Совершенству нет предела

18 марта, 2018 Православие Комментарии : 0
Читали : 2 446

  Сегодня многим людям непонятно, зачем Христос устанавливает такие высокие требования для тех, кто решил идти за Ним. Живя среди общества, в котором грех становится нормой, и даже обычная человеческая порядочность – редкостью, такой человек недоумевает: как можно жить по-другому в этом мире и к чему лишать себя многих удовольствий, которые он предлагает? Духовная жизнь становится синонимом монашеской, евангельские идеалы – излишними. Давайте подумаем, зачем же сегодня христианину нужна высокая духовная жизнь.

Совершенству нет придела

 Что касается высоких требований Христа, то здесь ответ прост: если мы опустим планку святости, то неизбежно наш уровень духовной жизни, далекий от идеала, станет ещё ниже. Если при уровне евангельской святости мы зачастую настолько низко поступаем, то что будет, если объявить норму на порядок  ниже?

 С другой стороны, следует помнить, что Христос призывает не просто к норме, а к совершенству, которому, как известно, нет предела: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Сам Он прожил человеческую жизнь идеально, как только это возможно Богочеловеку, установив такой рекорд, которому можно поражаться, пытаться следовать, но нереально превысить. Невозможно, имея перед глазами эту планку, ограничивать её человеческим стандартом. Святой может сильно стараться, даже установить свой высокий рекорд, но совершенство Бога, к которому мы призваны, бесконечно, поэтому всегда будет уходить своей высотой в бесконечность.

 Но Вы можете задать такой вопрос: божественное совершенство — это высоко и хорошо, но к чему побивать какие-то рекорды и стремиться всё выше (что требует больших трудов), когда можно просто прожить жизнь доброго христианина и войти в рай?

 Действительно, восхищаясь подвигами великих святых, некоторые люди часто не понимают, к чему были такие жертвы и лишения, зачем уходить в пустыню или хранить девство, если можно достичь Царства Небесного и без этого? Если мы воспринимаем праведную жизнь как некий проходной балл в рай, то действительно непонятно, к чему такие жертвы, ведь можно проскочить по-минимальному. Если же мы мыслим свою жизнь как служение Богу и людям, стяжание любви и благодати Святого Духа, то все встаёт на свои места. Никто не станет упрекать молодого человека за искреннюю любовь и заботу о своей девушке, даже когда взаимность уже достигнута, никаких корыстных целей не преследуется. Он просто её любит, поэтому готов идти ради неё на все. Нечто подобное, но в гораздо большей степени, испытывали святые, любившие Бога так, что всё остальное казалось ничтожным, ради жизни с Ним они готовы на всё. Великий апостол Павел пишет, что «для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп.3:8). Жизнь уже не ради награды, а ради общения с любимым Существом. Прп. Иоанн Лествичник так заповедает нам:  «Блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной» (Лествица, слово 30). При этом такая способность к совершенству, согласно святым отцам, продолжится в вечности, не ограничиваясь рамками короткой земной жизни. Как говорит об этом прп. Григорий Синаит: «В будущем веке, говорят, Ангелы и Святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь всё к большим и большим благам». То есть здесь мы только начинаем свой путь восхождения по лестнице совершенства, который не кончится никогда.

 Кроме того, многие люди, читая жития святых, сомневаются в том, что описанные там подвиги или чудеса имели место в жизни. Что же ответить таким скептикам? Во-первых, они совершенно правы, что человек сам по себе не способен на такое. Только Бог может действовать в нём, творя нереальные для нас вещи. С другой стороны, несправедливо отрицать какие-то факты только потому что их нет в твоем опыте. Если ты на это не способен, это не значит, что это невозможно никому. Даже если взять примеры простого человеческого мастерства, когда гимнаст вытворяет захватывающие трюки или спортсмен поднимает неимоверные тяжести, это говорит о реальности совершенного ими. Да, я этого не могу, а они могут. Я не способен продержаться без пищи и пития и одного дня, а гиганты духа — Моисей и Илия — не ели и не пили по сорок суток, укрепляемые Богом (Исх.34:28; 3Цар.19:8).

 Бог призывает нас к совершенству. Он не ограничивает нас определёнными требованиями, превышение которых излишне. Потому что высшая ступень отношений с Богом — любовь Родителя и детей. А разве может Отец запретить ребенку любить Его больше, чем он этого хочет?

 

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0
Магистр богословия, религиовед.
Комментарии: 5Публикации: 58Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .