Часто можно слышать утверждение: «Бог один, а религии разные». С формальной стороны оно справедливо. Действительно, Бог может быть только один в принципе, но при этом в мире существуют разные религии. Ошибка происходит тогда, когда делается вывод, что эти разные религии одинаково хорошо ведут к Богу. Москва одна, но маршрутных карт может быть много. Но это вовсе не значит, что все они одинаково верны и точны и, что тот, кто пользуется ими, обязательно доберется до цели и не заблудится.
Если прицел у снайпера изначально сбит, он точно промахнется. Навигатор может вести прямо, криво, лабиринтами, через опасные моря, а может увести в противоположную сторону. То же самое происходит и тогда, когда мы имеем дело с различными мировоззрениями.
При поверхностном взгляде на оболочку религий они кажутся совсем близкими и различаются только своей внешней атрибутикой. Кажется, все великие учителя человечества учат добру, нравственности; в социальных сетях можно видеть целые сообщества, публикующие афоризмы Евангелия, мудрецов ислама и индийских мыслителей. Но если мы более серьезно подойдем к изучению путей жизни, которые предлагаются в этих религиозных течениях, мы увидим, что аналогия с навигатором не так уж наивна и придирчива.
Тезис, высказанный в начале, думаю, не вызовет споров ни у кого: объективно может существовать только один Всемогущий и Всесовершенный Бог. Если мы живем в мире, который был создан Им, то логично предположить, что Он каким-либо образом поддерживает с Ним связь, открывается Ему. Связь, которая существует между Богом и Его творением, принято называть религией (лат. religare — воссоединять). Это общение возможно только постольку, поскольку трансцендентный Абсолют захочет открыться ограниченному творению. Человек самостоятельно, собственным усилием ума, не может получить верного знания о Боге и наладить эту связь. Результатом этих попыток будет обычная человеческая фантазия и ничего больше. Напротив, результатом откровения Богом Себя человеку является появление религии, дороги соединяющей Вечность со временем. Существование в мире множества различных религиозных путей может быть объяснено только тем, что рядом с изначально существовавшим, подлинным маршрутом, с течением истории появилось множество сомнительных тропинок, указателей и карт, обещающих привести доверчивых путников в единый конечный пункт. Одна группа путешественников относится к предпринятому походу серьезно: сверяет карты, пытается связаться с диспетчером по телефону, запасается соответствующим снаряжением. Другие создают свои новые маршруты, напрочь игнорируя существующие. Третьи прекрасно знают, что идут не в ту сторону, надеясь приплыть в более прекрасное место, чем им обещано. Четвертые садятся в первую попавшуюся повозку и послушно едут неизвестно куда. Пятые пытаются склеить фрагменты разных карт, наивно полагая, что таким образом может выйти что-то стоящее. Шестые вообще отказываются куда-либо идти, ложатся на дорогу и ждут смерти.
Серьезный взгляд на религиозные пути приведет нас к пониманию того, что они предлагают совершенно различные, несовместимые маршруты. Иногда создается ложная иллюзия, что дороги пролегают где-то совсем рядом, но это не так. Буддизм в своей системе координат не оставляет места личному Богу, и человек вынужден предпринимать жалкие попытки спасти самого себя, чтобы в конце концов исчезнуть. Никакой связи нет, потому что не с кем соединяться. Ислам, предполагающий веру в Единого Личного Бога, также нельзя с легкой руки назвать тождественным христианству. Евангельское учение о воплощенном Боге, о Троице, о соединении в Иисусе Христе Бога и Человека в корне противоречит мусульманскому представлению о Боге и о спасении. Христианство не мыслит эту связь между Богом и человеком иначе чем через Христа — так велика пропасть между Творцом и творением. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6) — иного компромиссного маршрута Евангелие предложить не может. «Отец … весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин.5:22-23). Даже эти два высказывания Того, Кто называл себя Истиной, Путем и Жизнью, не оставляют повода называть маршрут предложенный Им, тождественным всем остальным. Наши представления о Боге настолько разные, что их не соединить никак, получится шизофрения. Возможен только один вариант, остальные ошибочны. Бог не может быть одновременно и Троицей и нет, свободной Личностью и безличным Разумом.
Я не говорю сейчас о том, кто правильно мыслит себе Бога, а кто нет. Речь о другом. Принцип прост: вы сколько угодно можете пытаться соединить маршруты между собой или верить, что дороги религиозной жизни параллельны, что мы все едем в разных вагонах одного поезда. Кто ошибется дорогой, тот не дойдет до цели. Не все дороги одинаково ведут в Рим.