Русское Явление Покрова

14 октября, 2020 Православие Комментарии : 0
Читали : 34

Покров Пресвятой Богородицы — один из праздников, особо почитаемых именно в России: в Греческой церкви этот праздник не обозначен, а научной историей подвергается сомнению традиционная связь праздника с нападением на Константинополь неких варваров: то ли сарацинов (?!), то ли славян-русов (?!). Из событий, близких по времени к явлению Покрова святому Андрею, Христа ради юродивому, византийские хроники отмечают лишь победу своего флота над сарацинским в октябре 906 года. Никаких других войн в последующие десятилетия около Константинополя не велось! Русско-византийская война 907 года подробно описана лишь в русской «Повести временных лет». По её сведениям легендарный поход киевского князя Олега на Константинополь завершился подписанием мирного договора в 907 году. Откуда же историческая датировка явления Покрова — 1 октября 910 года?

Часть росписи храма Покрова-на-Нерли

По одной из гипотез, её установил на Руси Андрей Боголюбский (скорее всего, без санкций Киевского митрополита: документально этот факт также нигде не обозначен). Праздник Покрова был учрежден в память заступничества Богородицы за войско Андрея Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году. Именно этому событию был посвящён знаменитый храм Покрова-на-Нерли (1158-1165 гг.) в Боголюбове.

Храм Покрова-на-Нерли

Несмотря на то, что есть связь между Андреем Боголюбским и его духовным покровителем, блаженным Андреем, высказываются сомнения, что храм был сразу посвящен Покрову; частные исследования полагают, что он был изначально создан просто как Богородичный. Но в последующие десятилетия за ним закрепилось название Покрова. Значит, на Руси — это первый Покровский храм.

Есть и другое мнение: некоторые учёные считают, что инициатором установления праздника Покрова на Руси был не Андрей Боголюбский, а его дед — Владимир Мономах: ему также было важно установить связь между Покровом во Влахернском храме Константинополя, где хранились риза Пресвятой Заступницы, Ее головной покров и пояс, и Русским государством, которое перенимало тогда традиции Византии (не случайно мать Владимира Всеволодовича была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха).

Интересно, что исторические сведения отсутствия войн возле Константинополя в 910 году подтверждает сам текст Житие блаженного Андрея: описание опасности нападения врагов на Константинополь и Видение Богородицы, идущей по воздуху в окружении ангелов — это совершенно разные, несвязанные между собой повествования.

Иносказательно про нашествие огорян говорится совсем в другом месте Жития, а именно в «Откровении Андрея о конце мира»: «…Знай же о нашем городе: вплоть до кон­чины ни один народ не пленит и не возьмет его, ни в коем случае, ибо он отдан под покровительство Богородицы, и никто не похитит его из ее рук. Ведь многие народы будут нападать на его стены…, отступая с позором, но унося из него дары и большое богатство…».

Только потом в Житие святого Андрея идет упоминание о неком царе, который «…нало­жит… десницу свою на море и укротит светловолосые народы, и сми­рит врагов под рукою своею…».

Получается, что нет непосредственной связи между знаменитым Видением Богородицы святому Андрею и избавления Константинополя от врагов! Почему же тогда возникла устойчивая легенда, что Богородица распростерла свой мафорий, когда весь заполненный людьми Влахернский храм молился об избавлении от вражеского нашествия? Ведь именно эта идея прочно вошла в умы русских верующих: в момент опасности Богородица защищает страну и каждого горячо молящегося человека! Слова Жития святого Андрея подтверждают главную идею происшедшего в Константинополе события — они несут понимание великого Заступничества Богородицы за народ, город, государство, которые были взяты Пречистой под её Защиту (Покров).  Следуя именно этому утверждению, праздник Покрова и стал столь знаменит на Руси…

Уверенность русских православных верующих в особом Божьем Покровительстве и Богородичной Защите передавалась из поколения в поколения. 6 сентября Русская православная церковь отмечает память явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.

Явление Богородицы преподобному Сергию

В одну из пятниц Рождественского поста 1385 года, прочитав акафист Божьей Матери, святой Сергий вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». И, выйдя из келии, учитель и ученик увидели Богородицу в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Агиографы Жития преподобного Сергия — Епифаний Премудрый и Пахомий Серб — подробно свидетельствуют о Заступничестве Пречистой Девы за молодую Троицкую обитель. Новое подтверждение особой заботы Божьей Матери о русской земле описывается в Житие Александра Свирского. Честный и скромный агиограф, игумен Свирского монастыря 1533—1545 годов Иродион тщательно и в глубокой молитве составлял жизнеописание преподобного Александра. Побоявшись что-то исказить, Иродион решил максимально близко взять текст из такого же невиданного ранее случая. Именно поэтому описания Видения Богородицы святым Сергию Радонежскому и Александру Свирскому так похожи!

Явление Богородицы преподобному Александру Свирскому

Пречистая Дева явилась преподобному Александру около 1528-1530 гг., почти в конце его земной жизни. Только теперь, подтверждая верующим Российского государства свое особое Покровительство, Богородица пришла совершенно точно так, как в далеком 10 веке являлась блаженному Андрею Константинопольскому — в окружении ангелов! Пречистая Дева в XVI веке вторично посетила русский монастырь — только на этот раз не Троицко-Сергиеву Лавру, а Свирскую обитель (примечательно, что в народе её стали называть Северной Лаврой). Вероятно, святой Александр Свирский, как и блаженный Андрей, имел особое Божье Благословение на видение Покрова. Только Богородичный амафор в начале XVI века был уже распростерт над русским народом, преемником византийских традиций православия: ведь в 1453 году Константинополь был разрушен турками. Значит, особая миссия так называемой «Богоизбранности» страны, способной хранить для других народов истинную ВЕРУ, перешла к России! Об этом, в частности, говорят герои художественного фильма «Паломники», посвященного преподобному Александру — https://vk.com/palomniki_kinohronika

Во время ночных молитв святого Александра Свирского над фундаментом строящегося храма в честь Покрова Богородицы, в алтарной его части, явилась Пресвятая Владычица — причем не только в окружении сонма Небесных Бесплотных Сил, но и с Господом-младенцем на руках! Как и в далеком 910 году, когда Богородицу видели в Влахернском храме лишь святой Андрей и его ученик Епифаний, свидетелями Русского явления Покрова, также стали двое — святой Александр Свирский и его ближайший ученик, будущий преподобный Афанасий Сяндемский. Разница между двумя явлениями Богородицы была в том, что в Свирском монастыре Пресвятая Владычица еще и стала разговаривать с преподобным Александром, называла его избранником Сына Своего и обещала заботиться о его монастыре. Те же слова Божья Матерь произнесла ранее и преподобному Сергию. Получается, что и Московская земля, и Северо-Новгородские земли, составляющие духовное ядро Русского государства, получили особый знак — подтверждение заботы Богородицы. В дальнейшем, подобные Видения были и у Серафима Саровского — последний раз Богородица посетила Святого Старца 25 марта 1831 года. Снова был дан русским верующим ободряющий защитный символ! А сколько было явлений икон Божьей Матери! И в минуту опасности обращение через них к Богородице спасало Россию. Казанская икона стала символом освобождения Москвы от польско-литовской интервенции. В день Бородинской битвы Смоленскую икону, вместе с Владимирской и Иверской, носили по военному лагерю на Бородинском поле. В преддверии революционных разгромов, была обретена Державная икона Божьей Матери…

В надежде Заступничества Богородицы, в Её честь созданы в России многие храмы. И особенно много Покровских церквей! Храм Покрова-на-Нерли стал первым в России посвящением этому празднику. Вторым в истории русским Покровским храмом стала скромная церковь в Свирском монастыре. Сколько бы не пытались принизить её духовное и архитектурное значение, сделать исторически более поздней, чем храм Покрова-на-рву, построенный Иваном Грозным в Москве в 1555 по 1561 годы, скромная Покровская церковь, где около 1530 года святой Александр Свирский увидел Богородицу в окружении ангелов, остается особым сокровенным местом, хранящим необычное Знамение Божьей Матери.

Покровская церковь Свирского монастыря

Годы создания церкви Покрова оспариваются учеными. Высказываются предположения, что Покровская церковь была построена в 80-е годы XVI века. Но подобное утверждение противоречит сведениям Рукописи игумена Иродиона о жизни святого Александра Свирского. А там ясно указано, что храм Покрова уже строился. Видение Богородицы в Свирской обители дало силы преподобному Александру организовать строительство не деревянного, а сразу каменного Покровского собора. Благотворителем его возведения стал сам Василий III. Однако спустя 48 лет после кончины святого Александра, в 1581 году, Свирский монастырь был разорен шведами, а в 1613 году — поляками и литовцами. Спустя еще столетие, в конце 1784 года, ужасный пожар истребил много документов и книг, хранивших информацию о первоначальной истории Обители. Поэтому точной датировки строительства Покровского храма не сохранилось. Восстанавливали разрушенную церковь почти заново в 1619-1620 годах.

При ремонтах в XVIII-XIX веков у Покровской церкви была разобрана Часозво́ння — башня с часами. А годы революции, а затем время Великой Отечественной войны принесли Покровскому храму новые разрушения. Реставрация этого памятника новгородской архитектуры проходила в 1969-1978 годах (архитектор — А.Н. Милорадович). При этом было восстановлено щипцовое завершение храма, утерянное в ходе перестроек XIX века. Комплекс завершен тремя ярусами кокошников, с главкой одностолпной трапезной палаты. Над ней восстановлены Часозвоння и Келарская.

Скромная Покровская церковь Свирского монастыря спокойно и величественно хранит память о Явлении Пресвятой Богородицы. Современные версии иностранного строительства в Москве храма Василия Блаженного —Покрова-на-рву (хотя и там есть предел Александра Свирского, столь почитаемого Иваном Грозным!) — не могут, тем не менее, ничего высказать в адрес Свирской Покровской церкви. Это — чисто русский памятник архитектуры. И никакие варвары, пожары, революции и иные войны — наяву и в умах человеческих — не смогут сбросить Покров Божьей Матери, распростертый над русской землей, и, в частности, над Свирской обителью!

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 3 дня

Лилия Аввакумова

Аватар 0
режиссер фильма "Паломники" (об Александре Свирском)
Комментарии: 0Публикации: 11Регистрация: 10-07-2020

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .