Одним из поводов к очередным обвинениям в «жестокости» ветхозаветного Бога мусульмане считают 1Цар.15:2-3: «Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта. Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла«. Действительно, звучит достаточно устрашающе. Но давайте всё-таки поинтересуемся: а что такое «вспомнил» Бог? Ну, напали Амаликитяне на Израильтян во время их исхода из Египта — и что? Это что, действительно — повод безжалостно вырезать в ответ всех детей и женщин Амалика? Пусть бы воины-Израильтяне убили тех из Амаликитян, кто с оружием в руках напал на них — и только!
Давайте постараемся разобраться. Амаликитяне были кочевым народом, жившим разбоями и грабежами. И вот, эти воины-кочевники Амалика увидели гигантский караван Израильтян, пересекающий пустыню. И напали на этот караван: «И пришли Амаликитяне, и воевали с Израильтянами в Рефидиме» (Исх.17:8). Но. Напали не на сам караван, окруженный защищавшими его воинами-Израильтянами, а на тех, кто от этого каравана отстал, сильно устав и ослабев в пути. А кто в любом человеческом сообществе самый слабый? Правильно, женщины и дети. Часть ослабевших, утомленных дорогой женщин и детей отстали от общей массы путешествующих Израильтян. Если с ними и были вооруженные мужчины, сопровождавшие их, то их было слишком мало, чтобы спасти охраняемых ими людей от беды, а остальные Израильские воины не успели вовремя прийти на помощь отставшим…
По приказу Моисея его служитель Иисус Навин быстро собрал войско и вступил в бой с Амаликитянами, и по молитвам Моисеевым Израильтянам была дарована победа над Амаликитянами: «И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх.17:13). Давайте сразу заострим внимание на очень важном моменте: Израильское войско одержало убедительную, безусловную победу над Амаликом, но в день этой победы Бог пока еще не отдал приказ об уничтожении не только всех мужчин Амалика, но и всех его женщин и детей. Почему? Почему в тот день Господь не отдавал приказа уничтожить женщин и детей Амалика, но всё же повелел это сделать много лет спустя? «И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу, и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. И устроил Моисей жертвенник, и нарек ему имя: Иегова-Нисси. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх.17:14-16).
Всё просто: Господь дал Амаликитянам время на покаяние в совершенном зверстве. Много времени дал: «брань у Господа против Амалика из рода в род» — это означает, что от поколения к поколению Амаликитяне ощущали на себе тяжесть гнева Господня, напоминающего им об их преступлении против беззащитных Израильтян, путешествовавших когда-то в пустыне и по причине усталости и бессилия отставших в пути от своих соплеменников. Сменилось несколько поколений, прежде чем долготерпение Господне в отношении Амаликитян всё-таки иссякло. Амалик и близко не находился к раскаянию! И тогда Бог отдает приказ: «Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы вышли из Египта; как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога» (Втор.25:17-18); «Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1Цар.15:3).
Господь, конечно, милостив, и прощает любой, даже самый тяжкий грех. Но только при условии искреннего сердечного сокрушения о содеянном. Это только для кающихся грешников Всевышний — Любящий, Милосердный, Оправдывающий Отец. А для ожесточившихся в отступлении от Бога и утопающих в нераскаянных грехах — «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр.12:29). Так было в ветхозаветные времена, и это по-прежнему актуально и в наши дни. Бог и в древние времена и в сегодняшние дни и вовеки Тот же.