону гроба, облечься в бессмертное.
2. святитель Филарет Черниговский. Православное догматическое богословие.
Богословское значение таинства: исцеление человека от духовных и физических недугов посредством св. елея. Существенное таинственное действие елеопомазания состоит в облегчении телесных и душевных скорбей.
Что таинство дает человеку?
-
Исцеление телесных немощей
-
Исцеление немощей душевных
-
Подает утешение и успокоение человеческому духу
-
Прощение грехов
Все ли болезни исцеляются в таинстве или только порожденные грехами? Все болезни, т. к. они не всегда имеют своей причиной конкретные грехи.
Кто может принимать участие в этом таинстве? Апостольское слово ἀσθενἓιν означает «быть слабым, истощенным в силах» (ср. Мк. 6:56). Таков был Лазарь άσθενῶν-близкий к смерти (Ин.11:1-7). Таково состояние глубокой старости. Апостол иначе называет своих больных κάμνοντες, что означает людей утружденных немощью, тяжко страждущих. Из этого ясно, что соборование должно совершаться только над тяжело больными или старыми людьми.
Напротив, в нем не могут участвовать:
-
все неверующие во имя Христово
-
все здоровые
-
все младенцы
-
все нераскаянные и ожесточенные грешники
3. митрополит Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие.
Прощаются ли в таинстве забытые грехи? Мнение о прощении в данном таинстве забытых и даже сознательно утаенных на исповеди грехов неосновательно. Если человек искренне кается на исповеди, ему прощаются абсолютно все грехи (если он конечно ничего сознательно не утаил). Участие в таинстве здоровых людей под предлогом «прощения забытых грехов» искажает его суть.
Когда следует исповедоваться и причаститься, до или после таинства? Обычно это таинство совершается после исповеди и причащения.
4. протоиерей Николай Малиновский. Очерк православного догматического богословия.
Что таинство дает человеку?
-
Исцеление телесных немощей
-
Исцеление немощей душевных
-
Восстановление физических и душевных сил
-
Возбуждение их деятельности
-
Облегчение телесных страданий
Какие именно грехи прощаются в этом таинстве? Те грехи, от которых произошла болезнь. Конечно, в таинстве покаяния прощаются все грехи, но дело в том, что не все нравственные причины болезни бывают ясны для больного; напротив, многие скрываются от суда совести его. Есть грехи, которые не кажутся грехами. Могут быть в душе страждущего человека и другие немощи, для врачевания которых потребна сила этого таинства. В состоянии болезни покаяние не всегда обстоятельно и вполне может быть принесено, и еще реже может сопровождаться достойными плодами по той причине, что в болезни человек действует уже не так спокойно и свободно, как в состоянии здоровья. И то и другое может сильно беспокоить его совесть. Для таких случаев и нужно это таинство.
Отчего зависит результат таинства?
-
от молитвы и веры больного
-
от молитвы и веры священника
-
от воли Божией об этом человеке
Какова регулярность участия в таинстве? Таинство может быть повторено при каждой новой болезни.
5. Елеосвящение. // Православная энциклопедия.
Можно ли на протяжении одной болезни собороваться несколько раз? Соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов, вслед за свт. Петром (Могилой), запрещают. Однако свт. Филарет (Дроздов) писал в письме архим. Иоанникию, наместнику Чудова монастыря, что совершение елеосвящения всегда благотворно и не может ограничиваться случаями тяжелой болезни и близости смерти и «едва ли когда может быть погрешительным».
Какие именно грехи прощаются в этом таинстве? Мнения богословов в этом вопросе расходятся, но само содержание молитв таинства говорит о прощении грехов вообще.
6. священник Н. Сильченков. Практическое руководство при совершении приходских треб.
Можно ли относить к больным дряхлых стариков? К больным должны быть отнесены в этом случае и дряхлые старцы, которые, при старческой дряхлости, ежедневно ожидают себе смерти, или вообще кажутся близкими к смерти, хотя и не имеют определенной болезни (Требн. Петр. Могил. о таин. елея).
Кто не может собороваться?
-
здоровые люди
-
нераскаянные грешники
-
лица, находящиеся в бессознательном состоянии (кроме случаев, когда они до этого выражали желание принять участие в таинстве)
-
буйные и бесноватые
-
младенцы
-
умершие
-
таинство не должно быть повторяемо над болящим, пока он находится в одной и той же болезни
Священный Синод постановил (определение от 25-26 декабря 2012 г., журнал 130) напомнить архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании.