Автор: Вячеслав Ск
Источник: https://vazlav-s.livejournal.com/5173.html
Предуведомление от администрации группы Ἀλήθεια | Православное богословие:
«Это никогда не было запрещено: в Церкви излагать свою веру как кто пожелает — с той единственно целью, чтобы показать свой образ мысли, но не в качестве кафолического исповедания и веры». (Свт. Марк Ефесский. Sessio Ferraria X // Quae supersunt Actorum graecorum Concilii Florentini / Ed. J. Gill. R., 1953. P. 192)
Вот, давно уже хотел составить свой «Томос», объединив в нем результаты всевозможных дискуссий, в которых довелось принять участие. Буду рад любым комментариям и критике.
А пока думаю, что забыл или напутал, и буду править.
1. Верую во единого Безначального, Бессмертного, Безграничного, Всеведущего Бога Отца; Вседержителя (то есть Своею властью содержащего всю Вселенную) и Промыслителя (то есть всегда промышляющего о всем творении).
2. Почитаю Бога Творцом неба и земли, всего видимого материального мира и невидимого ангельского мира. Допускаю иносказательное истолкование Шести дней творения, но отрицаю исповедание о том, что Адам и Ева произошли от животных. О том, что человек создан «по образу Бога» верую так, что по образу Бога создана только душа, но не тело.
3. [Против софиологии] Отрицаю всякое учение, будто бы при сотворении всего Бог прибег к посредству некоей сущности (так называемой «Божественной Софии»), будь то ипостасной или не-ипостасной, занимающей промежуточное положение между тварным миром и Безначальным Богом, или якобы являющейся «Телом Бога». Отрицаю, что Бог сотворил мир не свободным волеизъявлением, а якобы необходимо повинуясь требованию Своей любви. Отрицаю и всякое учение, будто в совокупности ипостасей какого-либо вида твари, или даже над совокупностью всего творения, существует нечто большее, нежели только сумма тварных ипостасей, как-то: какое-либо сверхсущество или коллективный разум, или, иным образом, некая сверхсущность, равно: ипостасная ли, или неипостасная (так называемая «Тварная София»).
4. Верую также во единого Господа Иисуса Христа (то есть Мессию), Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, несотворенного, единосущного Отцу единородного (т.е. единственного) Сына Божия, по неописуемому образу рождения произведенного Отцом из Своей сущности прежде всех веков, то есть вне времени, в котором начало быть что-либо из сотворенного мира и ангельских сил. Через этого Христа всё сотворено, что начало быть.
5. Верую, что для нашего спасения от последствий первородного греха прародителей и наших личных грехов Христос сошел с небес, принял плоть от Духа Святого и Марии Приснодевы (то есть сохранившей девство до рождения Христа, в рождении Его и после Его рождения). Отрицаю всякое учение, якобы все христиане включены в Тело Христово через восприятие Логосом общей человеческой природы в Его Воплощении. Исповедую вместо этого, что в Воплощении Логосом воспринята человеческая природа с идиомами единоличного конкретного человека и что эта человеческая природа не имела в воплощённом Логосе самостоятельного ипостасного существования, а ипостасью для нее стала ипостась Логоса.
6. Об этой же Приснодеве верую, что хотя по образу семенного зачатия Она и была причастна первородному греху, но никогда ни словом, ни делом, ни мыслью не согрешала. В Благовещении Она была от первородного греха освобождена Святым Духом, дабы Бог Слово мог создать от Ее кровей Свою человеческую плоть. После Своего Успения на третий день Она была в преображенном нетленном теле вознесена Своим Сыном на небеса.
7. Исповедую,что Логос сделался единосущным нам человеком, приняв и неукоризненные страсти, во всем став подобным нам, кроме первородного греха, так, что даже мог бы и состариться и умереть от старости и болезней, если бы соизволил и если бы таково было домостроительство спасения.
8. Исповедую Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух природах познаваемого неслитно (так, что различение природ сохраняется после соединения), неизменно (так, что ни одна природа не изменяет своих свойств), нераздельно (так, что обе природы составляют одну Ипостась Христа), неразлучно (то есть так, что соединение природ произошло навечно и никогда они уже не будут разделены), поэтому природы во Христе соединяются в Одно Лицо и Одну Ипостась — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа. Исповедую также две природные воли (человеческую и Божественную) и две соответствующие им энергии во Христе. Согласно этому отрицаю учения всех еретиков, не принимающих III Вселенский собор, Халкидонский Собор 451 г., и VI Вселенский Собор и исповедующих как «единую» или «сложную природу» Христа, так и «две ипостаси и единое лицо единения» Христа.
9. Верую в принимаемую Всей Троицей искупительную Жертву распятого за нас при Понтии Пилате Христа, страдавшего и погребённого, и согласно с Писаниями, не испытавши истления (разложения тела на стихии), воскресшего на третий день в преображенном нетленном теле.
Анафема всем отрицающим, что к нашему спасению и очищению от грехов нужно пришествие в мир Сына Божия по плоти, Его добровольные страдания, смерть и воскресение. Также анафема всем неприемлющим благодати искупления, Евангелием проповеданного, в качестве единственного нашего средства к оправданию пред Богом и вводящим новых «искупителей» или новые «искупления», заменяющие или дополняющие жертву Христа, будь то «искупительный подвиг Царя Николая II» или «искупление в силу сверхдолжных заслуг святых» или иначе что-либо, кроме Самой Крови Христа, проливаемой во оставление грехов.
10. Согласно с Константинопольским собором 1076 г. анафема всем, не принимающим чистою верою и простым сердцем чудеса Христа и Богородицы и прочих святых и пытающимся при помощи доказательств оклеветать их как невозможные или перетолковать по своему мнению и представить по собственному разуму.
11. Верую,что на сороковой день после Воскресения Христос восшел на небеса, не совлекаясь при этом плоти, и воссел одесную Отца и опять грядет со славою во Своем Втором пришествии судить живых и мёртвых. Царству же Его не будет конца, а не так, как учили еретики Маркелл и Аполлинарий, что после Царства Сына наступит Царство Отца. К этому отрицаю также всякое учение, якобы перед концом времен чувственное Царство Христово на 1000 лет установится на земле и будто бы только потом будет Всеобщий Суд.
12. Верую в Святого Духа, Господа, говорившего чрез пророков, дающего жизнь, исходящего от Отца по неописуемому образу исхождения, через Сына предвечно воссиявающего, но только от одного Отца имеющего ипостасное бытие (как учит Собор Константинопольский от 1285 года) и поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном.
13. Исповедую, что Отец, Сын и Святой Дух — не три бога, но и не один бог, принимающий попеременно вид Отца, или Сына, или Духа, как учил еретик Савеллий, а единосущная неразлучная Троица, имеющая одну волю, одну энергию, одну природу, но три Ипостаси, которые ничем друг от друга не отличимы, кроме нерожденности Отца, рождения Сына и исхождения Святого Духа от Отца.
14. Вслед за Константинопольским Собором 1351 г. исповедую различение в Боге сущности и энергии так, что божественная сущность совершенно необъемлема, а божественная благодать/энергия участвуема. Исповедую, что с этим различием сохраняется божественная простота, поскольку божественные энергии не есть нечто, существующее само по себе, отдельно, ипостасно и вне Бога, а есть Сам Бог. Анафема говорящим, что Бог не имеет естественной энергии, а существует только сущность, или что естественная энергия Божества тварна, или утверждающим, что от различения сущности и энергии происходит в Боге сложение.
15. Верую в Церковь, основанную по обетованию Христа Святым Духом, на пятидесятый день по Воскресении Христовом. Эта Церковь:
а) Единая, то есть не разделяется на множество собраний, а существует в качестве единого Тела Христова, соединяющего всех христиан, верующих в единые догматы православной веры, утвержденные 7 Вселенскими Соборами и Соборами в Константинополе от 1285 и 1351 года. Отрицаю согласно этому всякое учение, якобы Церковь Христова разделилась на необщающиеся между собой сообщества, будто бы тем сохраняя «незримое единство», или тем более, будто таинства еретиков и раскольников довлеют ко спасению.
б) Святая, то есть непогрешима, и нерушимо сохраняет истину догматов веры.
в) Вселенская (Кафолическая), то есть такова, что власть Ее вязать и решить распространяется до концов Вселенной. Отрицаю примат власти кого-либо из первоиерархов Поместных Церквей, но признаю «примат чести», иерархию среди равных, согласно диптихам.
г) и Апостольская, то есть сохраняет неповрежденное апостольское преемство епископата и апостольское учение.
19. Верую также, что Святые Дары есть самое Пречистое Тело Христа, и Честная кровь Христа, что в Чаше присутствует не мертвое закланное Тело Христово, а Сам Живой Христос, на множество частей рассекаемый в Священнодействии Божественных Таин, но не разделяющийся, всецело преподаваемый каждому верному причастнику. Исповедую, согласно с Константинопольским Собором 1157 г., что жертва, ежедневно приносимая в Священнодействии Божественных Таин, приносится Святой Троице. Согласно с этим же Собором отрицаю всякое учение, якобы Священнодействие Божественных Таин есть иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем, и возносимая к той лишь мечтательно и образно.
20. Исповедую единственное крещение во имя Отца, и Сына и Святого Духа, во оставление грехов. Отрицаю ересь Пелагия и Целестия о том, что первородный грех не передается по наследству, что младенцы рождаются в состоянии Адама до грехопадения и не нуждаются в крещении, а сам Адам умер бы, даже если не согрешил.
21. [Против старообрядцев] Исповедую равночестность древлеправославного обряда и нового обряда, и прочих христианских обрядов (латинского и иных).
22. [Против иконоборцев] Почитаю иконы Христа, Богородицы и святых, воздаю им поклонение согласно сходности подобия, наименования и чести образа и первообраза. Поклонение это не Богопочитательное (существенное, природное поклонение веществу, из которого икона изготовляется), но относительное (осуществляемое в силу безусловного отношения образа к Первообразу). Богопочитательное же поклонение подобает по природе только Богу-Троице. Принимаю исповедание Собора 1092 года, осудившего ересь Льва митрополита Халкидонского о воипостасности характира/образа, изображаемого на иконах, Христу, и о том, что следует служебное поклонение воздавать подобию Христа, видимому в иконах, а относительное — веществу иконы.
23. [Против имяславцев] Почитаю Имя Божие как словесную «икону» Бога, воздаю Имени Божию относительное поклонение, наравне с иконами Бога.
24. [Против философов-персоналистов] Отрицаю учение об отождествлении ипостаси и «самосознания» (оно же «самость» или «эго»), а также учение о том, будто ипостась неким образом является «несводимой» к своей природе, или «управляет» природой, так как подобным учением вводится ипостасное действие «управления природой», чему св.отцы никогда не учили. Исповедую, что самосознание всякого разумного существа — это его природная энергия. При этом применительно ко Христу, так как Его Божественная и человеческая энергии ипостасно соединены и не действуют порознь, это не означает, будто бы у Христа два самосознания, воспринимающих друг друга как нечто чуждое, но две энергии, два самосознания, действующие в едином богомужном действии, как и раскаленный меч одновременно режет и сжигает. Первая из этих энергий, божественная — общая для Пресвятой Троицы, а вторая, человеческая — индивидуально является из Троицы только во Христе по полноценности Его человеческой природы, так как Отец и Святой Дух не воплотились.
25. Чаю воскресения мёртвых, одних в преображенных телах на вечную жизнь, других же в проклятии на вечное осуждение. Отрицаю ересь о всеобщем восстановлении и спасении всех в конце времен (апокатастасисе).
Аминь.
г.Москва
Составлено: 23 октября — 29 октября 2011 года.
Опубликовано: 11 ноября 2011 года.