Духовный подвиг преподобных Сергия и Варвары (родителей Александра Свирского)

28 июня, 2021 Жития святых Комментарии : 0
Читали : 391

— Духом пребываю с тобою, мати моя! Прости мя!

— Аз прощаю… Бог ти простит!..

(из фильма «Паломники»)

С 2007 года, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в празднование пророка Амоса  5/ 28 июня установлено почитание преподобных Сергия и Варвары Островских: это день рождения их сына — святого Александра Свирского (в детстве он носил имя Амос).

Икона святых Сергия и Варвары в храме св. Александра Свирского на Гаражной улице в Москве.

Молитвенный зов верующих к Стефану и Василисе (в иночестве — Сергию и Варваре) начался вскоре после канонизации самого преподобного Александра. На протяжении жизни эта супружеская пара проделала большой путь от простых верующих крестьян из села Мандеры, что на реке Оять, до мудрых святых, принявших иноческий постриг.
Их жизнь нельзя оценить в одночасье из обрывочных сведений жития. Семья, в которой суждено было родиться будущему Свирскому Чудотворцу, казалось обыкновенной: их предки – славяне северных Новгородских земель с корнями средних (оятских) вепсов. Они не были бедны: в доме царил налаженный крестьянский быт. У Стефана и Василисы были старшие дети — уже взрослые на момент молитвы о новом малыше. «По плодам их узнаете их» — говорит Господь в Нагорной проповеди (Мф.7:20). И в этом случае плодом этой уже немолодой четы стал святой Александр Свирский!

Необычным поворотом в судьбе этой пары стало их «паломничество» в основанный в XIV веке Островской монастырь (который в то время не был еще общежительным и назывался так, потому что превращался в остров во время ежегодного половодья реки Оять: обитель окружала со всех сторон вода!). И муж, и жена молились каждый в своем уединенном домике-кельи о даровании чада.

И вот родился мальчик, который глубоко почитал родителей, сильно любил мать. Крепкий и ловкий, маленький Амос легко переплывал речку Оять еще в восьмилетнем возрасте, чтобы достичь находящегося от их дома на противоположном берегу Островского монастыря с чудотворной иконой Божьей Матери. У Амоса были трудности с постижением грамоты. И однажды около этой Богородичной иконы произошло чудо: ребенок услышал Голос, говорящий ему, что по его молитвам ему будет Помощь. С тех пор Амос, к удивлению родителей, стал лучшим в учении, превзойдя в своих способностях всех сверстников.

Но счастливых родителей ожидало сильнейшее потрясение и испытание. Можем ли мы до конца измерить глубину страданий отца и матери, которые, вымолив у Бога сына, получив его как ДАР и благословение Божие, должны были расстаться с ним в земной жизни? Проститься — чтобы и он, и они взошли на высоту жизни христианской?!

Амос покинул отчий дом, как некогда Авраам: ушел из родной земли туда, куда позвал его Создатель. И, видимо, это повторение произошло не случайно: в 1507 году, уже будучи игуменом Александром нового Свирского монастыря, Новозаветный Авраам удостоился особого посещения Господа: ему явилась Святая Троица!..

Явление Троицы преподобному Александру.

 

Во многих современных жизнеописаниях Александра Свирского сказано, что Стефан и Васса узнали о сыне спустя 3 года после его исчезновения. Но три ли года?!! Неправильно переведенные слова старинной Рукописи Иродиона стали причиной ошибки в летосчислении жития Преподобного. «По прошествии трех лет» — гласит перевод, изданный в 1905 году! Но вот текст: «И се убо ВО ЕДИН ДЕНЬ мужие… пришедше от страны Корельския, и реша отцу блаженнаго: мы убо известне уведехом о сыну твоем…». «Во един день» — это далеко не три года, а «по прошествии ЛЕТ», «ОДНАЖДЫ»!

В житии преподобного Александра его автор — игумен Свирского монастыря 1533-1545 годов Иродион, самый популярный агиограф допетровской Руси — указывает точный возраст Амоса, принявшего постриг после его семилетнего послушничества на Валааме: 26 лет — 1474 год. Ушел же юноша из дома, когда его хотели женить — 18-19 лет. Продолжение древнего текста Рукописи Иродиона гласит примерно следующее: ГОДА ТРИ НАЗАД мужи Корельские видели Амоса уже постриженным! Получается, что только в 1477-78 годах родители узнают о местопребывании сына!!! А это — спустя 10 лет после того, как юноша-Амос покинул отчий дом! В 1478 году инок Александр уже живет в отшельничестве на Святом острове, отдельно от Валаамской братии. И именно туда к нему приезжает его отец, Стефан…

Стефан. Встреча отца и сына на Святом острове.

Амос покинул родителей, утаив от них правду: они дали ему благословение на уход, думая, что он идет в соседнюю деревню навестить своего старшего брата Иоанна. Почти 10 лет Стефан и Васса не имели о нем вестей и молились, чтобы Господь сохранил им их любимого ребенка. Узнав, что Амос на Валааме, Стефан, невзирая на трудный путь, отправился в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь будучи уверен, что своей властью отца вернет сына домой.

Инок Александр. Фрагмент росписи Часовни святых Сергия и Варвары в Введено-Оятском монастыре.

Какой же должна быть сила молитвы 30-тилетнего Александра, что после 10-летней разлуки отец, нашедший сына, не может возвратить его в родительский дом, как он хотел было сделать?! Он вынужден вновь проститься с ним! После слез и отчаяния молодого отшельника Святого острова, обращенных ко Господу, разворот личности Стефана огромен — властный хозяин-отец становится смиренным учеником своего младшего ребенка! Покаяние Александра перед родителями оказалось настолько глубоким, что Стефан и Васса избирают путь смирения.

Они прощают сыну всё — и обманом полученное благословение на уход из дома, и то, что тот не наследует накопленное отцовское «добро», отказываясь во имя иноческого служения ухаживать за старыми отцом и матерью. Поступок Стефана после разговора с сыном на Святом острове — это христианский родительский подвиг — он благословляет чадо поступать так, как тот чувствует. На такой смиренный шаг способны редкие отцы!

И для матери младший сын становится незримым духовным наставником: Васса сохраняет с ним всю свою жизнь непрерывное духовное общение; Александр молится за мать постоянно, и она, не имея возможности обнять его и быть рядом с сыном физически, остается близкой ему духовно. Эта нелегкая задача матери — постоянно молиться за ребенка на расстоянии! Так жить Бог призывает лишь тех, кто способен вслед за святым сыном выдержать столь же мучительный и трудный путь…

Васса (Варвара). Кадр из фильма «Паломники».

Александр Свирский называл сам себя грешником, совершив лишь один раз самовольный уход из родительского дома в монастырь. За этот поступок он нес покаяние, с особым духовным трепетом молясь всю жизнь и за своих родителей, и за духовное счастье всех других семей, обращавшихся к нему за поддержкой. Не случайно к этому Святому Чудотворцу направлены теперь молитвы о даровании чада, о помощи во взаимоотношениях с родителями. Многим паломникам еще при своей земной жизни игумен Александр советовал посетить прежде его обители  Островской монастырь — «Монастырь моих родителей»— так называл его с особым почтением святой Александр!

Более того: немногие подвижники оставляют после себя учеников, воспитанных по образу и подобию самого учителя, с его миропониманием и духовным потенциалом. Еще меньше известно святых, ученики которых также, по Божьему промыслу, прославлены церковью. Александр Свирский прожил жизнь простого и скромного игумена, но воспитал в память об отце и матери целую плеяду духовных детей-последователей. И его родители, по его слову принявшие иночество и прославившие Островский (ныне – Введено-Оятский) монастырь — среди 15-ти учеников преподобного Александра, канонизированных православием.

Введено-Оятский монастырь. На противоположной стороне — памятная церковь в честь рождения святого Александра.

Почитание Сергия и Варвары сохранялось вплоть до советского времени. Начиная с XVI века — первое упоминание в грамоте 1597 года царя Федора Иоановича, в которой он жалует братию «Введенскаго монастыря, что на реке Ояте, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго», — до многочисленных чудес исцеления, совершенных у их мощей в XVII-XIX веках.

Первоначально гробницы Сергия и Варвары стояли в нижнем этаже Введенской церкви. По указу Петра I для мощей Преподобных были построены новые раки в Преображенском приделе Богоявленской церкви. Но в советское время Богоявленский собор Введено-Оятской обители был разрушен, а мощи святых Чудотворцев-родителей — утрачены…

Лишь в 2000 году преподобных Сергия и Варвару включают в Собор Санкт-Петербургских святых. В 2003 году, стараниями игумена Свирского монастыря Лукиана (ныне — архиепископа Благовещенского и Тындинского) обретается место погребения Преподобных, на котором к 2006 году строится новая Часовня с иконами-событиями жизни родителей Александра Свирского…

Часовня святых Сергия и Варвары в Введено-Оятском монастыре.

 

Фрагменты из жития Стефана и Василисы стали основой исторических эпизодов художественного фильма «ПАЛОМНИКИ» /онлайн просмотр через ВК-группу «Кинохроника ПАЛОМНИКИ»https://vk.com/palomniki_kinohronika

Трейлер фильма: https://youtu.be/_8QHENI8uhE

Открывая для себя этих святых угодников, мы можем вновь, как это было принято в России, просить их заступничества. Христианское смирение преподобных Сергия и Варвары помогает современным верующим супругам в их родительской молитве.

Во время обострения вечных разногласий «отцов и детей», в период «взросления» современного молодого поколения, превзошедшего нас в познании информационных технологий, но, порой, оскудевающего духовно, обращение к святым Сергию и Варваре дает силы сохранить мир и согласие в семье, преодолеть обиды друг на друга. Заступничество Островских супругов-Чудотворцев может уберечь родителей от ненужных конфликтов с детьми и укрепить взаимопонимание поколений!

Преподобные Сергий и Варвара, молите Бога за нас!

Каменные раки преподобных Сергия и Варвары.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 недели

Лилия Аввакумова

Аватар 0
режиссер фильма "Паломники", к.г.н.
Комментарии: 0Публикации: 16Регистрация: 10-07-2020

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .