Известно, что Православный годовой круг Двунадесятых Праздников — не просто дань Библейской истории. Он нужен нам, чтобы каждый год проживать вместе с Богородицей, Спасителем и Апостолами все Евангельские события, проникаясь их глубоким смыслом. Эта практика приближает нас к Богу. Она помогает нам правильно смотреть на повседневные заботы, выдерживать собственные испытания и решать свои проблемы.
Это в теории. На практике заставить себя, а тем более современных, вооруженных всевозможными гаджетами, детей всерьез погрузиться в атмосферу Евангельских времен почти невозможно. Слишком много изменилось с тех пор. «…Человекам это невозможно, Богу же все возможно…» Стоит только попросить, и не упустить ответ…
И вот на уроке Основ Православной культуры, посвященном Рождеству Христову, в современном прагматичном детском сознании возникает вполне рациональный вопрос: зачем Всемогущий Господь сделал так, что, незадолго до родов Его Возлюбленного Сына, Марии пришлось проделать долгий и рискованный путь из Назарета в Вифлеем, да еще и рожать в хлеву, в пещере (в антисанитарных условиях)?
Путь действительно неблизкий (160 км.) Чтобы выиграть время, пока придет ответ, как реагировать на незапланированный поворот урока, приходится задавать уточняющие вопросы, неизбежно приближающие нас к той эпохе:
— Какая скорость груженого ослика?
— сейчас посмотрим… — примерно 4 км/час, как у пешехода…
— Сколько часов в день может проехать на ослике беременная женщина?
— наверное, сколько проедет, столько же и отдыхать будет… 8 часов на сон, и оставшиеся 16 часов делим пополам: около 8-ми часов в сутки…
— Сколько же дней добираются Иосиф с Марией до Вифлеема?
— примерно 5 дней (160км:4км/час=40часов:8часов/день=5дней)
— Значит, когда мы 1 и 2 января доедаем остатки новогоднего ужина, Они отправляются в путь?
— получается, что так…
Время выиграно! Наконец-то приходит счастливая мысль, куда вести дальше этот невольно возникший «мозговой штурм»!
А потом, после переписи, Иисус попадает в число Вифлеемских младенцев, которые, по приказу царя Ирода, должны быть уничтожены.
— Где будут искать Младенца Иисуса иродовы палачи?
— в Вифлееме, наверное…
— По гостиницам и домам, пускавшим приезжих?
— скорее всего…
— Теперь понятно, почему хлев в пещере оказывается не только символом смирения Сына Божьего, но и самым безопасным местом для родов Богомладенца?
— ну да, никто, кроме пастухов про Них не знает, а пастухов Ангел предупредил, так что вряд ли они проболтаются…
Потом Иосифу во сне Ангел говорит, что нужно уходить в Египет. И Первосвященник Захария после Сретения в иерусалимском Храме утверждает Их в этом намерении.
— Сколько добираться от Иерусалима до Египта?
— сейчас посмотрим… — до границы примерно 120 км…
— Сколько это дней пути для Иосифа и Марии с Младенцем?
— если брать ту же скорость, то 4 дня…
— Успокоится ли Ирод, уничтожив всех младенцев, которых нашли в Вифлееме, если у него есть материалы переписи?
— нет, наверное, он прикажет найти и уничтожить тех, кого ещё не нашли…
— Где будут иродовы палачи искать Младенца Иисуса, если в материалах переписи местом жительства Его Семьи обозначен Назарет?
— по дороге в Назарет, конечно…
— Какова скорость верховой лошади?
— сейчас посмотрим… — 20-25 км/час…
— За сколько иродовы палачи смогут добраться до Назарета, обыскивая все гостиницы и постоялые дворы по дороге и расспрашивая всех о Святом Семействе?
— наверное, за день-два управятся…
— Сколько им понадобится времени, чтобы убедиться, что Святое Семейство в Назарет не возвращалось?
— ну еще день-два: найти их дом, соседей опросить в городе поспрашивать…
— А вернуться к Ироду и доложить ему об этом?
— еще день…
— Если предположить, что после их доклада Ирод, каким-то образом узнает, что Святое семейство отправилось в Египет, и отправит своих палачей за ними в погоню, где в это время будут Иосиф и Мария с Младенцем?
— уже в Египте, точно успеют добраться до границы…
— Теперь понятно, зачем был нужен спасительный долгий путь из Назарета в Вифлеем?
— да, лучше уж пять дней на ослике потрястись, чем спасать потом Младенца от иродовых палачей…
Звонок с урока возвращает нас из далекой Палестины в наше время.
Возможно, в Библейской истории все было не совсем так, или даже совсем не так, как получилось у нас на уроке, но благодаря неожиданному практическому вопросу и возникшему из-за него «мозговому штурму», с Божьей помощью, мы с детьми пережили все события Рождества Христова так, как будто были их непосредственными свидетелями.
Слава Богу за все! С Рождеством Христовым!