В отрывке из послания Галатам (Гал.2:16-21), содержатся важные мысли, составляющие основу христианского понимания спасения. Здесь, как и во многих других местах посланий апостола Павла, утверждается принципиально новый взгляд на то, как человек может обрести спасение.
В то время, когда Христова Церковь постепенно отделялась от ветхозаветной, в представлении многих людей были очень сильны иудейские взгляды на отношения между Богом и человеком. Согласно одному из таких взглядов, милость и похвалу от Бога можно было обрести через исполнение закона Моисеева. Такой взгляд приводил к тщеславию, превозношению перед другими людьми, к юридическому пониманию отношений с Богом, когда Господь был просто обязан спасти человека за то, что тот исполняет Его повеления, т.е. спасение понимается в таком случае как нечто внешнее по отношению к человеку. Апостол Павел, размышляя над этим вопросом, в свете Нового Завета, утверждает глубокую ошибочность подобных взглядов. Закон, на который надеялись иудеи, не мог дать им спасение и оправдание пред Богом и «служил лишь знамением и указанием на то, в чем истинно оправдательная сила». В силу своей греховности, человек был не в состоянии исполнить всех его предписаний, а потому подлежал осуждению и проклятью. Зная это, Милостивый Господь избавляет человека от этого наказания, через воплощение, смерть и Воскресение Иисуса Христа. То, что не мог выполнить немощной человек, делает за него Сам Господь. Имея в виду это, Апостол говорит, что «мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16). Все прочие религии утверждают, что человек способен помочь самому себе, обрести спасение и милость небес с помощью каких либо внешних усилий и добрых дел самих по себе. И только христианство констатирует печальную действительность: человек страшно и безнадёжно болен, но и даёт великую надежду: только Христос Спаситель, Врач душ и телес, может ему помочь, если тот откликнется и доверится Ему. Сама по себе надежда на свои силы, здоровье, праведность и добрые дела не даст человеку ничего, кроме разочарования, которое обязательно его постигнет. Человек, приходящий в Церковь, ко Христу, с чувством исполненного долга, который якобы даёт ему право войти в Царство Божие, глубоко заблуждается. Господь не был обязан спасать никого из нас, поступи Он по справедливости, нас бы уже не было на свете, ибо «все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:12). Но по великой любви к Своему падшему творению Бог совершает наше спасение. Спасение это акт милости, а не долга.
Это совсем не означает что безразлично творить ли нам добро или нет. Человек, верящий в Христа, осознающий величину той Жертвы, которая принесена для его спасения, не может быть равнодушен к этому и быть вполне довольным греховным образом жизни. Любовь к Богу выражается в исполнении Его заповедей: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21). По слову прп. Симеона Нового Богослова, «верующий во Христа ничем другим не может доказать свою веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено».
Давайте не будем забывать, что мы «куплены дорогой ценой» (1Кор.6:20), которую сами бы никогда не смогли оплатить и, благодаря Бога за проявленную к нам недостойным милость, держать в памяти наставление святого Климента Римского: «Мы, по воле Божией призванные во Христе Иисусе, оправдаемся не сами собой и не своей мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, но верой, которой Бог Вседержитель всех от века оправдывал».