1.ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ КАФОЛИЧЕСКОЙ И АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОЧНОЙ.
Данное Исповедание было составлено Киевским митрополитом св. Петром (Могилой) и (после небольших исправлений) утверждено Ясским собором 1643 г., а затем Всеправославным Константинопольским собором 1643 г. с участием четверых восточных патриархов. Подтверждалось рядом последующих соборов. Критский собор 2016 г. включил Константинопольский собор 1643 г. в перечень соборов, «обладающих вселенским авторитетом».
«…священник, освящая Дары, так должен мыслить, что сама сущность хлеба и сущность вина прелагается в сущность истинного Тела и Крови Христа действием Святого Духа, Которого призывает в то время для совершения этого Таинства, молясь и говоря: «Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары. И соделай хлеб сей драгоценным Телом Христа Твоего.А то, что в чаше сей – драгоценной Кровью Христа Твоего. Претворив Духом Твоим Святым». После этих слов немедленно бывает пресуществление: хлеб становится истинным Телом Христа, а вино – истинной Кровью. Остаются только одни виды их, которые воспринимаются зрением, и это по Божественному устроению.
Во-первых, чтобы мы не видели Тела Христа, но веровали, что это оно, вследствие слов, сказанных [Христом]: «Сие есть Тело Мое», и «Сия есть Кровь Моя», веруя более словам и силе Его, чем нашим собственным чувствам, что доставляет блаженство веры. Ибо «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Во-вторых, поскольку человеческая природа испытывает отвращение к вкушению сырой плоти и поскольку необходимо было, чтобы через причащение Плоти и Крови Христа человек соединился со Христом, то, чтобы гнушающийся [такой пищей] человек не отвергнул этого [соединения], Промысл Божий, по снисхождению, Свою собственную Плоть и Кровь дает верным в пищу и питье под покровом хлеба и вина.» (Пер. С. Федорова) https://vk.com/wall-171216152_4130
2. ИСПОВЕДАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ, ПРИНЯТОЕ ИЕРУСАЛИМСКИМ СОБОРОМ 1672 ГОДА (ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХОВ ВОСТОЧНО-КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ 1723 Г.)
В Иерусалимском соборе 1672 г. помимо епископата и клириков Иерусалимской Церкви также участвовали представители Грузинской, Трапезундской, Молдавской и Македонской Церквей. Исповедание веры, составленное Иерусалимским патриархом Досифеем Нотарой и утвержденное собором, позднее было утверждено всеми Восточными патриархами на соборах 1721 г. и 1723 г. В 1723 г. Исповедание было отправлено в Россию. Нам оно известно как «Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о Православной вере 1723 г.». Исповедание дважды одобрялось Святейшим правительствующим Синодом Русской Церкви (в 1723 г. и 1846 г).
«Мы веруем, что в этом священнодействии присутствует Господь Иисус Христос. Он присутствует не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, или во-хлеблением, так, чтобы Божество Слова ипостасно соединялось с евхаристическим хлебом предложения, каково жалкое и невежественное мнение последователей Лютера. Но [Он пребывает] истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, пересоставляется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира (ср. Ин. 6:51).
Также [веруем], что после освящения хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня в виде и образе хлеба и вина, то есть под акциденциями хлеба [и вина].
Также [веруем], что это пречистое тело и кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойным уготовляют осуждение и вечное наказание.
Также [веруем], что Тело и Кровь Господа хотя разделяются и раздробляются руками и зубами, но только акцидентально, то есть это бывает только с акциденциями хлеба и вина, в которых они бывают видимы и осязаемы, а сами в себе они пребывают совершенно целы и нераздельны. Почему и Вселенская Церковь говорит: «Раздробляется и разделяется раздробляемый, но неразделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый, но причащающияся освящаяй». Впрочем, освящается, разумеется, только причащающийся достойно.
Также [веруем], что в каждой части, или малейшей частице преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, (ибо так говорили богохульные и нечестивые), но весь Господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душой и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время много бывает в мире священнодействий, но не много Христов или Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, и одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных Церквах верных. И это не значит, что Тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и после освящения претворяемый и пресуществляемый, делается единым и тождественным с [Телом], что на небесах, и пребывает таковым. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Поэтому-то это таинство является и называется чудеснейшим и постигаемым одной лишь верой, а не ухищрениями человеческой мудрости, чье суетное и глупое любопытство к Божественным предметам отвергает наша благочестивая и богопреданная вера.
…
Также [веруем], что [эта жертва], как до употребления, непосредственно после освящения, так и после употребления, хранимая в освященных сосудах для напутствования умирающих, есть истинное Тело Господа, нисколько само в себе не различающееся, так что и до употребления после освящения, и в самом употреблении, и после этого, оно во всех отношениях является истинным Телом Господним.
Также [веруем], что словом «пресуществление» не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в тело и кровь Господню, (поскольку это совершенно непостижимо и немыслимо [для всех], кроме самого Бога, а те, кто воображает, что постиг это, невежественны и нечестивы). Это слово означает только то, что хлеб и вино после освящения прелагаются в Тело и Кровь Господню не образно, не символически, не преизбытком благодати, не приобщением или присутствием одной Божественности Единородного, и не какое-то привходящее свойство (акциденция) хлеба и вина прелагается в привходящее свойство Тела и Крови Христовой посредством какого-то изменения, но истинно, действительно и сущностно хлеб становится самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровью Господней, как сказано выше.» (Определение 17, пер. П.Пашкова и С.Федорова) https://vk.com/doc-184478279_510010771
3. ГРАМОТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО СОБОРА 1691 ГОДА.
В данном соборе участвовали Константинопольский и Иерусалимский патриархи и ряд архиереев Константинопольской Церкви. Впоследствии его решения были подтверждены собором 1721 г. с участием всех Восточных Патриархов. Свидетельством рецепции собора в Русской Церкви является цитирование патриархом Адрианом большей части Грамоты (включая анафемы) в догматическом послании, вошедшем в качестве одной из вступительных статей в сборник «Щит веры». Критский Собор 2016 г. признал собор 1691 г. «обладающим вселенским авторитетом».
«…святая и кафолическая Христова Церковь со времен святых Апостолов и впоследствии вплоть до нашего [времени] согласно преданию Спасителя нашего Христа и Бога веровала и [ныне] разумеет о святейшем таинстве святой Евхаристии, что в нем Господь наш Иисус Христос присутствует истинно и реально, то очевидно, что по освящении хлеба и вина хлеб претворяется или прелагается в самое истинное и от Девы рожденное Тело Христа, а вино – в самую истинную и на кресте излиянную Кровь Того же Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Бога. И более не остается сущности хлеба и вина, но под видимыми образами хлеба и вина суть истинно и реально самые Тело и Кровь Господа. Кроме того, в каждой частице освященных хлеба и вина находится не [какая-либо] часть Тела и Крови Христовых, но весь целиком Владыка Христос по существу, то есть с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Ведь то же самое Тело Христово находится и на небе, и в таинстве Евхаристии, не так, что Оно сходит с неба, но так, что сами хлеб и вино прелагаются в само то Тело и Кровь существенно, и Владычные Тело и Кровь истинно и реально присутствуют в Таинстве незримо. Потому хотя в одно и то же время много бывает во вселенной священнодействий, но не становится много Христов или много тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует, как сказано, истинно и реально, во всех отдельных Церквах верных, и одно Тело Его и одна Кровь, а не многие, [присутствуют] существенно во многих местах; в них же веруем и им служебно поклоняемся. Ведь действительно обоженное то Владычное Тело присутствует [в Таинстве], поэтому и названо «служение» и служебное приемлет поклонение. И раздается то же самое Тело и та же самая Кровь всем приступающим и приобщающимся, священнослужителям и мирянам, под обоими видами. Только благочестивым и достойным они доставляют оставление грехов, освящение и жизнь вечную, а нечестивым и недостойно принимающим бывают в осуждение и вечное наказание.
Но так как временами являлись многие еретики и отрицали существенное и реальное преложение в таинстве [Евхаристии] хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, и священные учители святой Церкви подобающе вели борьбу против них, еретики же, в свою очередь, пользовались многозначными словами и софизмами для уловления простейших, Церковь в конце концов с целью более ясного изложения сокрытой в таинстве истины, в силу собственной власти и обычая, призвав Пресвятого Духа, воспользовалась словом «пресуществление», ничего другого через него не обозначая, нежели то самое, что и [слово] «преложение» означает в Таинстве. Воспользовалась же Церковь этим [словом], поскольку оно отличается от многозначных слов и превосходит все софизмы еретиков против таинства [Евхаристии], заимствовав его не от латинян, но за много лет до этого от собственных и истинных православных учителей обогатившись [этим словом], как это можно увидеть из сочинений защитника благочестия господина Геннадия, патриарха Константинопольского, который пред лицом православных Царей, благочестивых патриархов, священного синклита и учителей нашего Православия посредством того же слова как уже известного и признанного Церковью выступил в защиту священного таинства. С тех пор это слово без колебаний исповедуется от края и до края [вселенной] и никто не противился его употреблению Церковью, за исключением еретиков, но все согласно и в едином дыхании Святого Духа до сих пор исповедают и научают ему без всякого сомнения, с чистой совестью и благочестием.
…
Ныне же – не знаю, как – появились некие тетради, которые с виду, как кажется, борются со словом «пресуществление», будто бы новым и не древним, но на самом деле ведут брань против самого Таинства, поскольку отрицают, хотя и прикровенно, реальное и существенное присутствие в нем Спасителя. И хотя эти тетради утверждают преложение и называют его реальным и истинным, но по причине прочих содержащихся в них софизмов и лукавствий отвергают преложение, которое истинно исповедуют и в которое благочестиво веруют православные, и иначе по сравнению с мнением Церкви его толкуют. И действительно, из них [тетрадей] не следует, что видимые и ядомые хлеб и вино, уже освященные, суть истинные по существу Тело и Кровь Христа, но то, что хлеб и вино мыслится духовно, или, лучше сказать, воображается [Телом и Кровью]. А это исполнено всякого нечестия, поскольку Собор, собранный при Парфении Старейшем, патриархе Константинопольском против такового еретического мнения, теми же словами эту хулу изложил, [предав] позору. По этой причине наша мерность, соборно с блаженнейшим и святейшим патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины господином Досифеем, и со обретшимися священнейшими архиереями, и с пречестными во Святом Духе всеми возлюбленными нашими братьями и сослужителями, и с честнейшими и ученейшими клириками нашей Великой Христовой Церкви, и с благороднейшими архонтами государства и прочими славными мужами, и с усердно упражнявшимися в науках, с избранными, любящими благочестие и православными христианами, рассмотрев этот вопрос и решив подготовить православное суждение Церкви, вместе исповедуем, что это слово, то есть «пресуществление», не является ни чуждым, ни преподанным извне, ни привнесенным в Восточную Церковь со злым умыслом некими инославными, но собственным и подлинным [словом] нашего священного учения, которое благочестивыми учителями Церкви православно было записано и произнесено. [Это слово] не отступает от мнения Церкви, как утверждают упомянутые тетради, не отличается от почитаемого в таинствах преложения и не порождает его искаженного понимания. Ведь если бы [это слово] вносило перемену и различие в понимание [Таинства преложения], то православные учители, будучи мудрыми и сведущими и хорошо умеющими различать таковые вещи, не принимали бы прежде это [слово] как не отличающееся от «преложения» и равнозначное [ему]. Однако же удаляя, как было сказано, из учения о священном Таинстве всякое злодеяние, лжесловие, коварную злобу, злославие и писание еретиков, они передали святой Христовой Церкви это слово как отгоняющее мутные учения злославных и обуздывающее еретиков посредством помощи Духа свыше, желая более ясным и подходящим образом разъяснить мнение кафолической Церкви о Таинстве. Посему и мы приемлем это [слово] и решительно утверждаем [его], благочестиво мыслим и учим [ему], имея несомненную веру в то, что предлежащие на жертвеннике хлеб и вино прелагаются по существу после Господних словес и освящения в самое то истинное Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, как мы более подробно сказали выше. И именно это, а не что-то другое, отличное от древнего мнения нашей Церкви [об этом таинстве], обозначает [слово] «пресуществление».
Так или иначе появившиеся тетради, как коварные и лицемерно самое мнение Церкви повреждающие, целиком разоряем, отвергаем и прогоняем прочь от нашей православной Церкви, объявляем их лишенными значения и полагаем [их] не имеющими действенной силы, и всех православных отвращаем от того, чтобы принять их и через их учение быть враждебно настроенными по отношению к благочестивому мнению Церкви, и утверждать и защищать их злонравно и злославно. И запрещаем под страхом наказания кому-либо из христиан брать в руки таковые [тетради], читать их самому и вообще учить [написанному в] них других. Но и в будущем, если будут когда-нибудь обнаружены те, кто будет думать так же, читать или писать об этом и других учить, сообща или частным образом, будь то архиереи или иереи и иеромонахи, или иеродиаконы, или клирики и чиновники кафолической Церкви, то таковые тотчас же без всякого разбирательства, исследования и промедления будут преданы церковным наказаниям по всей строгости, лишены полученных санов и чинов соборным низложением и надолго будут изгнаны от церковной полноты через публичное запрещение и провозглашение анафемы. Обычные же миряне и просто люди, занимающие мирское положение, [в подобном случае] будут осуждены на анафему и преданы погибели и наказанию вечным огнем. Те же (будь то посвященные в какой-либо сан или должность или миряне разного положения [в обществе], от небольшого до высокого), кто дерзнут преступить это церковное и соборное решение, а также захотят держаться отверженных тех и отриновенных тетрадей, враждебных кафолической православной Церкви, благоволить, как-либо защищать, содействовать и помогать словами или делами тем, которые с этими [тетрадями] соглашаются, да будут отлучены от Святой, Единосущной, Животворящей и Живоначальной Троицы, единого по природе Бога. И да будут они прокляты, и не будет им прощения и искупления после смерти и в нынешнем веке, и в будущем, и участь их да будет вместе с предателем Иудой и с появившимися от начала ересиархами, смутившими Церковь Христову, и с распявшими Господа, и будут повинны огню геенны, отеческим и соборным проклятьям подверженные и вечной анафеме подсудные.» http://www.btrudy.ru/resources/BT41/133-145_bern.pdf
Подробные сведения о рецепции Православного Исповедания и Исповедания Иерусалимского собора 1672 г. в разных Церквях также приводятся здесь: https://vk.com/@didascalia-opredeleniya-cerkovnoi-vlasti-o-verouchitelnom-znachenii-sim