Второе обретение мощей Александра Свирского

31 июля, 2020 Жития святых Комментарии : 0
Читали : 2 110

… Уже давно, слава Богу, утихли баталии относительно подлинности обретенных 30 июля 1998 года мощей святого Александра Свирского. Никто точно не знает, какой ценой эта борьба сошла на нет (так, в числе противников был тогда председатель епархиальной комиссии 1998 года по делам мощей Преподобного  — митрополит Петрозаводский и Карельский  Константин (Горянов), кандидат медицинских наук, профессор, автор ряда трудов по медицине и богословию). Возможно, всякие доводы «против» «утихомирились» при спасительном переводе Владыки Лукиана (Куценко) с должности настоятеля Свято-Троицкого монастыря на пост архиепископа Благовещенского и Тындинского — нападки были обращены именно против игумена Лукиана. Его действия по нахождению и возвращению святыни Свирской обители в 1998 году были быстрыми и уверенными…

Тем не менее до сих пор при наборе «Второе обретение мощей Александра Свирского» в поисковиках интернета выпадают статьи, пытающиеся очернить Божий Промысел этих событий (в том числе странная книга Александра Мусина «Церковная старина в современной России»; Санкт-Петербург, 2010 год). Проанализировав подобные источники, а также доводы их оппонентов, защитников Преподобного (особенно инокини Леониды (Сафоновой), хочется вспомнить пошаговые события 1918-1919 годов, а также 1998 года.

Председатель Олонецкой ГубЧК Оскар Кантер (сообщение в Центр): «в марте 1918 года разъяренная толпа, возбужденная до дикого фанатизма агитацией монахов, устроила крестный ход и избила представителей уездного исполкома, делегированных в монастырь для учета имущества… 16 апреля Олонецкий совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов принял решение послать в обитель отряд для обыска и реквизиции хлебных запасов. Но осуществить эти меры незамедлительно не удалось, а вскоре монастырь с округой был захвачен белофиннами…».
    17/30 апреля 1918 года, в день обретения мощей святого Александра Свирского (1641 год) привезен в Екатеринбург последний Российский Государь, Николай II. Он и его семья 17 июля 1918 года расстреляны в «Ипатьевском доме»…Правящая династия Романовых, начавшаяся при Михаиле Федоровиче с обретения мощей преподобного Александра, Покровителя царственных наследников, закончилась практически этим же днем в 1918 году… Имя Александра Свирского, связанное с императорским домом, было «бельмом» для новой революционной власти. Спустя 3 месяца после этих трагических событий рака Преподобного Александра была вскрыта первой из всех святынь православной России…

Владыка Иоанникий (Дьячков), епископ Олонецкий в докладе святейшему патриарху Тихону: «…23 октября приехали красноармейцы {во главе с Августом Вагнером}…, вызвали всю братию,..отобрали ключи от келий и келии обобрали. На второй день обобрали драгоценности в ризнице и взяли из Преображенского собора раку Преподобного, сосуды и напрестольные кресты. Мощи Преподобного из раки вынули и дерзнули своими руками открыть… Мощи намерены были увезти с собой, но братия упросила оставить, и оставили…».

29 сентября 1918 года вызваны в Олонец настоятель монастыря архимандрит Евгений (Трофимов), отец-казначей Варсонофий и гостиник иеромонах Исайя. 30 сентября они арестованы, а 1 ноября 1918 года — расстреляны…
   Акт освидетельствования мощей, сделанный монастырской братией Свирского монастыря 5 октября 1918 года: «…мощи находятся в сохранности, обернуты схимнической одеждой», которая «местами уже истлела»… «Подняв наличник, увидели лицо преподобного». В Акте отмечается наличие всех зубов, «только два верхних выпали», описаны руки до покрова: «…далее рук не видать, так как они свиты покровом, а покров прилипши к доске и его не развязывали. Ступни ног разрушены, и косточки вместе сложены с теми туфлями, в которых был погребен преподобный, обернуты одеждою и завязаны лентой…» (текст протоиерея Николая Чукова, благочинного Олонецкой епархии, впоследствии ставшего митрополитом Ленинградским с именем Григорий).

26 октября 1918 года по распоряжению Олонецких Губревизисполкома и ГубЧК в монастырь прибыл отряд петрозаводской милиции, поскольку монастырь оказался непосредственно в зоне военных действий вблизи русско-финской границы. Вскрытые этим отрядом мощи Преподобного были увезены в Лодейное Поле. «…обыкновенный скелет смертного человека… что-то вроде ног, одетых в темные малиновые туфли», — пишет в отчете за свои террористические действия октября 1918 года в объяснительной записке 11 марта 1919 года председатель Олонецкой ГубЧК Оскар Кантер. (Интересно, что этот «документ» написан им за два дня до его рокового поддельного распоряжения о «сжигании» мощей Преподобного 13 марта 1919 года!).
    20 декабря 1918 года мощи святого Александра Свирского увезли под конвоем ЧК в больничную часовню Лодейного Поля. Комиссия, назначенная Г. Е. Зиновьевым, председателем Совета комиссаров Союза коммун Северной области, в составе «врача, химика и «советского священника» осмотрела мощи, находившиеся в гробу («узком, обитом парчою снаружи и темно-синим бархатом внутри»).

18 января 1919 года в монастырь приехал уважаемый представитель Комиссии по охране и регистрации памятников старины и искусства Северо-Западной области при Комиссариате по просвещению Александр Крутецкий. Он сообщал: «Оба председателя (Губ– и Уездчрезвычкомов) прочли мне все дело об экспертизе мощей со всеми показаниями монахов и свидетелей… и спросили,..не найдет ли центр останки Преподобного исторической реликвией, и если найдет их таковой, то власти препроводят их…в Петрозаводск и приобщат к предметам, находящимся в местном историческом музее, если же нет, то распорядятся ими по своему усмотрению». Далее А. Крутецкий пишет: «Этот вопрос необходимо выяснить… и дать Петрозаводскому Губчрезвычкому определенный ответ, т.к. я ответить за свой страх и риск в столь щекотливом случае отказался».

Казалось бы, зачем такие церемонии? Если председатель Олонецкой ГубЧК Оскар Кантер мог принять решение самостоятельно, зачем тянуть время? Хорошо, мощи Преподобного — «восковые», не проще ли их выставить в музее и разоблачить религиозный обман? Но все, кто видел святыню, предпочитали дальше не брать на себя никакой ответственности! Работники отдела Народного образования, не зная этих подробностей, продолжали требовать обещанный «экспонат» в Петрозаводский музей…

31 января 1919 года мощи были увезены из Лодейного Поля в Петроград. По рекомендации Комиссии по охране и регистрации памятников старины и искусства их разместили в ведомственном анатомическом музее Военно-медицинской академии…
Прямых письменных свидетельств об этом не сохранилось. Но по сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-Медицинской Академии (ВМА), в годы революции в их музее действительно появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным… В «сокрытии» мощей от «красного террора» исследователями доказано участие академика Владимира Николаевича Тонкова, с 1915 года возглавляющего кафедру нормальной анатомии Военно-медицинской академии…
   1 и 2 февраля 1919 года экспертная судебно-медицинская комиссия Комиссариата здравоохранения Петроградской трудовой коммуны (состоящая из многих судебных врачей города, приглашенных профессоров-патологоанатомов и профессоров судебной медицины) провела экспертизу «черепа» Александра Свирского в помещении подотдела при Обуховской больнице. В отчете от 18 февраля 1919 года отмечался несколько странный факт: «череп» из привезенных мощей был доставлен командированным в Лодейное Поле судебным врачом Петрограда…

Подробности с «черепом» — не очень понятны и, по мнению некоторых исследователей, фальсифицированы: что, череп следовал ОТДЕЛЬНО от тела?!! Что же тогда в Питер привезли 31 января 1919 года?!

20 февраля 1919 года отдел по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины (ранее именуемый Комиссией), обращается в Коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства Народного комиссариата — к её руководителю, академику Петру Петровичу Покрышкину (интересно, что в 1920 году П.П. Покрышкин покинул Петроград и принял сан священника, оставив научную деятельность!): «…разрешение вопроса о дальнейшем положении мощей не входит в компетенцию Отдела по охране памятников,.. означенный вопрос передается на разрешение Археологического отдела Коллегии…».

21 февраля 1919 года заведующий Археологической комиссией при Наркомате просвещения А. П. Удаленков дал заключение о ценности мощей: «Признавая мощи преподобного Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в храме, и находя, что меры по охранению исторических памятников всецело лежат на обязанности Отдела по охране и учету, просим принять меры по охранению этой народной исторической ценности…».

Из письма отдела по охране, учету и регистрации памятников от 15 марта 1919 года: «…обсудив 6 марта этот вопрос, Отдел решил, что …охрана мощей, как не представляющих собою … предмета старины, не входит в круг деятельности Отдела… Поэтому не представляется возможным дать Олонецкой чрезвычайной комиссии какие-либо указания о дальнейшем направлении мощей преподобного Александра Свирского».
    19 сентября 1919 года в Лодейном поле побывал сотрудник Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины Б. Н. Молос, который сообщил следующее: «Выясняя судьбу мощей преподобного Александра Свирского, я узнал, что 13 марта 1919 года председатель губчрезвычкома Кантер попросил лодейнопольский исполком УНИЧТОЖИТЬ, т. е. сжечь и зарыть в землю остатки так называемых мощей, приписываемых Александру Свирскому, дабы избежать паломничества темных крестьян к кучке полуистлевших костей, что ТОТЧАС И БЫЛО ИСПОЛНЕНО…».

Эта последняя записка и дала повод к полемике относительно истинности обретенных в 1998 году мощей Преподобного. Но сразу вызывает сомнение много моментов:
— и сам факт сожжения: в 1919 году местное губернское самоуправство не допускалось, решением такого вопроса мог заниматься только Центр;
— и то, что «кучка полуистлевших костей», о которой идет речь в этом фрагменте, является мощами преподобного Александра Свирского;
— и что вообще, по чьей-то странной прихоти (документально это нигде не обозначено!), мощи вдруг опять были отправлены в Лодейное Поле! Зачем такие мытарства?! «Восковую куклу» можно было бы уничтожить в революционном Петрограде!

Однако с марта по сентябрь 1919 года о мощах Святого вдруг забыли, никто не знал их судьбы, они исчезли! А потом – тихий документ рядового сотрудника, без ссылки на какой-либо официальный приказ! Для острастки местного населения председатель Олонецкой ГубЧК Оскар Кантер и правда грозился сжечь Святого. Жители Лодейного Поля вспоминают, что еще в 40-е годы ХХ века какие-то косточки, выдаваемые за мощи святого Александра Свирского, демонстрировались людям. Но, опять же — демонстрировались, значит не были сожжены… Даже эти две-три косточки!

Обе комиссии — Археологического отдела и Отдела по охране, учету и регистрации памятников Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства, по негласному распоряжению академика П.П. Покрышкина, сняли с себя ответственность за хранение мощей, чтобы у них их не искали. В то же время академик В.Н. Тонков тихо обеспечил Преподобному надежную «защиту» на кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии. Теперь стало известно, что иногда в музей при В. Н. Тонкове приходили сотрудники НКВД, и тогда он вместе с одной из сотрудниц, рискуя быть пойманными, прятал мощи «между стеной и шкафом» кафедрального музея…

Интересно, что забвение Романовых, выгодное советской власти, вместе с забвением их Духовного Покровителя — Новозаветного Тайнозрителя Троицы, Святого такой величины, как Александр Свирский — было по Божьему Провидению. Мощи Преподобного пролежали 80 лет в «надежном» месте, чтобы их снова обрели в нужное время!

… Вот что вспоминает Людмила Ильюнина (газета «Вера», статья «Как искали мощи преподобного Александра Свирского»):

«… Осенью 1997 года отец Лукиан сказал мне: «Матушка, не хотите ли поработать в архивах, поискать следы мощей?» – «Да, батюшка, благословите». И я пошла в Центральный Государственный архив, потом в Казанский собор в фонды…  Я уже заказала и выписала дела, которые нужно было смотреть. А потом начал болеть мой маленький сын, … и я призналась отцу Лукиану: «Батюшка, мне не справиться с этим послушанием. Может быть, вы кого-то другого назначите?» Батюшка с легкостью согласился и только попросил: «У нас есть матушка, кандидат наук, она умеет работать с документами, вы ей только передайте дела». Так я познакомилась с инокиней Леонидой (Сафоновой)…

Одному человеку за такое короткое время, казалось бы, невозможно было просмотреть столько документов, но она работала три месяца «от звонка до звонка», с первой минуты открытия архива до последней, обошла десяток архивов, музеев, институтов…

… Мощи нашли (в декабре 1997 года), весть об этом держали в строгой тайне. Торопиться было нельзя… Иеромонах Лукиан написал рапорт правящему архиерею – митрополиту Владимиру – и получил благословение на переговоры с руководством ВМА о проведении научной экспертизы…»

Дальнейшие события, по Божьему Промыслу, развивались необычно и стремительно!

В мае 1998 года сотрудники московского музея Кремля обнаружили в запасниках икону преподобного Александра Свирского со 128 клеймами (работа «Макарьевской мастерской» 1547- 1554гг.), причем вначале эту находку приняли за икону святителя Николая, и только когда расчистили ее поверхностный потемневший слой, убедились, что на иконе изображен другой подвижник Господа…
    В мае — июне 1998 года в Санкт-Петербурге вдруг, параллельно с чудесным обретением Макарьевской иконы преподобного Александра в Москве, неожиданно открылась выставка «Монастыри России». Среди экспонатов было много икон, облачений, крестов, крышка серебряной раки, подаренной Царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1644 году в связи с первым обретением мощей преподобного Александра Свирского (17/30 апреля 1641 года). Всего в Русском Государственном Музее хранилось 153 вещи, принадлежавших ранее Александро-Свирскому монастырю. Эти предметы никогда не вынимались из запасников и Божьим Промыслом за полтора месяца до Второго обретения мощей святого Александра были явлены жителям Петербурга.
     23 июня 1998 года, в рентгеновском кабинете Городской Судебно-медицинской Экспертной Службы, во время экспертного исследования мощи Преподобного Александра впервые покрылись крупными каплями мира. Как пишет инокиня Леонида: «…От этого неожиданного откровенного доказательства святости Преподобного все присутствующие растерялись, причем не только судебные эксперты, но и те, кто в тайне души надеялся получить милостивые знаки Божии, помогающие узнать, кто лежит перед нами… Через некоторое время, … при чтении акафиста преподобному Александру Свирскому по обнаженным ногам того обильно потекло миро желтыми струйками… Это было 14 июля… После ознакомления с документами освидетельствования мощей Начальником Академии, член-корр. РАМН Ю.Л. Шевченко, им был подписан Акт от 28.07.1998 года о передаче мощей РПЦ. Мощи были внесены 30.07. 1998 года в храм святых мучениц Веры. Надежды, Любови и Софии…».

16 августа 1998 года Святейший Патриарх Алексий II приехал поклониться вновь обретенным мощам святого Александра, а позже, 29 января 1999 года, установил празднование Второго обретения мощей Преподобного на 30 июля.

Когда, правда с некоторым опозданием, была создана в сентябре 1998 года епархиальная комиссия во главе с епископом Константином (Горяновым), мироточение мощей прекратилось (думается, не все же время нужно людям посылать подобные чудеса!). Но были детали, которые сразу бросились в глаза епископу Константину как медику  — факты несоответствия «экспоната» ВМА с описаниями 1641го, 1894го и 1918 годов, когда мощи преподобного Александра были подвержены осмотру. Хорошо. Даже если что-то не сошлось, нельзя вычеркнуть факт мироточения «экспоната» в первый период его нахождения — это видели многие! И теперь, по прошествии времени, можно документально подтвердить множество исцелений у мощей после их Второго обретения. Сколько людей приезжает на поклон преподобному Александру в наши дни! Один из случаев такого чудесного выздоровления мальчика, больного ДЦП, который мы наблюдали своими глазами в Свирском, лег в основу художественного некоммерческого фильма «Паломники». Рассказанные в картине современные истории, происходившие на территории Свято-Троицкого монастыря, переплетаются с событиями из жития святого Александра   /подробнее   в группе ВК «Кинохроника ПАЛОМНИКИ» — https://vk.com/palomniki_kinohronika

Монахи, обретшие мощи Преподобного в Лазареву Субботу 17/30 апреля 1641 года, чрез столетие после его кончины (30 августа/12 сентября 1533 года), подробно описали положение ног нетленного тела — «правая ступня лежит на левой». Это же положение отметили и эксперты, описывающие положение ног после Второго обретения мощей. Если, как пишется в описании 1918 года, прилипший к рукам покров не развязывали, то и ноги не раскрывали! Прощупывали через эту ткань! И, как убежденно говорит инокиня Леонида, «не древние туфли 385-летней давности, в которых был погребен преподобный, а новые башмачки (прошло всего 24 года от времени переобувания) увидели бы составители акта 5 октября 1918 года, если бы развязали ноги Преподобного». У святого Александра были новые тапочки красно-малинового цвета! Они мягкие. Сквозь эти башмачки и прилипшее покрывало не прощупывалась вся стопа, а только отдельные косточки! Как Преподобный оказался в новых туфлях? Загадка разрешалась в событии 1894 года!

Из письма настоятеля Свирского монастыря архимандрита Агафангела Его Высокопреосвященству архиепископу Олонецкому Павлу, найденного в монастырском архиве: «…по Вашему Владычному благословению я с 4 на 5 число декабря совершил всенощное соборное бдение, на котором читали акафист преподобному Александру. Ему было 250 лет как положен в царскую раку, а после сего, когда все ушли, я оставил ризничного и отслужил молебен преподобному, и переменил пожертвованную подушечку и башмачки»…

Последний исчерпывающий довод в пользу Второго обретения мощей был 27 сентября 1998 года, когда в Свирский монастырь из антикварного отдела «Пассажа» от тверского любителя антиквариата прибыла необычная икона: по заключению судебного эксперта-искусствоведа она была написана с мощей преподобного Александра в 70-80 годы ХIХ века.

Тверь была родиной одного из иеромонахов Свирского монастыря — Тихона. В монастырских документах, а именно, «Исходящих» за 1918 год за октябрь — ноябрь имеется сообщение о том, что монах Тихон дважды выезжал в Тверь: первый раз — «для посещения родителей», в другой — «в длительный отпуск». В то время, после ареста настоятеля монастыря архимандрита Евгения 29-30 сентября 1918 года, монастырь был разграблен вооруженным отрядом Вагнера. Монахам и послушникам грозил расстрел. Многие насельники стали уезжать в «отпуск»: так, чтобы, увы, больше не возвращаться в монастырь… Без возврата уезжал из монастыря в последний раз и монах Тихон, взяв с собой икону как святыню и память о покидаемой им Свирской обители.

Сама неканонизированная икона Александра Свирского, по предположениям экспертов, была написана по заказу одного из Высоких гостей, прибывших в монастырь 29 июля 1878 года. Это были Их Высочества Великие Князья Сергей и Павел Александровичи (князь Сергей, супруг преподобномученицы Елизаветы Федоровны — первый, которого убили из Романовых в начавшиеся революции ХХ века!), Константин и Дмитрий Константиновичи в сопровождении свиты, в том числе контр-адмирала Арсеньева, графа Уварова, профессора Бестужева-Рюмина. Кто из них заказал на обороте иконы Казанской Божьей Матери начала ХIХ столетия написать образ преподобного Александра непосредственного с мощей, лик которых для них открывали? Это остается пока загадкой. Но эту икону нельзя считать обычной двусторонней выносной иконой, ее стороны писались в разное время. Кроме того, в нижней части иконы Божией Матери имеется след обожженного красочного слоя. Такой след остается от лампады, горящей в близости иконы. Эта деталь, по словам инокини Леониды, также исключает предположение, что данная икона была выносная. Хотя, кто знает, вдруг икону Высокий гость-заказчик подарил монастырю именно как выносную, и уже потом монах Тихон молился перед образами, изображенными на ней при свете лампады… Но в сентябре 1998 года важно было одно: как раз во время работы епархиальной комиссии при определении подлинности мощей, на вернувшейся в Свирский монастырь иконе образ Александра Свирского соответствовал лику возвращенных мощей, а положение правой руки повторяет положение руки мощей, находящихся теперь в раке…

Возвращение Тайнозрителя Святой Троицы для пробуждающейся от атеистического сна России имело в 1998 году огромное значение: россияне снова обрели шанс встать на Путь хранителей Православной Веры. Все споры о подлинности мощей Преподобного, которые велись и еще будут, возможно, возникать, затихают при понимании того, что мы поклоняемся через них Богу. На мощах Святого «почивает» Святой Дух, обиталищем которого стал преподобный Александр благодаря своей ВЕРЕ и ЛЮБВИ к Господу! Что, разве наш Небесный Создатель и сам Святой Александр не видят, что в обретенной в 1998 году «реликвии» тысячи людей почитают именно его, Александра Свирского?! Поэтому и Бог, и сам Преподобный «благословляют» подобное поклонение: людям, приехавшим в Свирский монастырь к мощам, даруется помощь и исцеление от болезней по их ВЕРЕ!

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (3 оценок, среднее: 6,67 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Лилия Аввакумова

Аватар 0
режиссер фильма "Паломники", к.г.н.
Комментарии: 0Публикации: 17Регистрация: 10-07-2020

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .