Вопрос об исходе евреев из Египта является актуальным для современной науки. Суждения исследователей об исторической достоверности исхода обнаруживают весьма широкий диапазон. Одни считают, что этот рассказ соответствует действительности; другие думают, что соответствующие события произошли не со всеми израильтянами, а с какой-то их частью; третьи видят в нем вымысел [7. С. 121]. По нашему мнению верно первое утверждение, рассмотрением которого мы и займемся.
В еврейских преданиях не найдено ни одного намека, относительно поражения египетских сил или чужеземными войсками или национальными мятежниками, которое бы способствовало освобождению евреев и могло бы объяснить исход израильтян, — этот «гвоздь вколоченный в гроб египетской монархии». Не дает какого либо ясного и определенного указания на то или другое бедствие и египетская история того периода, к которому, по общему согласию египтологов, должен быть отнесен выход евреев из Египта. Наиболее устойчивое и популярное мнение западных ученых считает фараоном исхода Манефту I, царя 19 династии, сына Рамзеса II. Но история царствования Манефты, насколько она может быть восстановлена по монументальным памятникам, не представляет удобной почвы для возникновения попытки со стороны израильтян к освобождению от рабского ига. Не больше исторических данных для естественного объяснения данного факта представляет и царствование Тутмоса II, которое некоторые исследователи ставят в параллельную связь по времени с событием исхода [6. С. 4–5].
Согласно исследованиям отечественных ученых, исход евреев из Египта обычно приписывается (Бруугшем, Эберсом, Раулинсоном, Сейсом и др.) времени царствования Манефты (Марениты) или Сеты II, непосредственного преемника Рамсеса II. Но так как оба эти государя не принадлежали к числу слабых, и, очевидно, имели под своей властью как Палестину, так и Синайский полуостров, то лучше (вместе с Киттелем, Масперо, Видеманом и др.) отнести исход ко времени ослабления царской власти и общей анархии, период которой следовал за царствованиями в конце XIX-й династии (не позднее, по Мейеру, чем в 1180 г. до Р. Х., по Раулинсону и др. — около столетия раньше). Мак-Курди относит исход ко времени XX-й династии, в последнее время царствования Рамсеса III или непосредственно после его царствования. Он не думает, чтобы Египетское владычество над Синайским полуостровом, или Палестиной в более ранее время было слабо настолько, чтобы был возможен исход евреев из Египта, или завоевание ими Палестины, почему этот ученый указывает дату около 1200 лет до Р. Х. Мнения некоторых писателей (Кука, Кондора, Келера, Шарпа и др.), которые относили исход к более раннему времени, опровергалось через установление Навилем Питома, как построенного Рамсесом II; опровергалось телль-американскими таблицами, которые показывают, что Палестина была совершенно египетской провинцией во время XVIII-й династии; опровергалось, наконец, и фактом владычества Сети I и Рамсеса II над Палестиной во время XIX-й династии.
Если предположить, что к царствованию Мерениты исход евреев из Египта был уже совершившимся фактом, в таком случае позволительно отождествлять евреев с кабирами, о нашествии которых на Палестину, годов за 150 раньше, так много говорят амарнские письма [2. С. 248–250].
По другой версии исход евреев из Египта связывается с воцарением новой, восемнадцатой династии, родоначальником которой был Аамес или Амозис I. Она избрала своей резиденцией Фивы, как центр политической независимости страны, и дала Египту ряд великих фараонов, при которых он достиг вершины своего внешнего могущества и внутреннего процветания. Время царствования этой династии особенно ознаменовалось развитием военного могущества.
Прежде всего, конечно, новое правительство лишило израильтян тех преимуществ и вольностей, какими они пользовались при прежней династии; но затем оно перешло и к их угнетению, стало «изнурять их тяжкими работами». В данном случае не нужно было и выдумывать искусственно этих работ: они являлись как естественная потребность в самом месте обитания израильтян. По изгнании гиксосов из Египта, требовалось на будущее время обеспечить страну от вторжения полудиких чужеземцев, и потому правительство нашло нужным построить несколько новых укреплений в этой окраине, и на эти тяжелые земляные работы употреблен был дармовой труд израильтян [4. С. 85]. Труд был, очевидно, каторжный, и библейский историк с горечью повествует об этих работах. «Египтяне с жестокостью, говорит он, принуждали сынов израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжелой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью». Так они «построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов», т.е. пограничные крепости с кладовыми для военных припасов. Таким образом, исход из Египта был в 1491 г. до Р. Х. при правлении 13 египетской династии и фараоне Тутмосе III [3. С. 145].
Немного иного мнения придерживаются западные исследователи. По их ловкому замечанию, наука до сих пор не располагает никакими достоверными источниками о пребывании евреев в Египте. Известно лишь, что соседние с Египтом племена, спасавшиеся от засухи и голода, часто просили разрешения поселиться на территории Египта. Эти племена обычно назывались еврейскими и использовались в Египте на принудительных работах. Среди них, возможно, действительно были семитские племена, которые могли происходить из колен Ефрема и Манассии, а затем и Вениамина, и позже они стали ядром израильского племенного союза, принявшего традиции этих племен, чтобы доказать право на обретение родины в Ханаане.
Если задаться целью, установить период времени пребывания еврейских племен в Египте, то вряд ли можно найти достаточно надежные источники. Библейские тексты полны разночтений. Что касается продолжительности пребывания евреев в Египте, то в еврейской Библии указывается 430 лет, а в древнегреческом переводе — 215. Можно предположить, что переселение евреев в Египет относится ко времени господства там гиксосов (1750–1580 гг. до н. э.), которые проявили гостеприимство по отношению к израильтянам (возможно, родичам), ставшим их опорой в Египте. Эпоха рабства для евреев начинается после освобождения Египта от ига гиксосов, когда новые фараоны рассматривают в качестве врагов представителей тех племен, которые поселились здесь в период господства гиксосов. Исход евреев из Египта можно датировать временем правления фараона Рамзеса II (1290–1223 гг. до н. э.), который считался великим строителем и широко использовал рабский труд. Вполне понятно, что в изменившейся ситуации израильские племена, когда они превратились в рабов, стремились освободиться из-под ига [1. С. 50].
Библия не указывает имени египетского царя — современника Иосифа, и двух царей — современников Моисея называет также просто «фараонами». В свою очередь, в сохранившихся до наших дней египетских памятниках нет прямых указаний на библейские события. Это создает известные трудности в определении даты Исхода, т. к. приходится пользоваться лишь косвенными указаниями.
Отправной точкой в поисках хронологии Исхода должны служить слова Ягвиста о том, что угнетаемый Израиль «построил фараону города для запасов Пифом и Рамсес» (Исх.1:11). У Элогиста указывается город Сокхоф, который был сборным пунктом израильтян в момент Исхода (Исх.13:20).
Сокхоф находился на восточной границе Дельты и был пограничной крепостью при Мернептахе — сыне Рамсеса II.
К своей строительной деятельности Рамсес мог приступить лишь после окончания войны с хеттами, т. е. ок. 1285 г. Вероятнее всего, к этому времени нужно отнести и угнетение Израиля. Из всего рассказа явствует, что резиденция фараона находилась в Дельте. Указания на Рамсес, Пифом и Сокхоф надежно локализуют во времени деятельность Моисея.
Согласно элогистическому преданию, Израиль жил в Египте 400 лет (Быт.15:13). Священническая традиция определяет это время в 430 лет (Исх.12:40). Это поразительно совпадает с юбилейной стелой Сета, где отмечается четырехсотлетие с основания Авари-са-Рамсеса. Если юбилей справлялся около 1300 г., то основание города нужно отнести к 1700 г. Это совпадает с той датой, которая обычно считается началом гиксского вторжения в Египет. Между тем эллинистические, египетские предания и множество косвенных свидетельств заставляют относить время Иосифа к правлению гиксов. В частности, известно, что евреи знали «эру Авариса», т. е. отсчет времени от основания гиксосской столицы (Чис.13:22), что указывает на их тесные связи с гиксами.
Итак, если дата Авраама ок. 1850 г., дата Иакова ок. 1750 г., дата переселения Израиля в Египет ок. 1700 г., то дату Исхода нужно искать где-то около 1300 г.
Многие современные исследователи считают фараоном Исхода Рамсеса II, а Сети I, его отца, «фараоном-угнетателем».
Эта датировка связана со стелой Мернептаха (1234–1220), которую Флиндерс Петри обнаружил в фиванском некрополе зимой 1896 г. В этой стеле говорится, что в третье лето царствования сына Рамсеса II он покарал своих врагов, возмутившихся против него. В числе усмиренных перечисляются: 1) Ливия, 2) Хетта, 3) Ханаан, 4) Аскалон, 5) Гезер, 6) Иеноам и, наконец, 7) Израиль. Из этого делают вывод, что Исход к 1230 г. уже совершился и израильтяне обитали в Палестине.
Однако, во-первых, в стеле названия даны без четкой географической локализации. Сначала говорится о западных ливийцах, потом о хеттах Малой Азии, о южнопалестинских городах Аскалоне и Гезере, потом снова о североханаанском городе Иеноаме. Во-вторых, перед словом «Израиль» стоит детерминатив, означающий не город, а племя. И, наконец, в-третьих, библейское предание не говорит ни о каком столкновении с египтянами, кроме эпизода у Тростникового моря.
В то же время смутные годы царствования Мернептаха гораздо больше подходят к ситуации, описанной в «Исходе». Сомнительно, чтобы такой фараон, как Рамсес, дал уйти израильтянам. Ослабление империи началось лишь при его сыне Мернептахе. Характерно, что о «фараоне-гонителе» Библия говорит как о царствовавшем «долгое время» (Исх.2:23). А, как известно, царствование Рамсеса было одним из самых продолжительных в истории Египта (65 лет). Исход, согласно Библии, происходит именно при сыне этого долговечного фараона.
Второе объяснение можно найти в 1Пар.7:21–24. Там рассказывается, что в начале пребывания Израиля в Египте эфраимиты совершили поход в Палестину и, несмотря на ряд неудач, основали там несколько городов. В 34-й главе Бытия говорится о том, что израильтяне завоевали город Сихем, который впоследствии при вторжении в Ханаан Иошуа взял мирным путем и сделал своим центром. Тот факт, что какая-то часть Израиля оставалась в Ханаане и после переселения Иакова в Египет, подтверждается упоминанием в военных анналах Тутмоса III (1502–1448 гг.) палестинской местности Иаковэль.
Библия повествует о том, что фараон боялся, как бы евреи не вступили в союз с его противниками (Исх.1:10). Вполне вероятно, что здесь имелись в виду соплеменники из Ханаана, которые в год Исхода были разгромлены Мернептахом. После завоевания Ханаана оба потока израильтян слились в одно целое, а так как «Моисеево ядро нации» отличалось большей духовной силой, оно подавило более примитивных израильтян Ханаана. Антагонизм Израиля и Иуды может быть отголоском этой изначальной двойственности народа.
Итак, Исход можно датировать ок. 1230 г. Именно к XIII в. относятся следы разрушений в ряде городов Палестины. Библия говорит о том, что царь Эдома не хотел пропустить Израиль через свои земли. Археология показала, что Эдомское царство возникло не раньше 1300 г. Развалины захваченных ханаанских городов позволяют датировать время завоевания ок. 1200 г. Правда, не получается «сорокалетнего» странствования в пустыне, но эти 40 лет есть в большей степени символическое обозначение жизни поколения, чем точное хронологическое указание.
Против отнесения Исхода ко второй половине XIII в. выдвигают указание о том, что Исход произошел за 480 лет до построения Соломонова храма (3Цар.6:1). Если храм начали строить ок. 958 г., то Исход, по этой дате, произошел ок. 1440 г., т. е. во времена Тутмоса III и Аменхотепа II. Однако это было время полного господства фараонов в Палестине, и оно совершенно не соответствует ситуации, отраженной в Библии. К тому же Дельта в те годы не была резиденцией царей, а будущие Пифом и Рамсес еще представляли собой забытые пустыри.
Таким образом, число, указанное в Книге Царств, есть число священное. А вся совокупность библейских и внебиблейских данных приводит к XIII в. (1230) как исторической дате Исхода [5].
Если принять раннюю датировку исхода 1446 или 1447 г. до P. X., то с учетом современной хронологии египетской истории фараоном эпохи исхода можно рассматривать Тутмоса III (1479–1425 гг. до P. X., или 1490–1436 гг. до P. X.).
В рамках гипотезы поздней датировки (1260 г. до P. X.) в качестве фараона эпохи исхода видят Рамсеса II. Большинство известных археологических свидетельств можно интерпретировать как в пользу ранней, так и в пользу поздней датировки исхода.
И все-таки, археологические свидетельства не позволяют в полной мере ответить на вопрос о точной дате исхода, но позволяют только рассматривать событие исхода как исторический факт [7. С. 57].
——————
Источники:
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель. 1989. 2535 с.
- Гече Г. Библейские истории: Пер. с венг. М.: Политиздат, 1988. 367 с.
- Глубоковский Н. Хронология Ветхаго и Новаго Завета // Труды Киевской Духовной Академии. К., 1910. №6. С. 239–270.
- Лопухин А. П. Библейская история Ветхаго Завета. СПб., 1896. Изд. 2-е. 454 с.
- Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание исправленное и дополненное. М., 2003. Исход. 200 с.
- Мень А., прот. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. М.: СП «Слово», 1991. 462 с., ил.
- Савваитский М. Исходъ израильтянъ изъ египта. СПб.: Типография Ф. Елеонскаго и К., 1889. 200 с.
- Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир: (Ветхий завет как памятник литературы и обществ, мысли древней Передней Азии). М.: Политиздат, 1987. 239 с.
- Юревич Д., прот. Исход // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. XXVIII. С. 31–58.