«Раб Божий» – это словосочетание в околоправославной среде смущает многих и порождает множество спекуляций со стороны атеистов. «Православие, – говорят они, – как, впрочем, и все авраамические религии пронизано человеконенавистничеством и унижает достоинство верующих! Мы не рабы, рабы не мы!». Цель данного экскурса показать, что «раб Божий» – одно из высочайших наименований, которое мы можем применять к себе.
Итак, почему же все христиане, включая апостолов, называют себя рабами Христовыми[1]? С одной стороны, в этом есть глубочайшее смирение и вера в то, что Иисус есть Сын Божий, есть Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки. С другой же стороны, нельзя не отметить, что Сам Господь употребляет словосочетание «раб Мой» только к определенным лицам: к Аврааму[2], к Моисею[3], к Халеву[4], к Давиду[5], к Елиакиму, сыну Халкиину[6], к Иову[7], к Своим пророкам[8] и к Иакову (Израилю)[9], под которым подразумевается весь народ, происходящий от него. Кроме того, Господь называет Своим рабом вавилонского царя Навуходоносора[10], рукою которого Он наказал израильтян за то, что они делали неугодное в Его очах (4Цар.21:15), а также в некоторых мессианских пророчествах – Своего единородного Сына[11].
Из этого перечисления персонажей Ветхого Завета видно, что они, кроме Единородного Сына Божия, в большей или меньшей степени грешные люди, иногда действующие против воли Божией, но, прибегая к целительной силе покаяния, возвращались к Господу. Но понятно, что слово «раб» предполагает полное подчинение, когда как ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не были послушны Богу; да и потом, как известно, человек наделён свободной волей и даже Господь не может её нарушить. Следовательно, употребляя слово «раб», Господь влагает в него иной, Божественный смысл. Когда Бог называет кого-либо Своим рабом, этим Он говорит, что этот человек не раб греха (Ин.8:34), не укоренён в нём, что он раб праведности (см.: Рим.6:16-20).
Почему же все христиане дерзают называть себя рабами Божиими, применять к себе столь высокий титул, который носили ветхозаветные пророки и патриархи? Дело в том, что в отличии от ветхозаветных праведников, удостоившихся этого титула отвержением греха и богоугодной жизнью, христиане освобождаются от власти греха в водах Святого Крещения, становясь рабами Божиими. Получается, «раб Божий» – это звание, которое христианин получает даром, только за признание Христа своим Спасителем. Но Крещение не делает человека святым: в нём Господь только даёт нам возможность не грешить, которым, увы, пользуются единицы. Можно сказать, что сразу после Крещения человек встаёт на одну ступень духовного совершенствования с ветхозаветными праведниками, с тем лишь отличием, что последние стояли на последней ступени, для первых же, крестившихся и облекшихся во Христа, эта ступень является первой. Это, кстати, позволяет по-другому взглянуть на традицию древней Церкви, по которой верующие часто крестились уже в зрелом возрасте (в 30 лет и позже): человек должен был духовно дорасти до Святого Крещения, и хотя бы приблизиться к званию «раб Божий».
Все же крещённые во Христа призваны быть детьми Божиими: в молитве Господней мы обращаемся к Нему словами «Отче наш». Мы должны стремиться быть достойными именоваться детьми Отца Небесного. А для этого, по мысли святых Отцов[12], нужно возрасти из состояния раба, делающего всё из страха перед господином, сначала в состояние наёмника, желающего награды за свои труды, а уже потом прийти к состоянию сына, делающего всё из любви к отцу. Проблема лишь в том, что немногие крещённые достойны носить даже звание раба Божиими, являясь рабами греха.
Данный экскурс был бы не полным, если бы в нём не было отмечено, что «раб Мой» неединственный эпитет, который употребляет Господь к людям. В Ветхом Завете Он называет Авраама Своим другом[13], в Новом же Господь наш Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15). Такое обращение означает полное доверия Господа к тем, кто исполняет то, что Он заповедал (см.: Ин.15:14). Только Своим друзьям Бог открывает тайны Домостроительства. Так было с Авраамом, который был избран, чтобы от него произошёл Спаситель, после того, как он по Божиему повелению едва не принёс в жертву единственного сына. Так же и апостолы были названы Христом Своими друзьями перед тем, как Он, вверив им великое Таинство Евхаристии, добровольно взошёл на крест.
[1] Иак.1:1; 2Пет.1:1; Иуд.1:1; Рим.1:1; 1Кор.7:22; 2Кор.4:5; Гал.1:10; Еф.6:6; Фил.1:1; Кол.4:12; Тит.1:1; Откр.1:1.
[3] Чис.12:8; Нав.1:2,7; 4Цар.21:8; Мал.4:4.
[5] 2Цар.3:18; 2Цар.7:5,7; 3Цар.11:13,32,34,36,38; 3Цар.14:8; 4Цар.19:34; 4Цар.20:6; 1Пар.17:4,7; Пс.88:21; Ис.37:35; Иер. 6р6:Рпп:р::п:яЛ33:21,22,26; Иез.34:23,24; Иез.37:24,25
[7] Иов.1:8; Иов.2:3; Иов.42:7,8.
[8] 4Цар.9:7; 4Цар. 17:13; Иер.7:25; Иер.26:5; Иер.29:19; Иер,35:15; Иер.44:4; Иез.38:17; Зах.1:6.
[9] Ис.41:8; Ис.44:1,2,21; Ис.45:4; Ис.49:5,6; Ис.65:9; Иер.30:10; Иер.33:26; Иер.46:28; Иез.28:25; Иез.37:25
[10] Иер.25:9; Иер.27:6; Иер.43:10.
[11] Ис.49:3,5,6; Ис.52:13; Ис.53:11; Зах.3:8.
[12] См., напр.: прп. Авва Дорофей, поучение четвёртое. О страхе Божием.
Сергей Шилов
Добрый день, Илья!
Хорошая статья. Если Вы не против, использую ее как основу для статьи на своем сайте, ссылку на ваш блог укажу.
Илья Долматов
Добрый день!
Буду рад, брат! Разрешаю!
Сергей Шилов
Спасибо, брат! 🙂
Илья Долматов
Не за что! 😉
Владимир Васильевич
Раб Божий, это самое прекрасное!
Это наивысшая свобода человека!
Православный христианин, есть раб Божий, раб любви, ибо Бог есть любовь!
Раб Божий, раб любви, это просто слова, и каждый может сказать их, но не каждый искренне старается соответствовать этому великому дару Божьему, т. е. быть – жить истинно свободным человеком – православным христианином.
Ведь маму искренне любят не тогда, когда боятся её как огня.
И не тогда искренне любят, когда будут ей говорить хорошие, красивые слова, а когда эти слова будут подтверждаться истинными делами, т. е. – не позволять себе делать того, что может обидеть любовь мамы!
Не позволять обижать любовь мамы не только в присутствии мамы, но более того вне присутствия мамы.
И самое главное, не позволять обижать любовь мамы в мыслях, ибо от мыслей рождаются слова и дела!!!
Это и есть наивысшая свобода человека – образа и подобия Божия!
Свобода, которая познала, кто такой на самом деле есть Бог любовь. Свобода, которая познала любовь Божию через искреннюю, старательную, посильную духовную жизнь, очищая душу от скверны – страстей. Через покаяние, смирение, которое из глубин человеческой души возрождает венец всех добродетелей – любовь к Богу!
Конечно, невозможно стать ангелом, да и не требует этого Бог, а стать искренним и старательным – по силам правильно спасающим душу, это возможно каждому православному христианину – рабу Божиему!
***